Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Заблуждение как противоположность истины. Агностицизм

Абсолютная и относительная истина.

Истина бывает относительной и абсолютной. Относительной исти­ной называют неполное, приближенное знание, которое дополняется в процессе дальнейшего познания. Относительные истины, сменяя и уточняя друг друга, стремятся к абсолютной истине. Абсолютной ис­тиной называют такое знание, которое не может быть изменено в ходе дальнейшего познания. К абсолютным истинам относятся, например, так называемые истины факта, «вечные истины», физические констан­ты и т.п.

Понятия относительной и абсолютной истины связаны с пониманием познания как процесса, происходящего во времени и в опреде­ленных исторических условиях.

Абсолютность и относительность истины характеризует степень точности и полноты знаний. Абсолютная истинаесть, как считают Алексеев П.В., Панин А.В. (См.: Философии: учеб.-3-е изд., перераб. и доп. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2005. – 608 с., С.229):

а) результат познания отдельных сторон изучаемых объектов;

б) окончательное знание определенных аспектов действительности;

в) то содержание относительной истины, которое сохраняется в процессе дальнейшего познания;

г) полное, актуально никогда целиком недостижимое знание о мире и о сложноорганизованных системах (Презент. 10, слайд 3).

Чем определяется неизбежная неполнота, ограниченность и неточность наших знаний?

1) самим объектом, природа которого может быть бесконечно сложна и многообразна;

2) изменением (развитием) объекта, соответственно должны изменяться (развиваться) и уточняться наши знания;

3) условиями и средствами познания: сегодня мы пользуемся одними, менее совершенными приборами, средствами познания, а завтра – другими более совершенными;

4) субъектом познания: человек развивается соответственно тому, как он научается воздействовать на природу, изменяя ее, он изменяется сам, а именно- растут его знания, совершенствуются познавательные способности и т.д.

Согласно диалектике, абсолютная истина складывается из взаимодействия, взаимопроникновения относительных истин, при этом каждая часть целого (относительная истина) воспроизводит не полно, фрагментарно целый предмет (абсолютную истину).

В теории познания обсуждается так­же соотношение истины и заблуждения. Те представления, которые опровергаются в ходе развития науки, называют заблуждениями. Истина всегда конкретна, абстрактной истины не существует. Это означает, что истина всегда связана с конкретными условиями и все­гда относится к конкретному месту, времени, положению, обстоятельствам. Заблуждения следует отличать от лжи, как преднамеренному искажению фактов. Для этого есть свои причины (Презент. 10, слайд 4).

Заблуждения возникают, когда от явления мы пытаемся перейти к его основе, сущности. Ни о чем нельзя сказать, что оно поистине (по сущности) существует, и никакой способ познания не может быть признан истинным или ложным. Сама сущность постоянно изменчива. Всякому утверждению о любом предмете может быть с равным правом противопоставлено противоречащее ему утверждение. Вследствие этого единственно достойное человека отношение к вещам может состоять только в воздержании от суждений, проецируемых на "ускользающую" сущность.

Выгодой, проистекающей от воздержания от всяких суждений о подлинной сущности, как раз и будет невозмутимость, или безмятежность человеческого духа.
На смену античному агностицизму впоследствии пришли многие другие.
В Новое время, характеризовавшееся быстрым развитием экспериментального естествознания, сложились две наиболее влиятельные агностические разновидности агностицизма - юмизм и кантианство. Д. Юм утверждал: "Природа держит нас на почтительном расстоянии от своих тайн и предоставляет нам лишь знание немногих поверхностных качеств". И. Кант исследовал познавательные способности человека и специфику естественно-научного познания. Его привлекла активность человека в познавательной деятельности, созидание им форм, отсутствующих в природе, соединение "субъективного" и "объективного" в познании. В процессе познания мы имеем дело фактически не с "вещами в себе", а с явлениями; "вещи в себе", т.е. сущность воздействующих на человека объектов, остается непознанной. И. Кант считал, что каковы вещи могут быть сами по себе, "мы ничего не знаем, а знаем только их явления, т.е. представления, которые они в нас производят, действуя на наши чувства.

Одной из форм кантианского агностицизма являлся "физиологический идеализм" физиолога И. Мюллера (1801-1858), обосновывавшего свой агностицизм данными физиологической науки; родственна с мюллеровской концепцией "теория иероглифов", или "теория символов", немецкого физика и физиолога Г. Гельмгольца (1821-1894).
В дальнейшем наиболее значительной разновидностью агностицизма был конвенциализм А. Пуанкаре (1854-1912). Согласно конвенциализму наши теории и гипотезы являются лишь соглашениями между учеными; но они (теории) не способны отражать достоверно сущность исследуемых предметов, или предметных областей действительности.

В наши дни встречаются многие разновидности агностицизма, в том числе "технический агностицизм" Г. Башпяра (1884-1962), замыкающий познавательную деятельность преимущественно на созданной человеком технической реальности. Есть "квантово-механический", "кибернетический", "психиатрический", "социальный" агностицизм.
Во всех своих разновидностях агностицизм сохраняет свое своеобразие как течение внутри гносеологии, отрицающее (полностью или частично) достоверное познание сущности материальных систем. Он не отвергает возможности познания мира, но не идет дальше признания познаваемости явлений. Противоположностью такой позиции является гносеологический оптимизм. Он имеет многих ярких своих представителей: Демокрита, Платона, Аристотеля, Ф. Аквинского, Н. Кузанского, Ф. Бэкона, Р. Декарта, Шеллинга, Гегеля, К. Маркса, Ж.- П. Сартра и др.

Агностицизм ограничивает человека в его стремлении к познанию действительности, а релятивизм отрицает абсолютную истину и объективность истины. Всякая истина для релятивиста относительна и в этой относительности субъективна.

Вопросы для самопроверки (през. 10, слайд 5):

1. Каковы формы истины?

2. Назовите известные критерии истины. Что такое практика?

3. Какие концепции истины являются наиболее распространенными?

4. В чем сущность абсолютной и относительной истины?

5. В чем различие между заблуждением и ложью?

6. Перечислите разновидности агностицизма.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Концептуальное оформление истины | ПРИРОДА - совокупность естественных условий существования человека и общества
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 1428; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.043 сек.