Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Основы педагогической генеалогии




Тема 1.1. Основы педагогической генеалогии

Удержание и вычеты из заработной платы

Обязательное удержание Удержание по инициативе организации
Налоги на доходы физических лиц (13%) Аванс, выданный в счет заработной платы
Единый социальный налог (35,5) % Возврат сумм, излишне выплаченных вследствие счетных ошибок
По исполнительным местам (алименты, штрафы) Удержание за причиненный материальный ущерб

 

Понятие педагогической генеалогии (зарождение, становление, основные этапы развития педагогики). Педагогические цивилизации и их парадигмы (И.А.Колесникова).

Педагогика первобытного общества. Формы воспитания и существования педагогического знания в первобытном обществе. Становление организованных форм воспитания.

Репродуктивная педагогика – зарождение первых научно-педагогических идей и образовательно-воспитательных систем. Появление дидактики. Особенности обученния и воспитания в условиях репродуктивной педагогики.

Креативная педагогика. Особенности креативной педагогики. Влияние креативной педагогики на формирование личности.

Педагогические парадигмы. Технократическая парадигма, ее возникновение, сущность и содержание. Гуманистическая парадигма: зарождение, сущность, содержание. Эзотерическая парадигма: возникновение, сущность, содержание. Основные принципы обучения и воспитания в эзотерической парадигме.

 

 

И.А.Колесникова, анализируя историю развития цивилизации, выделяет три типа педагогических цивилизаций:

- природная педагогика, соответствовавшая первобытному обществу, - органично вплетавшаяся в естественный поток жизни и основанная на подражании, упражнении и естественном эксперименте,

- репродуктивная педагогика, предполагавшая целенаправленную передачу опыта одних поколений другим средствами специально организованного педагогического процесса. Между человеком и природой создается условный мир - знаковые системы, и в контексте определенной социокультурной ситуации специалисты-дидакты «договариваются» о том, какой объем знаний, навыков, отношений, оценочных суждений считать эталоном, и о характере норм, которые характеризуют ожидаемый эффект воспита­ния.

Смысл педагогической деятельности заключается в воспроизведении нормативных моделей мышления, поведения, отношений.

Однако именно репродуктивная педагогическая цивилизация порождает педагогический процесс, «превратившийся в производство, работаю­щее на достижение количественных показателей». Характерной чертой ре­продуктивной педагогической цивилизации становится монополия на ин­формацию со стороны отдельных социальных групп, использование обуче­нии как средства социальной селекции и ее воспроизводства в социально-образовательном процессе.

Именно репродуктивная педагогика, по словам И.А.Колесниковой, нацелена на «линейное» развитие человека и способов передачи опыта.

По сути, репродуктивная педагогическая цивилизация сопряжена с утверждением в обществе монофункциональной модели образования (суть которой раскрыта в трудах Л.Н. Лесохиной), - нацеленной на решение узко-утилитарных социально-экономических и социально-политических задач, стоящих перед обществом в конкретные исторические периоды.

И, наконец, третью педагогическую цивилизацию И.А.Колесникова называет креативной, то есть предполагающей не «линейное», а «объемное» системно-целостное видение развития человека и способов передачи опыта. Креативная педагогика предполагает изменение основной качественной характеристики педагогического процесса: педагогика мероприятий yступает место педагогике бытия. И в этой «бытийной педагогике» возрастает роль рефлексивной культуры, овладение механизмом целостного информационно-энергетического обмена в системе «Человек - Космос», ненасильственных способов разрешения конфликтов в системе «Человек - Человек», экологичных форм взаимодействия в системе «Человек - Природа».

Этапы развития педагогики, выделенные И. А. Колесниковой, отражают этапы развития человеческой мысли: первобытный анимизм, возникший как своеобразный ответ на теснейшее взаимодействие человека с природой, когда природа являлась, по сути, единственным «информационные знаком» для человека, науку - как утверждение концептуального (догматического) мышления над анимичным, и, наконец, философию, - предполагающую синтез различных типов мышления (анимизма и науки) и их рефлексию.

Развитие креативной педагогической цивилизации объективно возможно при становлении в обществе новой модели образования - полифункциональной модели, предполагающей слияние образования со всеми видами человеческой деятельности (Л.И. Лесохина), и способной реализовывать на практике то «объемное» развитие человека и способов передачи опыта, о котором говорит И. А. Колесникова.

Педагогические цивилизации предполагали установление определенных парадигм развития педагогической науки и практики:

Научно-технократическая парадигма, - в основе которой лежат представления об истине, доказанной конкретным, научно обоснованным знанием, проверенным опытом. Главная ценность - «точное» знание, со­блюдение определенных норм - четких правил и их передачу ученику. Кри­терий истины - практика, и любой результат оценивается в системе «да - нет», «знает - не знает». Знание обезличено, усреднено и взаимодействие педагога и воспитанника носит четко выраженный «субъект-объектный» ха­рактер в рамках принятых установок, стандартов и нормативов.

Гуманитарная (гуманистическая парадигма) - она возникла раньше научно-технократической (истоки - в античности, становление - в эпоху Ренессанса), и предполагающая процесс нахождения каждым чело­веком истины, то есть путь познания. Знание носит смысловой, ценностный характер. Отношения педагога и воспитанника строятся по типу «субъект - субъект», меняется и этическая позиция учителя и ученика, которые берут на себя свободную ответственносгь за свободный выбор той или иной по­зиции во взаимодействии (Песталоцци, Вентцель, Корчак, Толстой, Шацкий, Сухомлинский).

Эзотерическая парадигма – еще более древняя, чем гуманитарная. Тайное, скрытое знание, предназначенное для посвященных. Способ по­стижения - озарение, инсайт, внезапный порыв к истине, приоритет интуи­ции над логикой (т.е. опора на правополушарное мышление, предполагающее синтетическое видение мира). Педагог при этом - не «раб, ведущий ребенка», а Учитель. Учение - приобщение к истине через индивидуально прожитый и пережитый опыт, динамику психических состояний, пережива­нии. По сути, прорыв к истине осуществляется через откровение, в состоянии «просветления» (сверхинтуиции, сверхсознания). В рамках взаимодей­ствия учителя и ученика происходит исчезновение оценивающего аспекта: истинную ценность имеет пережитый опыт ученика, а учитель осуществляет физическую, нравственную, психическую подготовку и развитие сущностных сил ученика (древние цивилизации Вавилона, Египта, Индии, Америки, школа Пифагора).

Становление и утверждение в обществе креативной педагогической цивилизации предполагает творческое освоение достижений всех парадигм, создание интегративного знания о способах передачи всечеловеческого опыта, которое обогатит педагогическую науку и практику

Смена репродуктивной педагогики креативной - объективный истори­ческий процесс, отражающий смену моделей образования (изживание монофункциональной модели и утверждение полифункциональной - как условие перехода человеческого сообщества из индустриальной в постиндустриальную (информационную) стадию своего развития, при которой высшей ценностью становится сама человеческая бытийность).

В истории образовательного института отношения культуры и образования представляются достаточно сложными и проявляются, в частности, в таком явлении, как обособление школьной и внешкольной образовательной деятельности. Если первая олицетворяет общее образование в рамках формального обучения, то вторая представляет собой форму относительно свободного общекультурного развития. Такое положение остается актуаль­ным и в современных условиях. Однако все большее признание получает представление о «культурном развитии» как составной части социально-образовательного и социально-воспитательного процесса, направленного на наследование традиций, норм, эталонов поведения. Функция этого процесса - регулирование взаимоотношений человека и социальной сферы.

Такой подход к оценке места и значения культурного развития в обра­зовательной деятельности вписывается в современный общецивилизационный контекст. Образовательные модели трансформируются от моно­функциональной к полифункциональной на протяжении длительного периода развития, поскольку исторически связующим звеном служит духовная деятельность человека, которая по своей сути опирается на стремление человека к самореализации. При характеристике процесса смены образовательных моделей, совершенствования образовательных институтов было отмечено, что образование не всегда является прямым продолжением общего образования, а приобретает иную направленность. Кроме решения задач профессиональной подготовки оно приобретает гуманистический xарактер и реализует гражданское право личности на саморазвитие. Разностороннему развитию личности, как показывает история педагогики, способствует многопрофильный институт образования. «Многопрофильность включает в себя все направления образовательного процесса общее образование, профессиональную подготовку и общекультурное развитие. Развитие многопрофильного образовательного института шло в направлена включения в образовательный процесс общекультурного развития человека. По существу этот процесс продолжается на протяжении всего период, развития, начиная от простых форм образовательных институтов (воскресные школы), где степень культурного развития ограничивается обучением общей грамоте, до высшей для того времени формы - народных университетов, приобретавших многопрофильный характер. Если рассматривать совершенствование образовательных институтов с позиции повышения и образовательного уровня и постепенного перехода к многопрофильности, то можно отметить историческую связь многопрофильные институты образования с полифункциональной направленностью возникают в процессе раз вития от простого к сложному и соотносятся со ступенями развития человека в личностном плане в контексте общецивилизационного развития.

Педагогически обусловленные стратегии определяют направленность теории образования социально-политическим и общекультурным развитием общества. Научно-технические сдвиги приводят к преобразованиям во всех сферах жизни человека. Суть этих преобразований в общецивилизационном развитии: это переход от «несвободы» к «свободе» личности и развитию человеческой индивидуальности (К.Маркс). Несомненно, в этом про­цессе происходят поэтапные изменения, определяемые как фазы общецивилизационного развития. Невозможно объяснить все социальные процессы с фазы либо одной позиции, следовательно, все изменения в образова­нии (в широком смысле этого понят им) обосновываются или утверждаются с различных точек зрения, поскольку исторически процесс образования многоплановый и способен к саморазвитию. Ряд проблем и положений сформулированных в прошлом, не только сохраняет актуальность в наши дни, но и находит продолжение и развитие в более совершенной форме. Речь идет о преемственности и взаимопроникновении образовательных идей в ходе исторического процесса.

Тип личности учителя (педагога) может представлять собой социаль­ный индикатор и показатель эффективности образовательной системы и способность учителя к эмпатии, его мобильность, активность, динамизм, вовлеченность в профессию, культура, притягательность его личности, социальная активность - показатели развития всей системы образования. По существу, развитию образования присущ эволюционный характер, ему противопоказаны ломка, конфликтность, радикализм. Не случайно, поэтому, вторжения в этот процесс происходят в периоды, когда общество переживает кризисные состояния. Такой подход к эволюции образования опреде­ляет доминирующую позицию в современных взглядах на этот процесс, характеризуя его как утверждающий приоритет личности, его главенство. Важным представляется рассмотрение этих положений, их преемствен­ность, место в общей теории образования в историческом аспекте. Истоки современных подходов к проблемам образования зарождались и находили практическую реализацию в прошлом, поскольку образовательный процесс, механизм его реализации через образовательные институты предполагает преемственность как способ передачи опыта прошлого и базу для дальнейшего развития. Роль учителя в этом процессе первостепенна.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 1182; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.