Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Лекция 11. Правовое регулирование монополистической деятельности и поддержания конкуренции

 

1. Понятие монополистической деятельности и ее виды. Антимонопольное законодательство.

2. Государственное антимонопольное регулирование.

3 Понятие и формы недобросовестной конкуренции.

4. Ответственность за нарушение антимонопольного законодательства.

 

1. ПОНЯТИЕ МОНОПОЛИСТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ЕЕ ВИДЫ.

В соответствии с абз. 9 ст. 1 Закона Республики Беларусь от 10 декабря 1992 г. «О противодействии монополистической деятельности и развитии конкуренции» монополистическая деятельность – противоречащие данному Закону действия (бездействие) хозяйствующих субъектов, государственных органов, направленные на недопущение, ограничение или устранение конкуренции, а также причиняющие вред правам, свободам и законным интересам потребителей.

Таким образом, монополистическая деятельность может осуществляться как хозяйствующими субъектами, так и государственными органами, выражаться как в действиях, так и бездействиях, направлена не на причинение вреда конкретному конкуренту, а на недопущение, ограничение или устранение конкуренции, т.е. остязательности хозяйствующих субъектов, при которой их самостоятельные действия эффективно ограничивают возможность каждого из них односторонне воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.

К хозяйствующим субъектам закон относит физических и юридических лиц, иных субъектов гражданского права, осуществляющих предпринимательскую деятельность или имеющих право ее осуществлять (абз. 3 ст. 1 антимонопольного Закона). Т.е. это могут быть и лица, не зарегистрированные в качестве индивидуальных предпринимателей, но осуществляющие предпринимательскую деятельность.

В соответствии с абз. 16 ст. 1 антимонопольного Закона потребитель – любой субъект гражданского права, намеревающийся заказать или приобрести товар либо заказывающий, приобретающий или использующий товар (если в последнем случае товар, в том числе составная часть другого товара, является предметом совершенных и совершаемых гражданско-правовых сделок). Т.е. фактически это реальный или потенциальный контрагент по сделке.

Основные виды монополистической деятельности указаны в главе 2 антимонопольного Закона.

1. Деятельность (действия или бездействие) хозяйствующего субъекта, занимающего доминирующее положение на товарном рынке, в том числе совместно с другими хозяйствующими субъектами, если эта деятельность имеет или может иметь своим результатом ограничение конкуренции либо причинение вреда правам, свободам и законным интересам других хозяйствующих субъектов или потребителей. Открытый перечень примеров таких действий содержится в п. 1 ст. 5 антимонопольного Закона: создание препятствий для доступа на товарный рынок (ухода с товарного рынка) другим хозяйствующим субъектам или ограничений свободы их конкуренции; установления (поддержания) цены для получения монопольно высокой прибыли или устранения конкурентов и др.

Доминирующее положение на товарном рынке – исключительное положение хозяйствующего субъекта или нескольких хозяйствующих субъектов на рынке товара, не имеющего заменителей, либо взаимозаменяемых товаров, дающее ему (им) возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке или затруднять доступ на товарный рынок другим хозяйствующим субъектам.

В соответствии с Инструкцией по определению доминирующего положения хозяйствующих субъектов на товарных рынках Республики Беларусь, утвержденной постановлением Министерства экономики Республики Беларусь от 17.10.2002
№ 229, выделяются доминирование хозяйствующего субъекта на товарном рынке и объединенное доминирование.

Для определения первого типа доминирования используются количественная и качественная оценка, т.е. сначала рассчитывается доля хозяйствующего субъекта на соответствующем товарном рынке. Если она превышает предельные величины согласно приложению 2), то устанавливается факт доминирования. Если же не превышает, то факт доминирования определяется исходя из стабильности доли хоз. субъекта на товарном рынке относительно размера принадлежащих конкурентам долей на товарном рынке, возможности доступа на этот рынок конкурентов или иных критериев, характеризующих товарный рынок.

Для определения второго типа доминирования используются два подхода:

хозяйствующие субъекты рассматриваются как единый хозяйствующий субъект;

определение доминирующего положения осуществляется на основе анализа поведения хозяйствующих субъектов – лидеров с учетом признаков, характеризующих доминирующее положение отдельного хозяйствующего субъекта.

Установление факта доминирующего положения осуществляется департаментом ценовой политики Министерства экономики Республики Беларусь и управлениями антимонопольной и ценовой политики областных (Минского городского) исполнительных комитетов.

Это влечет включение хозяйствующего субъекта в Государственный реестр хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение на товарных рынках. Положение о данном реестре утв. постановлением Министерства предпринимательства и инвестиций от 7 июля 2000 г. № 13.

Реестр является двухуровневым:

на республиканском уровне – перечень хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение на республиканском товарном рынке;

на местном уровне – перечень хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение на местных товарных рынках областей (г. Минска).

Основанием для исключения хозяйствующего субъекта из Реестра являются устойчивая утрата им доминирующего положения на товарном рынке, определенная в установленном законодательством порядке, утрата им статуса юридического лица или ликвидация хозяйствующего субъекта.

2. Вступление в объединения или их создание (существование), заключение и осуществление в любой форме соглашений (согласованных действий) между хозяйствующими субъектами, договоренность осуществлять или осуществление других видов координированной деятельности, если это имеет целью или результатом (может иметь своим результатом) последствия, указанные в п. 1 ст. 6 антимонопольного Закона, или иные последствия, которые устраняют или могут ограничивать конкуренцию, препятствуют ее установлению или развитию (могут повлечь устранение, ограничение конкуренции или воспрепятствовать ее установлению или развитию).

3. Соглашения (согласованные действия) хозяйствующих субъектов, один из которых занимает доминирующее положение на товарном рынке, а другой является его контрагентом, если такие соглашения (согласованные действия) имеют либо могут иметь своим результатом устранение, ограничение конкуренции или воспрепятствование ее установлению или развитию.

Хозяйствующие субъекты, намеревающиеся заключить соглашения, в которых имеются признаки, указанные в пунктах 1 и 2 статьи 6 антимонопольного Закона, вправе запросить заключение антимонопольного органа о соответствии положений этих соглашений антимонопольному законодательству.

Данные заключения выдаются Департаментом ценовой политики Министерства экономики и управлениями антимонопольной и ценовой политики областных (Минского городского) исполнительных комитетов в соответствии с Инструкцией о порядке рассмотрения запросов (заявлений) об установлении соответствия положений соглашений, ограничивающих конкуренцию, антимонопольному законодательству, утвержденной постановлением Минэкономики от 10 апреля 2006 г. № 57. Макс. срок для рассмотрения – 2 мес.

Инструкция выделяет 2 вида заключения:

об удостоверении соответствия соглашений хозяйствующих субъектов антимонопольному законодательству;

об отказе признать их соответствующими антимонопольному законодательству.

Заключение об отказе признать соглашения (согласованные действия) соответствующими антимонопольному законодательству дается, если последствия соглашений (согласованных действий) приведут или могут привести к устранению или ограничению конкуренции, препятствуют или могут воспрепятствовать ее установлению или развитию.

См. также постановление Министерства предпринимательства и инвестиций от 28 апреля 2000 г. № 9 «Об утверждении Инструкции по выявлению и пресечению антиконкурентных соглашений (согласованных действий) о ценах».

4. Монополизация производства или реализация товаров, осуществление полномочий, которые имеют либо могут непосредственно иметь своим результатом незаконное ограничение конкуренции, в том числе создание (существование) холдинговых компаний, союзов, ассоциаций и других объединений хозяйствующих субъектов, имеющее целью или результатом монополизацию производства или реализации товаров либо иное ограничение конкуренции.

Данные ограничения не распространяются на случаи установления и осуществления правомерной монополии (государственная, естественная или чрезвычайная монополии). См. Закон Республики Беларусь от 16 декабря 1992 г.
«О естественных монополиях».

К видам монополистической деятельности также можно отнести:

5. Соглашения (согласованные действия) государственного органа с другим государственным органом либо с хозяйствующим субъектом, которые имеют либо могут иметь своим результатом ограничение конкуренции и (или) причинение вреда правам, свободам и законным интересам хозяйствующих субъектов или граждан;

6. Акты, соглашения, иные действия, которые ограничивают самостоятельность хозяйствующих субъектов, создают дискриминационные условия деятельности для отдельных хозяйствующих субъектов, если такие акты или действия имеют либо могут иметь своим результатом ограничение конкуренции и (или) причинение вреда правам, свободам и законным интересам хозяйствующих субъектов или граждан.

Открытые перечни примеров таких действий содержатся в п.1 и 2 ст. 15 антимонопольного Закона.

2. ГОСУДАРСТВЕННОЕ АНТИМОНОПОЛЬНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ.

Согласно статье антимонопольного Закона к основным мерам государственного антимонопольного регулирования относятся:

1) осуществление государственного контроля за деятельностью хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение на товарном рынке. в соответствии с Перечнем контролирующих (надзорных) органов и сфер их контрольной (надзорной) деятельности, утвержденным Указом Президента Республики Беларусь 16.10.2009 № 510, контроль за соблюдением проверяемыми субъектами, осуществляющими реализацию товаров (работ, услуг), законодательства антимонопольного законодательства и законодательства о естественных монополиях возложен на Департамент ценовой политики Минэкономики, облисполкомы и Мингорисполком.

2) принятия в установленном порядке мер по реорганизации и ликвидации хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение на товарном рынке. См. Инструкцию по реорганизации хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение на товарных рынках Республики Беларусь утверждена пост. Мин. предпр. и инвест. Респ. Беларусь, 27 мар. 2000 г., № 5. В соответствии с данной Инструкцией разукрупнение доминирующих хозяйствующих субъектов может осуществляться в двух формах:

инициативное разукрупнение, осуществляемое по решению собственника имущества хозяйствующего субъекта или уполномоченного им органа;

принудительное разукрупнение, осуществляемое по решению Департамента ценовой политики или управлений антимонопольной и ценовой политики облисполкомов (Мингорисполкома). Это крайняя мера в отношении доминирующего хозяйствующего субъекта, допускающего антиконкурентные действия. Она применяется в случае отсутствия иных возможностей улучшения конкурентных отношений. При осуществлении принудительного разукрупнения в целях демонополизации на определенных товарных рынках необходимо исходить из уровня их концентрации, а также экономической целесообразности разделения с позиций потребителя (то есть как такое разделение скажется на уровне цен, качестве выпускаемых товаров, увеличении ассортимента, надежности поставок, улучшении технологий).

В случае, если доминирующее положение на товарном рынке возникло в результате организации выпуска товара, свойства которого превосходят уровень аналогичных товаров, решение антимонопольного органа о принудительной реорганизации может быть принято не ранее одного года с момента появления на товарном рынке данного товара, если иное не установлено законами или актами Президента Республики Беларусь.

3) осуществления государственного контроля за реорганизацией и ликвидацией хозяйствующих субъектов. Согласно п.2 ст. 11 антимонопольного Закона создание, реорганизация холдинговых компаний, союзов, ассоциаций и других объединений хозяйствующих субъектов осуществляются после получения согласия антимонопольного органа, если иное не установлено Президентом Республики Беларусь. См. подп. 2.3 – 2.5 единого перечня административных процедур, осуществляемых государственными органами и иными организациями в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (утв. постановлением Совмина от 17 февраля 2012 г. № 156).

3) осуществления государственного контроля за сделками с акциями, имущественными паевыми взносами в имущество кооперативов (паями), долями уставных фондов хозяйствующих субъектов. Согласно п.3 ст. 12 антимонопольного Закона до совершения сделок, указанных в пункте 2 данной статьи, юридические и физические лица обязаны обратиться в антимонопольный орган за получением согласия на их совершение. См. подп. 2.6 п. единого перечня административных процедур, осуществляемых государственными органами и иными организациями в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (утв. постановлением Совмина от 17 февраля 2012 г. № 156).

4) оказания содействия осуществлению общественного контроля за соблюдением антимонопольного законодательства;

5) принятия иных мер.

Согласно подпункту 1.1 п. 1 Указа Президента от 13 октября 2009 г. № 499 «О некоторых мерах по совершенствованию антимонопольного регулирования и развитию конкуренции» антимонопольными органами являются:

Министерство экономики на товарных рынках республики;

структурные подразделения областных (Минского городского) исполнительных комитетов, осуществляющие функции антимонопольного регулирования и контроля на товарных рынках областей (г. Минска).

Они вправе выносить обязательные для исполнения юридическими лицами, государственными органами, их должностными лицами предписания (решения) о прекращении действий (бездействия), нарушающих антимонопольное законодательство, об отмене (изменении) принятых ими правовых актов, не соответствующих этому законодательству и (или) приводящих к ограничению конкуренции.

Согласно Инструкции о применении мер, направленных на устранение нарушений антимонопольного законодательства, утвержденной постановлением Минэкономики от 17 апреля 2006 г. № 60, основными мерами антимонопольного органа, направленными на устранение нарушений антимонопольного законодательства, являются:

вынесение предписаний о прекращении противоправной деятельности и об устранении вредных последствий, возникших в ее результате;

составление протоколов об административных правонарушениях в порядке, установленном Процессуально-исполнительным кодексом Республики Беларусь об административных правонарушениях;

принятие в пределах своей компетенции иных мер (направление писем-предупреждений).

3. ПОНЯТИЕ И ФОРМЫ НЕДОБРОСОВЕСТНОЙ КОНКУРЕНЦИИ.

Согласно абз. 8 ст. 1 антимонопольного Закона недобросовестная конкуренция – любые направленные на приобретение преимуществ в предпринимательской деятельности действия хозяйствующих субъектов, которые противоречат настоящему Закону, требованиям добросовестности и разумности и могут причинить или причинили убытки другим хозяйствующим субъектам – конкурентам либо нанести ущерб их деловой репутации.

Таким образом в соответствии с данным определением в Республике Беларусь в качестве недобросовестной конкуренции могут быть признаны только действия.

Данные действия должны осуществляться хозяйствующими субъектами и одновременно:

быть направлены на приобретение преимуществ в предпринимательской деятельности;

противоречить ГК, либо антимонопольному Закону, либо иным актам законодательства о конкуренции, либо требованиям добросовестности и разумности;

подразумевать возможность причинения убытков или нанесения ущерба деловой репутации хозяйствующему субъекту-конкуренту либо фактически причиняют ему убытки или наносят ущерб его деловой репутации. Это означает, что:

во-первых, для получения защиты от недобросовестной конкуренции затрагиваемое лицо должно состоять в отношениях конкуренции с лицом, осуществляющим соответствующую деятельность. Cогласно абз. 7 ст. 1 антимонопольного Закона конкурентами являются лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность на том же товарном рынке;

во-вторых, при определении того, является ли действие того или иного лица недобросовестной конкуренцией, учитывается только его влияние на его конкурентов.

Формы недобросовестной конкуренции – это конкретные ее проявления. Основными правовыми источниками, в которых в Республике Беларусь закреплены формы недобросовестной конкуренции, являются ч. 2 ст. 1029 ГК и ст. 142 антимонопольного Закона. В данных статьях содержатся открытые перечни форм недобросовестной конкуренции.

Среди них выделяются группы действий, которые условно можно назвать следующими терминами:

1. Смешение.

2. Введение в заблуждение.

3. Дискредитация.

4. Иные действия, противоречащие требованиям антимонопольного Закона и иных актов законодательства о конкуренции, при осуществлении предпринимательской деятельности.

Для того, чтобы квалифицировать то или иное действие в качестве недобросовестной конкуренции, необходимо обращаться к иным актам законодательства, например, к Закону Республики Беларусь от 5 января 2013 г.
«О коммерческой тайне».

Часть терминов, употребляемых в данном Законе, не раскрыта (термин «бойкотирование») либо не разъяснена (ложные, недостоверные, искаженные сведения).

В соответствии с Инструкцией о рассмотрении заявлений (обращений) о нарушении антимонопольного законодательства в части осуществления недобросовестной конкуренции, утвержденной постановлением Министерства экономики Республики Беларусь от 17 апреля 2006 г. № 61, заявление (обращение) о нарушении антимонопольного законодательства в части осуществления недобросовестной конкуренции подается в управление антимонопольной и ценовой политики облисполкома (Мингорисполкома) по месту нахождения (жительства) хозяйствующего субъекта, в отношении которого подается заявление (обращение) или в Департамент ценовой политики Минэкономики в отношении нескольких хозяйствующих субъектов, находящихся в различных областях либо области и г. Минске.

В качестве заявителя могут выступать государственные органы или хозяйствующие субъекты.

К заявлению должны быть приложены документы (в подлиннике или надлежаще заверенных копиях), свидетельствующие. о фактах нарушения антимонопольного законодательства.

Исходя из п. 10, даже если лицо совершает действие, прямо указанное в законодательстве в качестве формы недобросовестной конкуренции, оно все равно должно оцениваться с точки зрения наличия или отсутствия в нем признаков недобросовестной конкуренции.

По результатам рассмотрения вопроса о нарушении антимонопольного законодательства в части осуществления недобросовестной конкуренции принимается мотивированное решение, которое может быть обжаловано в суд.

4. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАРУШЕНИЕ АНТИМОНОПОЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА.

За нарушение антимонопольного законодательства установлена административная и уголовная ответственность (см. ст. 1124 – 1126 КоАП; 244, 247 – 250, 252, 254 УК).

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Энергия переменного электромагнитного поля. Вектор Умова-Пойнтинга | Статья 11.26. Незаконное использование деловой репутации конкурента
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 1290; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.032 сек.