КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Американская федеративная модель и ее модификации
Особенностью американской модели является высокий уровень развития регионального и местного самоуправления, равно как и регионального участия, в условиях федерализма, демократии и партиципаторной политической культуры Примером являются США Баланс по вертикали создается благодаря особенностям президентской республики сильная президентская власть на федеральном уровне уравновешивается выборной губернаторской властью в штатах, и оба вышестоящих уровня власти уравновешиваются сильным местным самоуправлением. Регионализм не развит, и идеологическая власть целиком находится в руках центра, имеет действительно общенациональный характер Формирование такой модели было предопределено историческими условиями — созданием новой государственности на основе разрозненных региональных и локальных сообществ. Невысокая этнокультурная разнородность позволила сделать ее достаточно устойчивой и избежать крупных рисков сепаратизма и сецессии, которые в иных случаях ведут к ужесточению режима. США являются уникальным примером идеально-типической американской модели баланса политических отношений «центр — регионы». Остальные, на первый взгляд похожие примеры связаны с другими политическими культурами и отличаются более слабой общенациональной идеологической властью. Одной из модификаций является латиноамериканская модель, результат диффузии северо-американских инноваций XIX в. в похожих исторических условиях (деколонизация и новое государствообразование) и их адаптации к условиям другой культуры. Для нее тоже характерны три хорошо развитых уровня власти — общенациональный, региональный и местный. По своему государственному устройству страны являются президентскими республиками и обычно — федерациями Особенностью Латинской Америки является более заметный уровень развития скрытого регионализма в сравнении с США и, соответственно, более слабая идеологическая власть центра Что еще важнее: политическая культура Латинской Америки относится к другим типам, часто являясь пассивной (хотя в последние годы политическая культура различных латиноамериканских стран характеризуется изменчивостью). Региональная идентичность обычно развита на среднем уровне. Это предопределяет важную роль властных элит при принятии решений о выборе и корректировке модели. Для латиноамериканской модели характерны конфликты элит, нестабильность и частая корректировка отношений «центр — регионы», чередование авторитарных и демократических режимов.
К латиноамериканской модели с оговорками можно отнести не только федерации — Бразилию, Мексику, Аргентину и Венесуэлу. К ней примыкают унитарные государства, использующие модель выборного губернатора, — Колумбия, Перу, Боливия. В них можно говорить о латиноамериканской квазифедеративной модели. Внедрение губернаторских выборов в Перу и Боливии произошло только в последние годы. Но сам этот факт показывает, что различия между латиноамериканскими государствами не столь велики, граница между федерализмом и унитаризмом размыта и не является главным основанием для классификации. Обратим внимание, что скрытый регионализм развит в Колумбии и Перу существенно больше, чем в федерациях. Именно для этих двух стран характерна развитая региональная и особенно локальная идентичность, которая в федерациях оказывается более размытой. Этот парадокс отчасти объясняется тем, что в условиях федерализма, как показывает наше исследование, происходит постепенная эрозия регионализма и региональной идентичности, из-за которых в свое время государства и стали федерациями. В результате постепенно стираются прежние, исторические предпосылки для введения федеративной модели, особенно если речь идет о пассивной политической культуре (в активной политической культуре, как в США, на первый план выходит не регионализм, а развитая потребность граждан в самоуправлении). Напротив, в унитарных странах напряженность по поводу отношений «центр — регионы» оказывается выше в связи с недостаточно удовлетворенными региональными интересами Отсюда интерес региональных элит и, отчасти, населения к развитию самоуправления, которое, как показывает опыт унитарных латиноамериканских государств, действительно начинает внедряться в условиях общей демократизации политических режимов.
Особой модификацией американской модели является нигерийская модель. Она тоже во многом заимствована из США, для нее характерны выборные губернаторы и мэры. Более того, интересно, что в Нигерии, как и в некоторых других африканских странах, наблюдается развитие активной политической культуры, политическое «пробуждение». В то же время отличием Нигерии является развитие скрытого регионализма в условиях многонационального и многоконфессионального государства. В таком обществе сильны локальная и региональная идентичности. Результатом являются многочисленные и весьма острые конфликты между этнорегио-нальными сообществами, выраженные прежде всего в виде раскола «Север — Юг». Потребность в подавлении конфликтов влечет за собой использование авторитарных методов (кроме того, по понятным причинам ограничена экономическая власть территорий). В таких условиях рано говорить об устойчивой модели, имеет место лишь попытка создать баланс на ее основе. Конфедеративная модель В нашем понимании конфедеративная модель означает прежде всего баланс отношений «центр — регионы», существенно смещенный в сторону последних Привычное понятие «конфедерация» в современном дискурсе практически утратило свой смысл, поскольку примеров конфедераций в современном мире нет. Правильнее рассматривать конфедерации в ином контексте — смещенного баланса отношений между центром и регионами (при этом модель территориально-государственного строительства может именоваться федеративной, противоречия здесь нет, так как конфедерализм при таком подходе становится самым выгодным для регионов вариантом федерализма). Для конфедераций характерна развитая региональная и местная власть в отсутствие пропорционально сильной центральной власти (это отличает конфедеративную модель от американской федеративной) Институты регионального участия в конфедерациях призваны обеспечить максимально возможное влияние территорий. В таких странах обычно очень развит идеологический регионализм. Их устойчивость обеспечивается преимущественно за счет внешних — геополитических и геоэкономических факторов, поскольку в ситуации с внутренними факторами отмечается явный дисбаланс.
Примером такой конфедерации является Швейцария, которая использует и соответствующую самоидентификацию. Швейцария — это, как и США, уникальный пример исторически устойчивой федеративной модели, к тому же — еще один исторический центр распространения федерализма как политической инновации. Наряду с внешними факторами стабильность Швейцарии обеспечивает географический фактор: множественность субъектов федерации в сравнении с более простыми этническими (три ведущие группы) и конфессиональными (две группы) расколами. Более новыми и потому исторически пока не апробированными примерами стран с конфедеративной моделью являются две островные федерации — Коморские Острова и Федеративные Штаты Микронезии.
Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 922; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |