Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Американская федеративная модель и ее модификации

Особенностью американской модели является высокий уро­вень развития регионального и местного самоуправления, равно как и ре­гионального участия, в условиях федерализма, демократии и партиципаторной политической культуры Примером являются США Баланс по вертикали создается благодаря особенностям президентской республики сильная президентская власть на федеральном уровне уравновешивается выборной губернаторской властью в штатах, и оба вышестоящих уровня власти уравновешиваются сильным местным самоуправлением. Региона­лизм не развит, и идеологическая власть целиком находится в руках цент­ра, имеет действительно общенациональный характер

Формирование такой модели было предопределено историческими условиями — созданием новой государственности на основе разрозненных региональных и локальных сообществ. Невысокая этнокультурная разнородность позволила сделать ее достаточно устойчивой и избежать крупных рисков сепаратизма и сецессии, которые в иных случаях ведут к ужесточению режима.

США являются уникальным примером идеально-типической амери­канской модели баланса политических отношений «центр — регионы». Остальные, на первый взгляд похожие примеры связаны с другими поли­тическими культурами и отличаются более слабой общенациональной идеологической властью.

Одной из модификаций является латиноамериканская модель, ре­зультат диффузии северо-американских инноваций XIX в. в похожих ис­торических условиях (деколонизация и новое государствообразование) и их адаптации к условиям другой культуры. Для нее тоже характерны три хорошо развитых уровня власти — общенациональный, региональный и местный. По своему государственному устройству страны являются пре­зидентскими республиками и обычно — федерациями Особенностью Ла­тинской Америки является более заметный уровень развития скрытого регионализма в сравнении с США и, соответственно, более слабая идео­логическая власть центра Что еще важнее: политическая культура Ла­тинской Америки относится к другим типам, часто являясь пассивной (хотя в последние годы политическая культура различных латиноамери­канских стран характеризуется изменчивостью). Региональная идентич­ность обычно развита на среднем уровне. Это предопределяет важную роль властных элит при принятии решений о выборе и корректировке модели. Для латиноамериканской модели характерны конфликты элит, нестабильность и частая корректировка отношений «центр — регионы», чередование авторитарных и демократических режимов.

К латиноамериканской модели с оговорками можно отнести не только федерации — Бразилию, Мексику, Аргентину и Венесуэлу. К ней примы­кают унитарные государства, использующие модель выборного губерна­тора, — Колумбия, Перу, Боливия. В них можно говорить о латиноаме­риканской квазифедеративной модели. Внедрение губернаторских выбо­ров в Перу и Боливии произошло только в последние годы. Но сам этот

факт показывает, что различия между латиноамериканскими государст­вами не столь велики, граница между федерализмом и унитаризмом раз­мыта и не является главным основанием для классификации.

Обратим внимание, что скрытый регионализм развит в Колумбии и Перу существенно больше, чем в федерациях. Именно для этих двух стран характерна развитая региональная и особенно локальная идентич­ность, которая в федерациях оказывается более размытой. Этот парадокс отчасти объясняется тем, что в условиях федерализма, как показывает наше исследование, происходит постепенная эрозия регионализма и реги­ональной идентичности, из-за которых в свое время государства и стали федерациями. В результате постепенно стираются прежние, исторические предпосылки для введения федеративной модели, особенно если речь идет о пассивной политической культуре (в активной политической культуре, как в США, на первый план выходит не регионализм, а развитая потреб­ность граждан в самоуправлении). Напротив, в унитарных странах на­пряженность по поводу отношений «центр — регионы» оказывается выше в связи с недостаточно удовлетворенными региональными интересами Отсюда интерес региональных элит и, отчасти, населения к развитию са­моуправления, которое, как показывает опыт унитарных латиноамери­канских государств, действительно начинает внедряться в условиях об­щей демократизации политических режимов.

Особой модификацией американской модели является нигерийская модель. Она тоже во многом заимствована из США, для нее характерны выборные губернаторы и мэры. Более того, интересно, что в Нигерии, как и в некоторых других африканских странах, наблюдается развитие актив­ной политической культуры, политическое «пробуждение». В то же время отличием Нигерии является развитие скрытого регионализма в условиях многонационального и многоконфессионального государства. В таком об­ществе сильны локальная и региональная идентичности. Результатом яв­ляются многочисленные и весьма острые конфликты между этнорегио-нальными сообществами, выраженные прежде всего в виде раскола «Се­вер — Юг». Потребность в подавлении конфликтов влечет за собой ис­пользование авторитарных методов (кроме того, по понятным причинам ограничена экономическая власть территорий). В таких условиях рано говорить об устойчивой модели, имеет место лишь попытка создать баланс на ее основе.

Конфедеративная модель

В нашем понимании конфедеративная модель означает прежде всего баланс отношений «центр — регионы», существенно сме­щенный в сторону последних Привычное понятие «конфедерация» в со­временном дискурсе практически утратило свой смысл, поскольку при­меров конфедераций в современном мире нет. Правильнее рассматривать конфедерации в ином контексте — смещенного баланса отношений между центром и регионами (при этом модель территориально-государственного строительства может именоваться федеративной, противоречия здесь нет, так как конфедерализм при таком подходе становится самым выгодным для регионов вариантом федерализма). Для конфедераций характерна развитая региональная и местная власть в отсутствие пропорционально сильной центральной власти (это отличает конфедеративную модель от американской федеративной) Институты регионального участия в конфе­дерациях призваны обеспечить максимально возможное влияние террито­рий. В таких странах обычно очень развит идеологический регионализм. Их устойчивость обеспечивается преимущественно за счет внешних — геополитических и геоэкономических факторов, поскольку в ситуации с внутренними факторами отмечается явный дисбаланс.

Примером такой конфедерации является Швейцария, которая исполь­зует и соответствующую самоидентификацию. Швейцария — это, как и США, уникальный пример исторически устойчивой федеративной моде­ли, к тому же — еще один исторический центр распространения федера­лизма как политической инновации. Наряду с внешними факторами ста­бильность Швейцарии обеспечивает географический фактор: множествен­ность субъектов федерации в сравнении с более простыми этническими (три ведущие группы) и конфессиональными (две группы) расколами.

Более новыми и потому исторически пока не апробированными при­мерами стран с конфедеративной моделью являются две островные феде­рации — Коморские Острова и Федеративные Штаты Микронезии.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Лекция тема 14. Защита трудовых прав работников: понятие и способы | Модель этнического федерализма
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 922; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.015 сек.