Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Принципы налогообложения

ЭКОНОМИЧЕСКОЕ СОДЕРЖАНИЕ, ФОРМЫ И ФУНКЦИИ НАЛОГОВ.

Целью любого общества является не только создание каких-либо благ, но и их потребление. Для того чтобы потребить созданные в обществе блага, их необходимо распределить.

Так как в процессе создания валового национального продукта участвуют четыре основных сектора экономики, а именно: домашние хозяйства, предприниматели, государственный и сектор и “заграница”, - то каждый участник процесса общественного производства должен получить соразмерно своему вкладу.

Процесс распределения делится на два вида: первичное распределение и перераспределение.

Процессы первичного распределения валового национального продукта осуществляются объективно без участия государства. Именно здесь появляется такая категория распределительных денежных отношений, как финансы. В то же время государство, возникшее как надстроечная форма управления обществом на соответствующей стадии развития цивилизации, объективно потребовало материальной основы своего существования. Именно с возникновением государства начинается формирование системы перераспределительных отношений, так как той части стоимости, которую получило государство в процессе первичного распределения ему недостаточно для выполнения функций, возложенных на него обществом.

Основным методом перераспределения стало прямое изъятие государством через налоги определенной части валового национального продукта у других субъектов экономических отношений в свою пользу для формирования централизованных финансовых ресурсов. Это перераспределение осуществляется непосредственно из национального дохода, который выступает единственным источником налоговых платежей, независимо от их объекта.

Таким образом, категория “налог” является частной по отношению к категории “финансы”. В категории “налог” кроме экономического заложен и философский смысл взаимоотношений к обобществлению имуществ или доходов индивидуумов.

В общем виде налог представляет некое движение стоимости в денежном выражении безотносительно какой бы то ни было формы от субъекта ее создавшего, в пользу государства.

Таким образом, сущность налога заключается в изъятии государством в пользу общества определенной части ВНП в виде обязательного взноса.

Основные признаки налога:

1. Налог представляет собой отчуждение части собственности субъектов экономических отношений в пользу государства. Раньше в отечественной экономической литературе налог рассматривался только при условии смены форм собственности, поэтому платежи государственных предприятий не являлись налогами.

2. Обязательность налогового взноса. Этот признак законодательно закреплен ст. 57 Конституции РФ, в соответствии с которой налогоплательщики обязаны платить законно установленные налоги и сборы.

3. Законность установления и введения налога.

Так как установление налога законно (ст. 57 Конституции РФ) является его обязательным признаком, то любые обязательные платежи, не предусмотренные законом, не могут считаться налогом.

4. Внесение налога в бюджет происходит в денежной форме.

В соответствии с Постановлением Правительства России от 01.04.96 г. № 481 “Об упорядочении расчетов по осуществлению налоговых и других платежей предприятии и организаций - налогоплательщиков в федеральный бюджет, включая погашения задолженности по ним” в целях создания необходимых условий для исполнения расходной части федерального бюджета с 01.05.96 г. прекращено использование любых неденежных форм осуществления налоговых и других платежей предприятий и организаций.

5. Безвозмездность, которая означает, что денежные средства, уплачивамые в качестве налога, переходят в государственный бюджет без получения встречного возмещения или удовлетворения для плательщика.

6. Абстрактность, означает, что при внесении налогов в бюджет они не имеют целевого назначения.

Признак абстрактного налогового взимания основан на бюджетно-правовом принципе запрета на индивидуализацию (специализацию) бюджетных доходов. Это означает, что налоговые доходы не предназначены для конкретных государственных расходов.

Целевая направленность некоторых налоговых платежей, определенная в их названии, не нарушает принцип абстрактности, т.к. здесь определяется общее предназначение налога, но никак не конкретные расходные статьи бюджета.

Функция налога - это проявление его сущности в действии, способ выражения присущих ему свойств.

Функции налогов показывают, каким образом реализуется их общественное назначение как инструмента распределения и перераспределения государственных доходов.

Налоги выполняют две основные функции: фискальную и экономическую. Эти функции осуществляются налогами одновременно.

Фискальная функция является основополагающей, посредством которой реализуется главное предназначение налогов - формирование и мобилизация финансовых ресурсов и аккумулирование в бюджет средств для выполнения общегосударственных или целевых государственных программ. Экономическая функция является производной от фискальной.

В составе экономической функции выделяют несколько способов выражения присущих налогам свойств, а именно:

1) распределение и перераспределение общественных доходов между различными категориями населения. Здесь речь идет о неравном налогообложении разных сумм доходов;

2) регулирование экономических процессов посредством налогового механизма, элементами которого выступают налоговое планирование и прогнозирование, налоговое регулирование и налоговый контроль. Государственное регулирование с помощью налогов осуществляется через: изменения системы налогообложения, ставок налогов, предоставления налоговых льгот, преференций или препятствий;

3) поощрения определенных категорий граждан, имеющих заслуги перед обществом (участники войн, Герои Советского Союза и России и др.).

На разных исторических этапах проведения податной политики использовались различные определения понятия “налог”. Неоднозначное трактование налога приводит к дебатам вокруг практических проблем налогообложения: о построении налоговой системы, структуре ее слагаемых, роли в хозяйственной жизни страны, о взаимодействии с ценообразованием, кредитованием, бюджетным финансированием, валютным регулированием, денежным обращением.

После принятия Налогового кодекса РФ понятие налог трактуется как обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств, в целях финансового обеспечения деятельности государства и муниципальных образований. Под сбором понимается обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в интересах плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий). В ранее действовавшем Законе “Об основах налоговой системы в РФ” давалось единое определение для налога, сбора, пошлины и другого платежа.

В мировой практике выработаны два подхода к определению налога:

- расширительный, когда к понятию “налог” относят любые изъятия средств для финансирования публичных расходов;

- узкий подход позволяет рассматривать налог как одну из разновидностей фискальных платежей, отвечающую определенным требованиям.

Исходя из вышеизложенного можно сделать вывод, что в России законодатели трактуют налог в широком смысле.

Таким образом, с точки зрения организации, налог - это обязательный безвозмездный денежный взнос, который уплачивается налогоплательщиком в бюджет (внебюджетные фонды) государства.

Сбор представляет собой целенаправленный платеж, адресность которого, как правило, содержится в его названии, либо это безадресный платеж с определенного вида деятельности или за право осуществления такой деятельности.

Под пошлиной следует понимать оплату конкретных действий уполномоченных органов, совершаемых в интересах юридических и физических лиц.

Иные платежи, как правило, носят характер платы за использование принадлежащих государству природных ресурсов и направлены на компенсацию и восстановление нарушенного природного состояния.

Экономические принципы налогообложения - это базисные положения, касающиеся целесообразности и оценки налогов как экономического явления. Впервые они были сформированы в 1776 г. А. Смитом в работе “Исследование о природе и причинах богатства народов”. А. Смит выделил пять принципов налогообложения, названных позднее “Декларацией прав плательщика”:

1) хозяйственной независимости и свободы;

2) справедливости;

3) определенности;

4) удобности;

5) экономии.

В настоящее время на практике реально воплощены такие принципы налогообложения, как справедливость, соразмерность, максимальный учет интересов и возможностей налогоплательщиков; экономичность (эффективность).

Согласно принципу справедливости каждый подданый государства обязан принимать участие в финансировании государственных расходов соразмерно своим доходам и возможностям.

В экономическом плане принцип справедливости означает, что государственные налоги и расходы должны влиять на распределение доходов, возлагая бремя на одних людей и предоставляя привилегии другим.

Принцип соразмерности заключается в соотношении наполняемости бюджета и неблагоприятных для налогоплательщика последствий налогообложения. В соответствии с данным принципом определяются пределы налогообложения.

Налоговый предел - условная точка в налогообложении, в которой достигается оптимальная для плательщиков и государственной казны доля ВНП, перераспределяемого через бюджетную систему.

Принцип максимального учета интересов и возможностей налогоплательщиков заключается в организации системы налогообложения, характеризующейся определенностью и удобством для налогоплательщика, причем последний должен быть заранее информирован обо всех изменениях налогового законодательства.

Принцип экономичности (эффективности) означает, что суммы налоговых платежей должны превышать затраты на сбор и обслуживание налогов. Эффективными являются налоги, которые минимизируют неблагоприятные последствия своего функционирования для процесса распределения ресурсов.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Ежемесячного пособия по уходу за ребенком | Система построения налога
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 604; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.018 сек.