Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Изучение состава числа




Приступая к изучению состава числа, необходимо актуа­лизировать знания о том, что любое множество может состо­ять из частей: множество детей — из девочек и мальчиков, множество игрушек — из кукол, мишек, мячиков, одно целое — из половин.

Всего предстоит изучить двадцать пять составов. На дан­ный учебный материал отводится восемнадцать-двадцать за­нятий (из семидесяти двух занятий в год), которые проводятся не подряд, а чередуются с занятиями по формированию пред­ставлений о форме, величине, пространстве и времени. Воз­можно рассмотрение одного-двух составов на одном занятии (рис. 7). Выделять отдельно время на изучение арифметиче­ских примеров и задач не требуется, поскольку они будут рас­сматриваться в комплексе. При работе с каждым следующим составом навыки решения арифметических примеров и задач будут уточняться и автоматизироваться.

Первый состав, с которым должны познакомиться дети, несмотря на то, что они уже научились считать до десяти и умеют увеличивать числа на единицу — состав числа два. При изучении этого достаточно понятного учебного материала нужно объяснить, что число состоит из меньших чисел, научить при­менять знания о составе числа при решении арифметических примеров, познакомить с арифметическими знаками, приступить к решению арифметических задач. Для изучения состава числа, например два, удобно исполь­зовать известный и распространенный прием: взять два круга, с одной стороны, синих, а с другой — желтых. Показать детям два круга синего цвета, посчитать их количество и записать его при помощи цифры 2. После этого перевернуть один круг желтой стороной. Определив, что общее количество кругов не изменилось (ни одного круга не убрали, не добавили), обратить внимание детей, что множество кругов из двух элементов со­стоит из одного синего и одного желтого круга. Рядом с ними положить цифры 1 (рис. 8).

Подвести итог: число два состоит из одного и одного. Нельзя ограничиться рассмотрением только одного при­мера, нужно продемонстрировать состав числа два на разнооб­разном наглядном материале. Например, попросить взять два ореха, пересчитать их и положить в две руки. Посмотреть, сколько орехов в одной руке, сколько в другой и сколько оре­хов в двух руках.

При изучении состава числа три сначала нужно вспомнить, как его получить (если к двум добавить один, получится три), и рассмотреть данное выражение как состав числа. После сопос тавить результаты двух операций: если к двум добавить один и наоборот, если к одному добавить два. Дети выполняют прак­тические задания: например, берут в одну руку два предмета, а в другую один, пересчитывают их, скрещивают руки и опять пересчитывают. Можно собрать предметы в корзинку: сначала положить два предмета, потом один, после собрать предметы в обратном порядке. Важно, чтобы дошкольники постоянно счи­тали количество предметов, сравнивали полученные результа­ты и громко проговаривали, что один и два будет три.

Необходимо выполнить вычитание из числа его частей. Взаимообратные операции позволяют проанализировать чис­ло, осознать его связь с множеством. Необходимо добиться понимания того, что части составляют число и, если убрать часть из числа, останется другая часть. Например, числа один и два вместе составляют число три, и, значит, если из трех убрать один, останется два, а если из трех убрать два, то оста­нется один.

А.М. Леушина подчеркивает, что во избежании механиче­ского запоминания состава числа необходимо выполнять опе­рации с множествами, составляя единое множество из отдель­ных частей, а так же выполнять операции по объединению и разъединению множеств. Подобные упражнения непосредствен­но связаны с арифметическими действиями сложения и вычи­тания. Поэтому на занятиях необходимо не только рассматри­вать состав числа, но и выполнять арифметические дей ствия, опираясь на изученный состав, кроме того, решать арифмети­ческие задачи, позволяющие создать практическую ситуацию, в которой требуется применение изученного.

Таким образом, на одном занятии дети изучают состав числа, выполняют арифметические действия (сложение и вы­читание) и решают арифметические задачи. Это позволяет вы­работать ассоциативные связи между множеством, числом, циф­рой, между практическим действием по соединению (разъ­единению) множеств и арифметическими действиями, т. е. соотносить конкретные множества и действия с ними с абст­рактными математическими знаками.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 1260; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.