Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Выгорания




Профилактика синдрома профессионального

УЧЕБНЫЙ ВОПРОС № 3

В настоящее время наиболее распространенной является точка зрения на выгорание, предложенная в 1976 г. исследователями К. Маслак и С. Джексоном, которые впервые определили профессиональное выгорание, как синдром, который проявляется в трех базовых симптомах. Опираясь на эту модель В. Е. Орел предлагает следующее определение синдрома профессионального выгорания: «Согласно современным данным, под "психическим выгоранием" понимается состояние физического, эмоционального и умственного истощения, проявляющееся в профессиях социальной сферы. Этот синдром включает в себя три основные составляющие: эмоциональную истощенность, деперсонализацию (цинизм) и редукцию профессиональных достижений». Отметим, что если изначально при исследовании СПВ основной акцент делался на изменение в межличностных отношениях специалиста и особенно на развитие циничного и негуманного отношения к клиентам, то в настоящее время СПВ все чаше рассматривается как общий профессиональный кризис, который оказывает влияние на все стороны работы специалиста.

В этом контексте, профессиональное выгорание рассматривается, как неадаптивная реакцию здоровых людей на стрессовую ситуацию на работе, которая отражает неспособность справиться с внутренним и внешним давлением условий профессиональной деятельности. Профессиональное выгорание оказывает значительное влияние на мотивацию специалиста к осуществлению его профессиональных обязанностей.

В результате профессионального выгорания изменяется отношение специалиста к самому себе, снижается профессиональная самооценка. Следствием профессионального выгорания могут стать: неуверенность специалиста в собственной компетентности, человеческой и профессиональной, сомнение в способности эффективно оказывать помощь другим людям, развитие отношения к выбранной профессии, как бесполезной для общества.

 

Профилактические программы в целом предусматривают три мероприятия - информирование, эмоциональную поддержку, повышение значимости профессии психолога-консультанта:

1) Информирование – о том, как общедоступными методами оказать самопомощь для сохранения работоспособности и здоровья (пакет «Помоги себе сам», используемый в тренингах, групповой и индивидуальной супервизиях; тренинг «Супервизия и балинтовские группы»). В результате достигается переоценка суждений и убеждений относительно себя, других людей и мира с целью их реалистичности и рациональности.

2) Эмоциональная поддержка - осуществляется через общение в профессиональном клубе в рамках круглых столов, психологических практикумов для организации досуга и здорового образа жизни, улучшения психологического климата в коллективе как мощного ресурса профилактики профессионального выгорания, снижающего тревогу, напряжения и даже агрессивные проявления.

3) Повышение значимости профессии - мероприятия по организационно-управленческому обеспечению деятельности: структурирование работы, оптимизация рабочего места, индивидуальные консультации сотрудников, система объективной оценки результатов, поощрения, награждения и стимулирования.

Для профилактики синдрома профессионального выгорания в рамках профессиональной деятельности с целью приобретения недостающих знаний и навыков, сохранения её качества специалисты рекомендуют проводить следующие специальные мероприятия: «корректирующую сессию супервизии», баллинтовские группы (применявшиеся поначалу для врачей, а затем распространившиеся для всех «помогающих профессий»), гештальт-супервизию (акцент на субъективность, восприятие, личностное осознание, переживание и опыт), поведенческо-терапевтическая супервизия (применяется для обсуждения собственных проблемных случаев из деятельности консультанта).

Разработка профилактических мероприятий должна учитывать осо­бенности профессиональной деятельности и специфических для нее факторов риска, а также возраст, пол и стаж работы в данной области. Многообразие психологического стресса и его значимость для здо­ровья и профессионального долголетия человека обусловливают ши­роту и актуальность проблем антистрессовой психологической помо­щи субъектам профессиональной деятельности.

 

Заключение

Переживание горя - естественное состояние человека, поэтому обычно подверженным ему людям профессиональная помощь не нужна. Являясь неотъемлемыми составляющими жизни, утраты все же способны нарушить ощущения безопасности и контроля. А, следовательно, процессы переживания могут переходить в болезни, так как человек иногда как бы застревает в определенных стадиях синдрома утраты. Происходит усиление характерных для данного этапа симптомов, они сохраняются в течение длительного времени. Комплекс симптомов может соответствовать посттравматическим стрессовым расстройствам или другим тревожным расстройствам. Поэтому следует различать осложненное и «нормальное» горе.

Психолог - консультант должен уметь распознавать признаки профессионального выгорания, работая с людьми, пережившими утрату, и своевременно участвовать в профилактических мероприятиях.

 

Подготовил:

Преподаватель кафедры психологии риска,

экстремальных и кризисных ситуаций И.В.Чернова

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 861; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.