Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Лекция тема 9 Материальная ответственность сторон трудового договора

3.

В зависимости от целевого направления средств бюджетные трансферты разделяются на две группы:

1. Текущие - денежные помощи, которые получают бюджеты низших уровней при недостатке доходных источников, то есть целью предоставления текущих трансфертов является сбалансирование бюджетов, которым они предоставляются. К текущим трансфертам принадлежат:

— дотации, полученные из государственного бюджета;

— дотации, полученные из республиканского бюджета АРК, областных, городских (городов Киева и Севастополя) бюджетов;

— дотации, полученные из районных и городских бюджетов, кроме городов районного подчинения;

— средства, полученные по взаимным расчетам с Государственным бюджетом;

— средства, полученные сельскими, поселковыми и городскими (городов районного подчинения) бюджетами;

— поступление средств из бюджетов низших уровней.

2. Капитальные - предусматривают целевое использование полученных средств и потому непосредственно влияют на структуру расходов бюджетов, которые их получают. К капитальным трансфертам принадлежат:

— субвенции, полученные из Государственного бюджета;

— субвенции, полученные из республиканского бюджета АРК, областных, городских (городов Киева и Севастополя) бюджетов;

— субвенции, полученные из районных и городских бюджетов, кроме городов районного подчинения;

— поступление остатков доходов в бюджет АРК, областных, городских бюджетов;

— поступление остатков доходов к районным и городским бюджетам.

Если взять за исходный подход к классификации бюджетных трансфертов относительно их источников, механизмов распределения и степени свободы использования, которое практикуется специалистами по местным финансам, то анализ материалов дает возможность выяснить самые общие особенности системы бюджетных трансфертов.

Формирование фонда бюджетных трансфертов может осуществляться как:

а) частичные отчисления от одного или нескольких налогов, которые поступают в госбюджет;

б) ежегодные ассигнования из госбюджета;

в) объем расходов местных обществ.

В целом считается, что более стабильной частью бюджетных трансфертов являются те, источник которых привязан к доходам государственного бюджета. В странах со стабильной экономикой бюджетные трансферты, которые имеют природу бюджетных дотаций, финансируются именно из такого источника. Что касается связанных бюджетных трансфертов, то наиболее подходящим для них источником являются расходы бюджета в зависимости от объема местных расходов.

Мировая практика выделяет такие методы распределения бюджетных трансфертов:

· пропорционально доходам местного общества;

· многофакторная формула;

· компенсация фактических расходов местных обществ;

· как часть годового бюджета местных обществ.

Для распределения бюджетных дотаций чаще всего применяются второй и четвертый методы; для связанных бюджетных трансфертов — первый и третий.

При распределении дотаций большинство стран предоставляют преимущество формулам, поскольку они дают возможность более объективно оценить потребность местного бюджета в централизованной поддержке. Однако сама по себе формула еще не решает проблему, поскольку очень важен набор критериев, учтенных в ней, и значения их веса. За исключением Франции и Швеции во всех странах чуть ли не ежегодно происходит пересмотр и уточнение формул.

Степень свободы местных органов власти в использовании вертикальных трансфертов определяется соотношением между связанными бюджетными трансфертами (бюджетные субвенции и субсидии) и несвязанными. Чем больше частица бюджетных дотаций в
бюджетных трансфертах, тем большую свободу имеют местные общества. В странах со стабильной экономикой и развитыми традициями самоуправления, именно бюджетные дотации играют главную роль (Германия, Франция, Швеция), тогда как в странах, которые трансформируются, чаще всего — связаны бюджетные трансферты (Польша, Россия). Также необходимо отметить, что в странах унитарного типа (Франция, Польша) — большая частица бюджетных трансфертов, тогда как в федеральных странах (Германия, Россия) — она ниже.

В некоторых странах система бюджетных трансфертов дополняется горизонтальными бюджетными трансфертами, которые характеризуют отношения между бюджетами одного уровня. Такие системы горизонтального выравнивания существуют в первую очередь в развитых странах. Наибольшего уровня перестройки этих инструментов достигнуто в Германии и Швеции.

Эффективность функционирования системы бюджетных трансфертов в отдельных странах прямо связана со степенью совершенства и устойчивости нормативной базы, которая их регулируют. Уровень нормативной закрепленности бюджетных трансфертов в разных странах очень отличается. Среди стран с сформированной нормативной базой, которая пересматривается очень редко, можно отметить Германию, Францию и Швецию. Да, в Германии определения основных видов бюджетных трансфертов землям закрепленные в Основном Законе (так называемая Финансовая конституция). Во Франции основные виды бюджетных трансфертов определяются специальными законами, которые возведены в Административный кодекс из местного самоуправления.

Выравнивания осуществляют или для создания всем участникам одинаковых стартовых условий (выравнивание налогового потенциала), или для обеспечения ровного распределения между ними конечных результатов (достижение стандартного уровня потребления государственных услуг на всей территории). В той или другой степени все страны пытаются решать оба задания. При этом государства с развитой децентрализующей системой правления делают ударение на решении первого задания, тогда как страны, которые придерживаются унитарных традиций, — второго.

 

 

1. Материальная ответственность: понятие и отличительные признаки

 

Материальная ответственность есть обязанность стороны трудового договора, причинившей ущерб (вред) другой стороне возместить его в размере и порядке, установленном законодательством. Трудовое законодательство предусматривает материальную ответственность работодателя перед работником и материальную ответственность работника перед работодателем. Поскольку материальная ответственность является самостоятельным видом юридической ответственности, обязанность возместить причиненный работодателю ущерб наступает независимо от привлечения работника к дисциплинарной, административной или уголовной ответственности.

Материальную ответственность по нормам трудового права следует отличать от других мер материального воздействия, а именно: лишения премии, предусмотренной системой оплаты труда, или вознаграждения по итогам годовой работы, снижения коэффициента трудового участия при коллективной форме организации и стимулирования труда; удержаний из заработной платы, производимых на основании закона (ст. 137, 138 ТК РФ).

Материальную ответственность по трудовому праву следует отличать от имущественной ответственности по гражданскому праву. Учитывать это нужно прежде всего в правоприменительной деятельности организаций для предотвращения возможных ошибок при решении вопроса о возмещении ущерба, причиненного работодателю. Субъектами материальной ответственности по трудовому праву могут быть только работники, состоящие (или состоявшие на момент причинения ущерба) в трудовых отношениях с тем работодателем, которому они причинили материальный ущерб. В связи с трудовыми отношениями на работников правилами внутреннего трудового распорядка и другими нормативными правовыми актами возлагаются дополнительные обязанности по сохранности имущества данного работодателя. В тех случаях, когда ущерб причиняется другими лицами (подрядчиком или исполнителем по договорам подряда, поручения), возмещение должно производиться по нормам гражданского права, т.к. эти лица не состоят с организацией в трудовых отношениях.

По нормам трудового права взысканию подлежит только прямой действительный ущерб, как правило, в пределах среднего месячного заработка, а неполученные доходы (упущенная выгода) взысканию не подлежат. По нормам гражданского права вред подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим его (ст. 1064 ГК РФ).

В трудовом праве размер возмещаемого ущерба, причиненного по вине нескольких работников, определяется для каждого с учетом степени его вины (ст. 245 ТК РФ). Речь идет только о долевой материальной ответственности. В гражданском праве применяется солидарная материальная ответственность (ст. 1080 ГК РФ).

По нормам трудового права работники освобождаются от материальной ответственности за ущерб, который может быть отнесен к категории нормального хозяйственного риска (ст. 239 ТК РФ). В гражданском праве в таких случаях ущерб подлежит возмещению (ст. 401 ГК РФ).

Работодатель имеет право обратиться в суд по спорам о возмещении работником вреда, причиненного организации, в течение одного года со дня обнаружения причиненного вреда (ст. 392 ТК РФ). Для защиты прав в гражданско-правовых отношениях с участием граждан установлен трехлетний срок исковой давности (ст. 196 ГК РФ).

По нормам трудового права установлен особый порядок при взыскании ущерба, не превышающего среднего месячного заработка. Взыскание в этом случае может производиться по распоряжению работодателя (ст. 248 ТК РФ). В гражданско-правовых отношениях, если отсутствует добровольное возмещение причиненного ущерба, взыскание производится в судебном порядке.

В статье 232 ТК РФ впервые получило отражение правило о том, что трудовым договором или заключаемыми в письменной форме соглашениями, прилагаемыми к нему, может конкретизироваться материальная ответственность сторон этого договора. При этом договорная ответственность работодателя перед работником не может быть ниже, а работника перед работодателем - выше, чем это предусмотрено ТК РФ или иными федеральными законами. Данное положение свидетельствует, что на договорном уровне между сторонами возможно снижение материальной ответственности работника и усиление материальной ответственности работодателя перед работником, что соответствует действительному положению работника в трудовых отношениях как стороны, экономически менее защищенной.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
В наше время в самом общем виде можно выделить два типа моделей межбюджетных отношений — децентрализующий и кооперативный | Лекция 9.Аллергические заболевания у детей
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 597; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.014 сек.