Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Более подробно процесс творчества и его составляющие изучите дома самостоятельно

Структура психики и сознания по З.Фрейду. См. рис. 4 и 5

Согласно учению Фрейда человек есть динамическая система, полная противоположных стремлений. Психика человека решает 2 задачи: 1) удовлетворение желаний, не навлекая на себя неприятностей,научиться терпеть, откладывать удовлетворение желаний; 2) научиться управлять тремя группами сил: Собой, Другими, Природой с пом. Принципа реальности - единственная связь с вн. миром. (наблюдать, видеть, анализировать, понимать, принимать все происходящее таким каким оно есть). Вторую задачу выполняет «Я (Ego)»= Осознаваемое (лишь маленький остров в огромном Океане ОНО («ID»)- бессознательного и Сверх Я «SuperEgo»- сверх сознание, усвоенные нормы культуры, Совесть, Вина, Стыд, Табу, которые давят на мое бедное «Я» (Ego). См.Рис. 6. Энергию, необходимую для мыслительных процессов психика черпает в бессознательном, бурлящем котле страстей, как называл б/с З.Фрейд (именно тут не функционируют 2/3 клеток мозга, может они есть энергетический котел?). Два ведущих инстинкта, управляющих всем поведением людей: Эрос (жажда жизни, любовь) и Тонатос (тяга к смерти, Агрессия). Агрессия, раздражение –реакция на невозможность осуществить свои желания и стремления. ОНО («ID») - генетически детерминировано, изначально аморально и иррационально (ХОЧУ).

Сознание («Я») отвечает за управление поведением и способность взаимодействовать с вн. Миром: собрать информацию, строить суждения, анализировать, принимать решения. Защитные механизмы психики (сег.18) –это способность сознания переводить энергию неудовлетворенных желаний в позитивно одобряемые обществом и окружением способы действия. Сознание посредник между внешним миром и внутренними импульсами (желаниями), идущими от б/с. Сознание зажато между двумя неосознаваемыми сферами психического: стремлениями и желаниями б/с и запретами, табу, нормами Сверх Я.

ФункцииСверхЯ социокультурно детерминированы и репрессивны по отношению к желаниям ОНО, кот. не отвечают культурным нормам или принципу реальности. Задача Сверх Я перевести внимание бессознательного с себя на Другого.

Современная психология и философия используют теорию Фрейдано существенно переработав. Акцент делается не на либидо (секс.энергию), а энергию всех желаний и стремлений. Они делят на бессознательное, то, что никогда не попадет в сознание сама без спец. техник и методик и подсознание –информацию, которая осозн. на время вытесена из сознания и в нужный момент м.б. «вынута» из памяти.

СверхЯ совр. Философия наз. САМОСОЗНАНИЕ. Кратко остановимся на его функциях. На мой взгляд, не верно выделять самосознание как самостоятельный элемент психики, что делает большинство учебников. Это деятельность того же самого сознания (субъект тот же), только меняется объект. А методы, компоненты, структуры, этапы те же самые. Все, что выше рассматривалось, где объектом являлся вн.мир или телесная организация человека. Если в качестве объекта взять само сознание, его деятельность, то мы и получим самосознание и как процесс, и как результат. Совпадают и функции самосознания:

1) Само – понимание, само - познание 2) Само - оценка; 3) Само- регуляция. У Фрейда эти функции выполняют не только Сознание («Я») и Сверх Я (Суперэго).

Действительно в наших знаниях о самих себе есть Зона известно только нам, есть Зона известная только Другим (со стороны виднее), есть известная нам и Другим, а есть Неизведанное - не известное ни нам, ни Другим. «Познай самого себя»,- призывал Сократ. Познавай себя и работай над Собой постоянно - призываю я.

Человек принимает решения, влияющие на всю его жизнь, скорее не как акт самопознания, а как акт самоопределения (воля), спонтанно интуитивно, далеко не всегда долго обдумывая и подсчитывая все за и против (Сверх Я, надсознание тут и работает). Самосознание следует за самоопределением: «Я хочу учиться или наоборот жениться», но редко предшествует ему. Требование самопознания состоит в том, чтобы узнать что во мне является настоящим, моим (в телесной организации, душевном, духовном смысле), а не отождествлять себя с навязыемыми извне образами. И.Кант говорил, что философия должна помочь человеку найти ответы на вопросы: Что я хочу? Что я могу? На что надеяться? Человек пребывает в иллюзии гарантированного счастливого будущего по кр.мере в детстве и юности. На деле, мы мало, на что влияем и живем в очень узком коридоре заданной реальности и поля выбора возможностей. Бытие – это то, что явлено человеку, то, что осознано, то что нами не осознано то же существует, но не для нас, мы этого не видим. Самосознание помогает нам осознать мир, свою жизнь, себя - как целое и расширить поле возможностей. Гегель называл эту процедуру рефлексией: Способность субъекта сознания вынести себя за рамки ситуации и посмотреть на все со стороны, проанализировать ситуацию и найти верное решение. Так считает и современная наука техник принятия решений. Изнутри ты не способен понять, только переживать. («Лицом к лицу лица не увидать…» С.Есенин). Стадии принятия решения:

1.Постановка диагноза и формулировка сути проблем.

2. Осознание целей и идеалов, ценностей вех участников ситуации

3. Программа достижения поставленных целей и вовлечения участников к сотрудничеству.

Сартр был прав сознание постоянно устремлено в будущее и создает проекты, образы будущего. Потом их анализирует, оценивает с т.зр. желаемого, идеального, реального, возможного и затрат на каждый вариант. То же самое делает и Самосознание создавая Образ-Я, «Я-концепции»: Идеальный Я, Нормативный Я, реальный Я (Роджерс). Адекватная самооценка, принятия реального Я создает личность без комплексов, самодостаточную личность, которая трезво оценивает свои возможности и шансы, понимает свои поступки без обвинения Других, принимает ответственность на себя. Это основа построения реального Жизненного Сценария. Но понять и познать себя можно только через понимание и познание мира, других людей. К.Маркс критикуя суб. идеализм Фихте писал: «Поскольку человек не родится как философ с зеркалом в руках, то лишь отнесясь к человеку Павлу как к человеку, он поймет себя как человека.»

Но об этом более подробно в след. Лекции: «Проблемы процесса познания».

 

_____________________________

1. Миндель Н. Философия Хаббада. Вильнюс, 1990. -185 С.

 

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ. Зарисовать все рисунки из папки Лекция 9. и дополнительные файлы к заданиям а также рабоы философов из «Мир философии» см. Планы семинаров зан.6

Задание к СЕМИНАРУ:

1. Изучить дискуссию по проблеме язык и мышление. Мысль не до конца воплощается в словах, отсюда необходимость подыскать наиболее точное слово. Есть и проблема перевода, не всегда в другом языке есть абсолютно точный аналог, это уже ментально-национальные особенности, поэтому ценится не буквальный, а литературный перевод, которые ближе отражает смысл, содержание.

2. Подумать над проблемой связи мозга и мышления.

1. «Я знаю себя как мысль, но я не знаю себя как мозг» (Рени Декарт)

2.Совр.физиологи досконально изучили строение и функции мозга и каждого отдельного участка и составили атлас (специализация функций определенных участков мозга за опред. эмоции, образы и способности), но так и не смогли объяснить почему используется только ½ клеток надкорки. Почему совсем не работает подкорка. Но их общий вердикт: «Сколько мы не исследовали человеческий мозг –ничего идеального там мы не нашли». Отсюда появились идеи о параллельности идеальных мыслительных и нейрофизиологических процессов. Хотя о связи мозга и мышления говорят факты (кома, инсульты, утрата памяти после травм гол.мозга и пр.)

3 диск. К семинару изучите и подумайте о связи индивидуального и общественного сознания. Часть философов считают, что индивидуальное сознание имеет общественную природу, поскольку Сознание формируется только в процессе практического взаимодействия и общения с другими людьми. По формам, по структуре, содержанию и функциям индивидуаль ное сознание – социально. Общезначимое содержание (идеи, ценности), общепринятые значения идеальных образов и символов закрепляются в языке в кодах, знаках матем. формулах, цветовой гамме (Белое+/ черное -). но субъективные идеалисты

отрицают общественную природу индивиудального сознания. Подберите аргументы сторон.

Можно посмотреть на эту тему ст. Человек – переходное существо в ж.Человек,-1991г,-№4,- с.44-48.

ВОПРОСЫ ДЛЯ ЗАКРЕПЛЕНИЯ МАТЕРИАЛА:

1.Проблема сознания в истории философии: дух, духовность, душа, сознание–плюрализм мнений.

2. Генетические предпосылки сознания.

2.1. Отражение и информационное взаимодействие, его эволюция.

2.2. Психическое отражение.

3. Возникновение сознания, его общественная природа.

3.1. Роль социума, практики и речи в формировании сознания.

3.2. Идеальное и формы его бытия.

3.3. Творческий характер сознания.

4. Структура психической деятельности. Самосознание.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Лекция 9. Бытие духовного, идеального: сознание и мышление | По критерию целей и задач
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 575; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.