Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Воспитание режиссерских способностей




Большому количеству и многообразию творческих функций режиссера должно соответствовать такое же богатство его творческих способностей.

Чтобы посвятить себя этой сложной профессии человек должен от природы обладать соответствующими профессиональными данными. Школа может с помощью специальных упражнений развить природное дарование до той степени, какая необходима для полноценного творчества.

Способности можно условно разделить на три группы:

1. Общие условия творчества в любом искусстве: литературе, живописи, театре.

2. Есть способности, которые являются общими для всех видов искусства, но характер использования которых в значительной степени зависит от специфики данного вида.

3. Эту группу составляют способности, связанные с необходимостью для режиссера, обладать известным минимумом актерских качеств.

Основным предметом искусства, его смыслом и назначением в конечном счете является человек. Режиссер должен обладать способностью тонкого понимания человеческой психики, глубочайшего проникновения в самые сокровенные тайны человеческой души.

Главным материалом режиссерского творчества является актер – живой человек.

Направлять актера на верный путь, непрерывно развивать в нем творческий процесс, чтобы шаг за шагом привести его постепенно к конечной цели этого процесса. Таким образом, глубокое понимание человеческой психологи имеет для режиссера двойное основание:

1. Он должен глубоко понимать психологию актера, как человека и как художника;

2. Психологию создаваемого им образа.

Без этой способности деятельность режиссера не может быть плодотворной. Итак, режиссеру необходим широкий идейный кругозор, высокий уровень общей культуры, разностороннее знание жизни, тонкий художественный вкус, острое чувство современности и глубокое понимание человеческой души.

Режиссерские профессиональные способности.

В любой области искусства огромную роль играет творческая наблюдательность художника. Без наблюдательности нет знания жизни, без знания жизни нет художественного творчества, нет искусства. Наблюдательность в искусстве живописи, опираясь на способность художника воспринимать жизнь в различных сочетаниях красок, линии, перспективы, света, тени и т.д. характеризуется: для скульптора, отражающего жизнь в пластических формах, наряду со зрением большое значение имеет осязание, чувство объема, ощущение предмета. Музыкант, наблюдая жизнь, мобилизует главным образом слух, он слушает звучание вокруг него звукосочетания, ритмы, мелодии.

Наблюдательность писателя, который создает литературные образы, при помощи слов разнообразные и зрительные, и слуховые, и осязательные, а иногда даже вкусовые и обонятельные. Однако у каждого писателя обычно какой – нибудь способ восприятия жизни является преобладающим: один по преимуществу видит действительность, другой слышит ее, третий воспринимает жизнь главным образом в ее пластических проявлениях.

Особый вид наблюдательности является принадлежностью актерского искусства. Наблюдая человеческое поведение, актер, так же как и художники других видов искусства, мобилизуют все пять органов чувств. Этот способ определяет специфику актерской наблюдательности и занимает в актеркой профессии господствующее положение. Этот способ восприятия мышечным, или моторным. Актер наблюдает жизнь людей не столько зрением и слухом, сколько своими мышцами. Если человек не имеет способности к такого рода наблюдательности, не может быть актером. Этот способ присущ и другим художникам, живописцам, скульпторам, писателям. Они стремятся предварительно передать то, что переживает наблюдаемый персонаж, они некоторое время становятся этими персонажем и практически в своем мускульном воображении, осуществляет его действие.

Однако эта форма для них является дополнительной, не обязательной, в то время как для актера она – основная и главная. В театральном искусстве человеческие действия осуществляются актерами фактически, наглядно, на самом деле, при этом одновременно и во времени и пространстве.

Чтобы получилось гармонически целостное единство спектакля, нужно чтобы действия отдельных актеров были приведены в определенные сочетания друг с другом. В этом в сущности и заключается главная функция режиссера. На обязанности режиссера лежит творческая организация взаимодействия между актерами с целью создания гармонического единства, подчиненного определенному идейно –художественному замыслу. Это единство и называется спектаклем.

Поэтому, наблюдая жизнь, режиссер ничуть не в меньшей мере чем актер, вынужден фиксировать свое внимание на действиях людей. Его, как и актера, в первую очередь интересует, как люди ходят, едят, курят, спорят, объясняются в любви, приказывают, угрожают, отказывают, притворяются, обманывают, лицемерят, хитрят, умирают. Трудно перечислить все действия – физические, психические, простые, сложные – которые совершают люди, и при этом совершают по-разному в соответствии с особенностями своего характера.

Однако, между актерами и режиссером существует разница. Если актер фиксирует свое внимание преимущественно на действиях отдельного человека, то режиссер, в соответствии со своей основной творческой функцией, стремится еще запечатлеть в своей память так же и различные сочетания этих действий в их жизненном конкретном образном выражении.

Взаимодействие и борьба между людьми – вот что является предметом преимущественного интереса режиссера, наблюдающего жизнь.

Например, один просит, другой отказывает, один жалуется – другой утешает и т.д. Но это, взаимодействие происходит между двумя людьми. А ведь их может быть и трое, и четверо, и пятеро и даже целая толпа. И каждый в этой толпе так или иначе действует и из этого множества действий рождается нечто единое. Это единое служит предметом для режиссера.

Для режиссера зрительные впечатления создают на сцене непрерывный поток своего рода картин. Все эти элементы этих картин должны гармонически сочетаться друг с другом. Материал для этих картин режиссер должен черпать из жизни и при помощи зрения.

И слуховые впечатления важны для режиссера, когда актеры говорят на интонациях, темпах, ритмах, тембрах голосов. В не меньшей мере, чем скульптору, режиссеру должно быть свойственно так же и пластическое чувство. Создание форм (мизансцен) является одной из обязанностей режиссера.

Главная функция режиссера выражается в руководстве сценическим поведением актера. Поэтому режиссер должен обладать способностью наблюдать, так же и актерским способом, т.е. уметь пропускать наблюдаемое через себя и творчески воспроизводить его средствами актерского искусства. Не обладая этой способностью, режиссер никогда не сможет ничего показать актеру и результате окажется лишенным такого средства общения режиссера и актера, как режиссерский показ.

Режиссер также должен обладать фантазией и воображением. Режиссерская фантазия – это способность комбинировать данные опыты в соответствии с определенной творческой фантазией.

Фантазия призвана комбинировать данные опыты. Однако ее деятельность сочетается с работой воображения. А работа воображения состоит в том, чтобы комбинации, создаваемые фантазией, делать объектами внутреннего чувственного переживания. Если фантазия – игра ума, то воображение – игра чувств. Но оба процесса протекают одновременно, взаимодействуя и помогая друг другу и протекает процесс образного мышления.

Как в процессе режиссерских наблюдений так и процессе режиссерского фантазирования участвуют все пять органов чувств режиссера. Образы, которые создает фантазия режиссера, он в своем воображении и видит, и слышит, и осязает, и обоняет, а иногда даже и ощущает на вкус.

В своем воображении режиссер должен действовать применительно к тем обстоятельствам, которые создает его фантазия. Иначе говоря, он мысленно должен приводить в деятельное свой мускульный аппарат, актерски проигрывая все роли той пьесы, которую ставит. Только представив эту работу, он получает возможность плодами совей фантазии увлекать актеров и уверенно вести их за собой.

Важнейшими режиссерскими способностями являются так же чувство времени и чувство пространства в их динамическом сочетании и единстве. Эти способности связаны со спецификой режиссерской фантазии и режиссерского воображения, призванных воспроизводить жизнь в ее непрестанном движении, в непрерывном потоке изменяющихся форм. С этим связано так же огромное значение чувства ритма в искусстве режиссера. Всякое действие человека или группы людей имеет определенный ритм. Оно протекает всегда с той или иной скоростью, всегда связано напряжением мускульной энергии и имеет ритмический рисунок.

Каждому человеку присущ особый ритм, в котором по преимуществу протекает его физическая и душевная жизнь. Свой особый ритм имеет и каждая национальность, и каждая страна, и каждый город, и каждое место действие (вокзал, больница, музей, ресторан) и каждое событие, и каждое явление природы – словом, все, что связано с движением, внешним и внутренним. Следовательно, и все, что происходит на сцене, тоже должно иметь свой ритм. Свой особый ритм должен иметь каждый диалог, каждый эпизод, каждый кусок образа. Все эти отдельные ритмы переплетаются, взаимодействуют и складываются в определенный ритмический рисунок спектакля, в определенное ритмическое построение. Режиссеру необходимо пережить все эти ритмы, связать их в один непрерывный поток сценической жизни и реализовать все через актеров, чтобы получить точный рисунок спектакля, органически связанный с его содержанием, чтобы поставить целиком.

Развитие режиссерских способностей начинается с наблюдательности.

Упражнение на наблюдательность.

1. Дневник наблюдений.

Нам, будущим режиссерам, необходимо записывать все интересное, с чем приходится сталкиваться в повседневной жизни. Сюда относится: различные проявления человеческих чувств(в интонации, мимике и жестикуляции), наружность людей, их костюмы, манеры, говоры, привычки, отдельные выражения и даже целые диалоги, неожиданные по своей выразительности мизансцены, описание различных мест действия, отдельных предметов, явлений природы и т.д.

Чтобы дисциплинировать волю, направленную на воспитание наблюдательности, полезно принуждать себя к выполнению определенных заданий в этой области. Например, надо поставить себе задачу (цель), что я сегодня буду наблюдать, как люди ходят, завтра – как они едят, в другой - как люди читают.

2. Режиссерский рассказ.

Записи получают свое дальнейшее развитие в устных рассказах. Очень полезно делиться своими записями и наблюдениями с другими людьми: с друзьями, родственниками и т.д. Это необходимо в работе с актерами, чтобы увлечь их продуктами своей наблюдательности и фантазии. Однако, и дневник наблюдений и устные рассказы служат для фиксации только таких наблюдений, которые осуществляются при помощи пяти органов чувств.

Режиссер должен обладать способностью фиксировать свои наблюдения при помощи моторно – мускульной своей памяти.

Режиссерский показ, который заключается в том, что надо пробовать предмет своих наблюдений провести через себя, воспроизвести его, сыграть актерскими средствами – первоначально в моторно- мышечном воображении (представляя самого себя, выполняющим те же действия, что и наблюдаемый субъект), а потом и полностью, в реально осуществляемых движениях. При этом, вы должны стремиться «схватить» предмет своих наблюдений, какой – нибудь жест, походку,интонацию или манеру, держать ложку или вилку и т.п. путем органического переживания самой сущности данной особенности в человеческом поведении.

Задание: наблюдать разновидности человеческих походок и подготовить результаты к показу. Как едят люди, как читают газету, книгу, как закуривают папиросу, как разговаривают по телефону, как ведут себя на стадионе, как работают продавцы, врачи, как бреет парикмахер и т.п.

Укрепив в себе привычку постоянно наблюдать и фиксировать характерное в человеческом поведении при выполнении простейших физических действий, надо переходить к наблюдениям над различными проявлениями духовной жизни человека, стремясь зафиксировать в своих показах различную форму выражения человеческих чувств, мыслей, страстей. здесь тоже надо начинать сначала выразить наблюдения в форме живых, образных рассказов, а потом перейти к показу.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 2933; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.022 сек.