Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Максимизация прибыли совершенно конкурентной фирмой




 

Рынок совершенной конкуренции – вид отраслевого рынка, на котором много фирм продают однородный (стандартизированный) продукт и ни одна фирма не обладает контролем над такой долей рынка, которая позволила бы влиять на цену продукта. При совершенной конкуренции доля каждой фирмы в общем выпуске продукции, продаваемой на рынке, составляет менее 1%. Поэтому конкурентные фирмы не могут воздействовать на рыночную цену изменением объёма продаж. В силу того, что на совершенно конкурентных рынках продаётся однородная, т.е. лишённая особых качественных характеристик, продукция, фирмы также не могут влиять на рыночную цену, а вынуждены принимать её как заданную извне, самим рынком. Ни одна из фирм не рассматривает конкурентов как угрозу её рыночной доле продаж и, следовательно, не интересуется производственными решениями своих конкурентов. Информация о ценах, технологии и вероятной прибыли доступна для любой фирмы, и существует возможность быстро реагировать на изменившиеся условия рынка посредством перемещения применяемых производственных ресурсов, т.е. продажи одних факторов производства и вложения вырученных средств в другие. Для продавцов вход на рынок и выход из него абсолютно свободны, так как не существует барьеров, не позволяющих фирме продавать свой товар на данном рынке; нет и трудностей с прекращением операций на рынке. Нарушение любого из перечисленных требований приводит к подрыву совершенной конкуренции и возникновению несовершенной конкуренции.

Все перечисленные выше признаки совершенной конкуренции обуславливают тот факт, что фирма, работающая на совершенно конкурентном рынке, не может повлиять на цену своей продукции, например, установить цену выше рыночной. Она принимает цену как заданную извне, самим рынком, на котором эта цена формируется под воздействием рыночного спроса и рыночного предложения.

Кривая спроса на продукцию совершенно конкурентной фирмы – это горизонтальная линия, проходящая на уровне заданной рынком цены (рис. 7-1а). Это объясняется тем, что идеально конкурентная фирма очень

 
 

мала, а её доля в общем объёме рыночных продаж просто ничтожна. Поэтому при увеличении объёма производства (в полтора, в два и даже в три раза) и при условии, что все другие фирмы не увеличат объемы продаж, ей не нужно снижать цену на свою продукцию, чтобы потребители согласились выкупить дополнительно произведённое количество товара, - оно практически незаметно с точки зрения рынка в целом.

Итак, условия совершенной конкуренции приводят к тому, что цена, по которой продаёт свой товар фирма, работающая в этих условиях, оказывается постоянной величиной, не зависящей от объёма выпуска фирмы. Это – ключевой момент в анализе совершенно конкурентной фирмы. Сравните кривую спроса для отдельной фирмы, обозначенную на рис. 7.1–а, с кривой рыночного спроса на рис. 7.1–б.

Кривая рыночного спроса показывает, сколько купят все потребители по каждой возможной цене. Кривая рыночного спроса имеет отрицательный наклон, так как больше товара потребители купят по более низкой цене. Кривая спроса отдельной фирмы представляет собой горизонтальную линию, потому что объём её продаж не влияет на рыночную цену. Предположим, что фирма увеличит сбыт со 100 до 200 единиц товара. На рынок это практически не повлияет, если, например, объём производства отрасли составляет 100 тыс. или 1 млн. единиц товара при данной цене.

 

Условие максимизации прибыли совершенно конкурентной фирмой. Предположим, что целью производственной и торговой деятельности фирмы является получение максимальной величины прибыли; других целей у нашей фирмы нет. Для разрабатываемой здесь модели необходимо сделать ещё одно ключевое упрощающее допущение. Мы будем исходить из того, что фирма производит только один продукт. Конечно, в реальной жизни современные фирмы выпускают множество продуктов. Однако для простоты анализа мы абстрагируемся от данного факта. Предположим также, что количество продукта, произведённого фирмой за определённый период времени, в точности равно количеству, проданному фирмой на рынке за этот период времени. То есть фирма продаёт всё то, что производит. Соответственно, объём выпуска, как и объём продаж фирмы, будем обозначать буквой

Прибыль – это разность между выручкой, полученной фирмой от реализации произведённой продукции, и общими издержками, т.е. затратами фирмы на производство данного количества продукции. Следует специально подчеркнуть, что в микроэкономике речь всегда идёт об экономических, а не о бухгалтерских показателях. Следовательно, здесь и далее мы будем иметь в виду экономические издержки и экономическую прибыль. Последняя подсчитывается путём вычета всех экономических издержек из выручки фирмы. Общая выручка фирмы – это произведение цены единицы продукции (обозначим её буквой Р) на количество продукции, проданное за данный период времени:

(7.1)

Из определения следует, что общая выручка (мы обозначим её как зависит от объёма выпуска и от цены товара. Однако для совершенно конкурентной фирмы следовательно, выручка в этой модели является функцией от количества проданной продукции.

Величина общих издержек изменяется в зависимости от объёма производства, поскольку переменные издержки фирмы возрастают с увеличением количества выпускаемой продукции. Таким образом, величина прибыли фирмы в каждый момент времени определяется количеством произведённого товара, т.е. прибыль является функцией от объёма выпуска:

(7.2)

где прибыль фирмы; общие издержки;

 

Тогда задачей менеджера, управляющего фирмой, является выбор такого объёма выпуска при котором величина прибыли будет наибольшей за данный период времени (например, за месяц). На первый взгляд может показаться, что, чем больше продукции выпускает фирма, тем бóльшую прибыль она получает. Однако это – заблуждение. Чрезмерное увеличение объёма выпуска может привести к сокращению прибыли и даже принести убытки. Вспомните, например, что кривая общих издержек демонстрирует резкое увеличение затрат при возрастании выпуска продукции. Поэтому задача максимизации прибыли решается совсем не так, как может показаться неискушённому обывателю.

Средняя выручка показывает, какой доход получает предприниматель от продажи одной единицы продукции в среднем. Легко видеть, что средняя выручка всегда равна цене товара:

(7.3)

Для совершенно конкурентной фирмы она является постоянной величиной.

Предельная выручка показывает, на сколько изменится общая выручка фирмы в результате изменения объёма выпуска на одну единицу продукции. Она определяется по формуле:

(7.4)

где приращение общей выручки; приращение объёма выпуска. По этой формуле легко подсчитать предельную выручку, зная первоначальный объём выпуска и соответствующую ему величину общей выручки а также изменившийся объём выпуска и соответствующее ему значение выручки В таком случае и

В общем случае, когда цена является переменной величиной, т.е. кривая спроса фирмы имеет отрицательный наклон, предельная выручка не равна цене при каждом возможном объёме выпуска. Однако в случае совершенной конкуренции, когда цена для фирмы является постоянной величиной, а кривая спроса с точки зрения фирмы – горизонтальная линия, предельная выручка равна цене при каждом возможном значении объёме выпуска. Действительно, предельная выручка – это изменение общей выручки в результате изменение объёма продаж на одну единицу. Если фирма может продать дополнительную единицу продукции без снижения цены, то её общая выручка увеличится как раз на величину, равную цене:

(7.5)

 

Следовательно, предельная выручка совершенно конкурентной фирмы оказывается величиной постоянной (не зависящей от объёма продаж) и при этом равной цене. Отсюда нетрудно догадаться, что кривая предельной выручки в этом случае совпадает с кривой спроса на продукцию фирмы, т.е. будет горизонтальной линией.

Условием первого порядка максимизации функции прибыли является равенство нулю её первой производной по объёму выпуска.

(7.6) при или
(7.7) при
(7.8)  

 

Как известно из главы 6, первая производная функции общих издержек – предельные издержки фирмы. Тогда необходимое условие максимизации прибыли приобретает экономический смысл:

(7.9) или

где оптимальный объём выпуска.

Итак, фирма, работающая на совершенно конкурентном рынке и стремящаяся максимизировать прибыль, должна производить такое количество продукции, при котором предельные издержки производства последней единицы продукции равны рыночной цене единицы продукции.

Для того чтобы определял действительно максимум, а не минимум функции прибыли, необходимо рассмотреть ещё и условие второго порядка:

(7.10)  
(7.11)  
(7.12) или
           

 

 

Экономический смысл достаточного условия чрезвычайно важен: в точке оптимального объёма выпуска предельные издержки должны возрастать. Представим условие максимизации прибыли совершенно конкурентной фирмы графически.


На рис. 7.2 видно, что кривая предельных издержек пересекает линию спроса в двух точках: при объёме выпуска и при объёме выпуска Это означает, что при цене функция прибыли имеет два экстремума. Однако при фирма получает минимальную прибыль, а при величина прибыли становится максимальной.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 1885; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.021 сек.