Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Неценовые детерминанты спроса





Необходимо различать следующие два понятия: 1) изменение объёма (величины) спроса означает передвижение из одной точки в другую на той же самой кривой спроса. Причиной изменения объёма спроса служит изменение цены данного блага; 2) изменение в спросе выражается смещением всей кривой спроса либо вправо – увеличение спроса (рис. 4.3), либо влево – уменьшение спроса (рис. 4.4). Причиной является не изменение цены данного блага, а изменение других факторов спроса, которые получили название неценовых детерминант спроса. К ним относятся: вкусы и предпочтения потребителей; цены на взаимозаменяемые и взаимодополняющие товары; изменения в доходе потребителей; ожидание будущего изменения цен и доходов.

Если вкусы изменяются, например, под воздействием моды или рекламы, то кривая спроса сдвигается. Увеличение спроса на вещи, вошедшие в моду, сдвигает кривую спроса вправо. Рост населения или любое другое увеличение числа покупателей на рынке обусловливает возрастание спроса и сдвигает кривую спроса вправо. Если и являются взаимозаменяемыми товарами (например, оливковое и подсолнечное масло), то при увеличении цены товара и неизменной цене товара потребители будут склонны к росту спроса на товар следовательно, кривая спроса на товар сдвинется вправо. Если

 
 

же цена товара упадёт, то кривая спроса на товар сдвинется влево. Для взаимодополняющих товаров (например, автомобили и бензин) характерна обратная ситуация: снижение цены товара ведёт к увеличению спроса на товар а повышение цены товара ведёт к сокращению спроса на товар Если в будущем ожидается увеличение цен на сахар, то можно полагать, что при прочих равных условиях кривая спроса на сахар сместиться вправо. Если ожидается снижение цены, то кривая спроса сместиться влево.

Воздействие на спрос изменений денежного дохода не столь однозначно. В отношении большинства товаров повышение дохода приводит к увеличению спроса. По мере роста доходов потребители, как правило, покупают больше мясных продуктов, фруктов, бытовой техники, модной одежды. И, наоборот, при снижении доходов спрос на эти товары падает. Товары, спрос на которые изменяется в прямой зависимости от изменения денежного дохода, называются нормальными товарами, или товарами высшей категории. На рис. 4.5 показано, как сдвигается кривая спроса на нормальное благо при изменении доходов потребителей.

На некоторые товары спрос, напротив, может уменьшиться с возрастанием доходов потребителей. Так, например, в пищевом рационе людей с низким уровнем дохода преобладают хлеб, макаронные изделия, крупы, дешёвые овощи (свекла, капуста, морковь). Если бы доходы этой группы населения существенно возросли, то данные потребители переключились бы на покупку дорогих сортов мяса и рыбы, фруктов, кондитерских изделий, которые вытеснят из их рациона каши, хлеб и вермишель. Блага, спрос на которые снижается с ростом доходов, и, наоборот, увеличивается с уменьшением доходов, называются инфериорными благами, или товарами низшей категории. На рис. 4.6 показано, как сдвигается кривая спроса на товар низшей категории при изменении доходов потребителей.

Наконец, существуют товары, которые потребитель покупает в одном и том же количестве независимо от величины дохода. Эти товары не являются ни нормальными, ни инфериорными. В качестве примера можно привести зубную пасту, туалетную бумагу, авторучки или соль. Действительно, если ваш доход существенно возрос, то вы не станете в результате этого есть более солёную пищу или чистить зубы десять раз в день. С другой стороны, при снижении дохода вы вряд ли будете экономить на зубной пасте и тем более на соли. Товары, относящиеся к данной категории благ, занимают сравнительно небольшую долю в бюджете потребителя и при этом оказываются чрезвычайно важными для жизнедеятельности человека. Очевидно, что для таких благ кривая спроса не изменит своего положения при изменении доходов потребителей.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 762; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.