Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Эпоха средневековья




Обращение к данному этапу требует определения хронологических рамок по которым началом Средних веков считается V век, а собственно их окончанием – конец XV века – XVI век. Для данной эпохи характерно

- возникновение и развитие нового общественно-экономического уклада, следовательно, и способа производства – феодального, изменившего как характер и содержание форм собственности, так и классовую структуру общества, где теперь каждое сословие занимало в феодальной иерархии строго определенное место;

- влияние, причем решающее, на жизнь общества христианской религии, которая являлась основой средневекового мировоззрения и культуры;

- превращение церкви в важнейший институт феодального общества и наличие постоянной борьбы между римско-католической церковью и светскими властями за ведущую роль в государстве.

Характерной чертой культуры Средневековья являлась ее тесная связь с религией.

Официальная идеология средневековья резко противопоставила духовное материальному. Открыто провозглашалось разделение духа и тела, священного и мирского, бога и человека, разделение, доведенное до противоборства бога и дьявола. Душа человека отягощена телесностью, человек обречен на вечное адское мучение после краткого земного существования, в котором он по собственной злой воле способен только грешить. Мудрость, мужество – проявление греховной гордыни; истинные добродетели – смирение, вера в бога, любовь к нему и надежда на спасение. Единственной формой земной активности человека, достойной одобрения, является религиозное подвижничество (аскетизм и борьба с еретиками).

Средневековое общество Западной Европы было жестко иерархизировано. Общественное сознание этой эпохи представляло его состоящим из трех разрядов – “молящих, воюющих и работающих”. Но постепенно класс феодалов стал расширяться за счет незнатных воинов (рыцарей). К XI в. в Западной Европе сложилось особое сословие – рыцарство, которое в XII – XV вв. достигло своего расцвета. Сами рыцари считали себя «цветом мира», высшим слоем общества, создавшим свой образ жизни, свой кодекс морали и нравов. Они сформировали особые нормы и ценности, позволившие им отделиться от неблагородных, простолюдинов. XIV – XV вв. называют веком рыцарства, и для этого, действительно, есть основания, поскольку в это время рыцарство окончательно оформляется как особое сословие, как определенный образ жизни и, наконец, как определенный менталитет и культура.

Именно в этот период средневековья окончательно складывается в общественном сознании образ идеального рыцаря и кодекс рыцарской чести. Идеалом поведения и образа жизни становится максимальное приближение к этому личностному образцу. Так что же представлял собой этот образ рыцаря «без страха и упрека», какими качествами он должен был обладать?

Ядро рыцарского кодекса чести составляла верность своему сеньору. Предательство и вероломство считались для рыцаря тягчайшим грехом и влекли за собой исключение из военно-аристократической корпорации, которую и представляло собой рыцарство.

От рыцаря ожидалось, что он будет постоянно заботиться о своей славе. Это было связано с тем, что в культуре рыцарства чрезвычайно важна была внешняя сторона. В жизни рыцаря многое было сознательно выставлено напоказ. Он постоянно стремился к первенству, к славе, к известности, которые требовали своего подтверждения все новыми и новыми испытаниями, подвигами. Рыцарь постоянно должен был подтверждать свое место в иерархии, которое зависело от количества и качества побежденных им рыцарей. Он не мог спокойно слушать о чужих успехах и стремился к тому, чтобы о его подвигах и его любовных приключениях знал «весь христианский мир». (Как не вспомнить в связи с этим «славного рыцаря печального образа» Дон-Кихота!)

При этом следует отметить, что непременным свойством рыцаря, как человека благороднорожденного, должна была быть щедрость. От рыцаря требовалось, не торгуясь, дарить любому то, что он просил в качестве платы. «Лучше разориться, чем прослыть скупцом. Первое – только на время, ведь принятие дара обязывает воздать за него сторицею. Скупость же ведет к потере звания, положения, к исключению из общества».

Ориентация рыцарской культуры на внешнее проявление выражалась в том, что в качестве рыцарских добродетелей подчеркивались красота и привлекательность. Отсюда и внешний блеск культуры рыцарства, особое внимание к ритуалу, атрибутике, символике цвета, предметов, манерам. Красоту рыцаря должны были подчеркивать дорогие одежды, богато украшенные золотом и драгоценными камнями. Одежда точно указывала на социальную категорию и положение носившего ее человека. Носить не ту одежду, которая подобает человеку по его рангу, означало совершить грех гордыни или, наоборот, падения. Особое внимание в этом плане уделялось аксессуарам – головным уборам и перчаткам, которые точно указывали ранг.

От рыцаря требовались учтивость, умение сочинять или хотя бы читать стихи, играть на каком-либо музыкальном инструменте. Он должен был быть развитым и физически, поскольку от него постоянно требовалась довольно большая физическая сила – иначе он просто не смог бы носить доспехи, которые весили 60 – 80 кг. Отличительной чертой рыцаря была безусловная верность своим обязательствам по отношению к равным себе, поэтому в этой среде были широко распространены различные рыцарские обеты, клятвы, соглашения, которые сопровождались специальными жестами. При этом рыцарским клятвам и обетам придавался характер публичности.

Обязанностью рыцарей была и забота о сиротах, вдовах и вообще забота о слабых. Но все же главным составляющим рыцарского кодекса было отношение к врагу и женщине.

Одним из безусловных требований к рыцарю было мужество. Боязнь быть заподозренным в трусости, недостатке мужества диктовала и соответствующие формы поведения рыцаря в бою: он не имел права отступать; нельзя было убивать противника сзади; убийство безоружного врага покрывало рыцаря позором; следовало предоставлять противнику, по возможности равные шансы (если противник упал с коня, рыцарь тоже слезал с коня) и т.д.

Все эти правила, обязательные в сражении, диктовались уважением к противнику, гордостью и, наконец, гуманностью. Главным для рыцаря была не сама победа, а поведение в бою, причем независимо от того, был ли этот бой настоящим сражением или рыцарским турниром, приобретшим особую популярность и пышность в XII – XIV вв., когда на них собирались рыцари со всех концов Европы.

Вместе с тем рыцарские идеалы не совсем соответствовали тем принципам гуманизма, равенства перед Богом, всепрощения и т.д., которые проповедовались христианством. Гордыня – один из самых страшных грехов для христианина – считался важнейшим достоинством рыцаря. Месть за оскорбление (нередко мнимое) была законом его этики. Рыцари мало ценили человеческую жизнь, свою и особенно чужую... Пренебрежение к чужой жизни усугублялось тем, что свой этический кодекс рыцари считали необходимым выполнять только в рамках социальной группы, к которой они принадлежали.

Ну и, наконец, одной из важнейших обязанностей рыцаря было поклонение прекрасной даме.

Любовное служение, культ дамы были своего рода религией рыцарства. Любви придавалось исключительное значение. Она должна была облагораживать рыцаря, вдохновлять его на подвиги. Чтобы завоевать благосклонность своей возлюбленной, рыцарь должен был демонстрировать самоотречение, преданность, самоотверженность в служении. Он должен был уметь владеть собой, укрощать свои порывы.

Вместе с тем отношение к женщине зависело от того, кем она была: дамой благородного происхождения или простолюдинкой. Заботливость и обожание, разумеется, могли относиться только к даме из своего сословия. Изысканно ухаживая за женщиной, оказывая ей всевозможные знаки внимания и любви, рыцарь тем самым подчеркивал свою принадлежность к миру избранных, свое отличие от «деревенщины».

Кодекс рыцарской чести лег в основу придворного этикета более позднего времени, который, в свою очередь, оказал существенное влияние на становление этикета наших дней.

В период укрепления абсолютной монархии, когда вместо сотен маленьких княжеств на территории Европы начинают возникать и мужать крупные государства, меняется и быт придворной жизни. Это уже не “рыцарские попойки” времен короля Артура с их грубоватой простотой и безыскусностью. Это уже строго канонизированная, пышная, чопорная церемонность.

Закрепившиеся в рыцарском кодексе слова, жесты, новые модели поведения, взгляды на взаимоотношения с равными и подчиненными постепенно проникали и в другие слои общества. Сформировался особый тип общественных взаимоотношений, которые характерны для европейского общества и по настоящее время.

В этот исторический период доблесть и добродетель заключались не в том, чтобы быть человеком нравственным, гармоничным, по-своему уникальным и непохожим на других, но, напротив, в том, чтобы соответствовать жестким образцам, стандартам, авторитетам, подчинять свою индивидуальность типичному, а личное поведение – строгим правилам обычаев и этикета, которые становились все более формализированными.

Несомненно, многие правила поведения, видоизменяясь, приспосабливаясь каждый раз к возникающим условиям, продолжали свою жизнь. В средние века родился новый социальный институт людей, зависящих от могущественной особы. Рыцари, придворные художники, дипломаты имели свой социальный статус и свои строгие нормы и правила поведения. Придворный этикет интересен, в том числе, и потому, что сформированные тогда нормы и правила галантного поведения во многом сохранились и лежат в основе нашего этикета.

Двор требовал прежде всего особых личностных образцов, так как профессиональные занятия человека должны были быть незаметны, не на виду. Не следовало обнаруживать особых усилий для их выполнения – все легко, непринужденно, между прочим. Единственным достойным занятием для придворного раннего средневековья считалось занятие рыцаря, но в то же время рыцарь должен был хорошо уметь делать все, за что ни возьмется. При дворе человек оценивался по тому, что он вносил в придворную культуру с ее ориентацией на пиршества и развлечения. Турниры, состязания, охота заполняли утренние часы, а вечером давались маскарады и балы. Главным стимулом было желание блеснуть, выделиться, стремление к помпезности.

Существовало только одно правило, которое нельзя было нарушать дворянину – клятву честью (хотя при отступлении от этой клятвы честь могла быть восстановлена дуэлью). Был только один долг, который требовал обязательной оплаты – долг карточный, называемый, долгом чести; остальные долги можно было вовсе не платить – рыцарская честь от этого совершенно не страдала.

При этом чувство чести было настолько обостренным, что нарушение этикета считалось смертельным оскорблением. Правда, задетую честь можно было достаточно легко восстановить:

Во-первых, публично нанесенное оскорбление могло быть публично взято назад. Можно было извиниться, после чего оскорбление считалось как бы не нанесенным и честь дворянина не страдала (независимо от того, насколько искренни были эти извинения).

Во-вторых, самым надежным и радикальным средством была дуэль. С ее помощью можно было скоро и вполне восстановить оскорбленную честь. Если оскорбитель не принадлежал к сословию, исповедующему кодекс рыцарской чести, то при оскорблении словом, а тем паче действием приходилось прибегать к серьезной операции: убить его тут же на месте, если есть при себе оружие, или не позже чем через час – и честь спасена.

В-третьих, если дуэль по каким-то причинам затруднительна или нежелательна для оскорбленного, то для него есть еще один выход: если оскорбитель был с ним груб, то надо поступить по отношению к нему еще грубее; «если при этом ругани недостаточно – можно избить его; для спасения чести в таких случаях существует ряд рецептов: пощечина исцеляется ударом палки, эти последние – плетью; для лечения ударов плети иные рекомендуют как отличное испытанное средство – плевок в лицо».

Таким образом, основным принципом, составляющим ядро всего кодекса рыцарской чести, был принцип «кулачного права» («прав тот, кто грубее, сильнее»).

Таким образом, возникновение этикета, как сложившейся нормативной и достаточно формализованной системы, следует отнести к эпохе средневековья. Особенностью этого этапа культуры, повлекшего за собой значительные изменения в поведении людей, стало то, что культура того времени предполагала хорошую материальную основу жизни господствующего сословия, богатство и роскошь находящегося в праздности двора. Применение этикета ограничивалось узким кругом людей, принадлежавших к высшему сословию общества, и за пределы этого сословия не выходило. Важно, что в то время этикет задавал не только стандарты и каноны поведения, но и стандарты всего образа жизни правящего сословия, что способствовало излишней формализации, усложненности и даже запутанности правил этикета. Эта формализация явилось одной из предпосылок появления первых руководств по правилам хорошего тона: П.Альфонсо «Дисциплина клерикалис» 1204г., Бальтасаре де Кастильоне «Придворный» 1517г., Жиованни Дела Каза «Галатео или книга хороших манер» 1558г. и т.д.

Этикет организовывал поведение придворных таким образом, чтобы возвеличить царствующую особу и утвердить придворную иерархию. Само понятие «этикет» обозначало строго установленный порядок и формы обхождения при дворе монарха. Впервые это слово было использовано в этом значении на одном из пышных и изысканных приемов у короля Людовикаа XIV, где гостям были предложены карточки с перечнем правил поведения.

Назначение этикета ограничивалось узким кругом людей, принадлежавших к высшему сословию общества, и за пределы этого сословия не выходило.

Этикет задавал стандарты и каноны не только поведения, но и всего образа жизни дворянства, приводя его к «общему знаменателю»: надо было «вести себя как все», и «жить как все», и чтобы «все было как у всех».

Этикет пронизывал все сферы жизни высшего сословия, буквально до мелочей регламентируя жизнь двора. Члены семьи монарха должны были в определенный час вставать. Точно указывалось, кто обязан присутствовать при одевании монарха, кто должен держать и подавать одежду, туалетные принадлежности и т.д. Заранее было определено, кто сопровождает монарха, как проходят церемонии аудиенций, обедов, прогулок, балов.

Представленная ко двору женщина, удалялась от царствующей особы, должна была двигаться спиной к выходу, ногой отбрасывая шлейф своего платья, чтобы не запутаться в нем.

Этикет точно регламентировал, на какую высоту, переступая порог, могли поднимать юбки придворные дамы того или иного ранга. Указывалось, каким именно придворным дамам следует ходить рука об руку. Этикет предписывал количество и конфигурацию линий, которые должны были вычерчивать при реверансе придворные особы.

Этикет носил характер закона и имел очень сильное воздействие на высшее общество. Нарушение норм этикета рассматривалось как преступление. И в своем кругу придворные должны были строго соблюдать понятиям чести. Но и придворная честь, по мнению Монтескье, это выражение интереса к собственному образу в глазах окружающих (а не внутренняя потребность). И человек должен говорить правду, только потому, “что человек, привыкший говорить правду, кажется смелым и свободным”, и быть вежливым не потому, что не может иначе, а потому, что вежливость свидетельствует, что мы не низкого звания.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 1045; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.03 сек.