Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Отказы» рынка и аллокативная роль государства




 

Однако в рыночном хозяйстве для сочетания экономической эффективности с социальной справедливостью экономическая роль государства по ряду причин не может ограничиваться лишь дистрибутивной функцией.

Во-первых, оптимальная по Парето аллокация возникает только на конкурентных рынках. Поскольку рыночный механизм сам по себе не исключает возможности возникновения монополий, а по мере развития технического прогресса становится все больше объективных и субъективных предпосылок монополизации производства, то к числу важнейших экономических задач государства относятся антимонопольная политика и регулирование деятельности естественных монополий. Основными экономическими инструментами воздействия государства на деятельность естественных монополий являются налоги и дотации.

Во-вторых, до сих пор неявно предполагалось, что рыночная цена, с одной стороны, отражает все затраты, возникающие в хозяйстве в связи с производством некоторого блага, а с другой, - характеризует всю полезность, извлекаемую потребителями из данного блага. В действительности при производстве и потреблении благ часто возникают внешние эффекты, не находящие отражение в ценах. Чтобы с позиций общества оценить экономические результаты определенного вида хозяйственной деятельности нужно, к частным затратам и доходам добавить внешние затраты и выгоды:

частный доход - частные затраты = частная прибыль
+   +   +
внешние выгоды - внешние затраты = внешняя прибыль
   
доход общества - затраты общества = прибыль общества

При наличии внешних затрат в нерегулируемом рыночном хозяйстве будет производиться и потребляться продукции больше оптимального для общества объема.

В-третьих, до сих пор предполагалось, что в экономике производится лишь одна категория благ - частные блага. Конституирующими характеристиками частных благ выступают два свойства: с одной стороны, они являются объектом конкуренции потребителей (частные блага «конкурентны»), с другой, для тех потребителей, которые не готовы заплатить за их обладание рыночную цену, они недоступны (частные блага «исключаемы»). Большинство экономических благ являются частными. Но кроме них существуют «неконкурентные» и «неисключаемые» блага, которые называются «общественными».

Классическими примерами общественных благ служат установление и поддержание общественного правопорядка, обеспечение национальной безопасности, строительство и эксплуатация маяков. «Неисключаемость» общественных благ приводит к тому, что их производство не может быть организовано на рыночных основах. Возместить затраты производства общественных благ можно лишь посредством системы налогообложения и государственного финансирования.

Кроме чисто частных и чисто общественных благ существуют промежуточные (смешанные) блага, не обладающие в полной мере ни свойствами частных, ни свойствами общественных благ. Классификация благ по вышеуказанным двум свойствам приведена в Таблице 7.1.

Таблица 7.1

Типы благ

  конкурентны неконкурентны
исключаемы частные блага смешанные блага I
неисключаемы смешанные блага II общественные блага

Когда производство «неконкурентных», но «исключаемых» благ регулируется рынком, тогда эти блага предоставляются обществу в меньшем по сравнению с оптимальным объеме. Так, затраты на создание и эксплуатацию кабельного телевидения не увеличиваются по мере подключения новых пользователей. Поэтому максимальную пользу от данного вида затрат общество получает при полном насыщении потребностей в этом виде услуг. Но при введении платы за пользование кабельным телевидением объем потребляемых услуг может оказаться меньше оптимального объема.

Противоположная ситуация возникает при использовании «конкурентных», но «неисключаемых» благ. К таковым, прежде всего, относятся природные ресурсы. При свободном доступе к этим ресурсам нередко возникает чрезмерная нагрузка на природную среду, доводящая её до разрушения.

В-четвертых, к числу условий, определяющих эффективное функционирование конкурентных рынков, относится симметричное распределение информации между покупателями и продавцами о всех обстоятельствах совершения сделок. В действительности это не всегда так.

 

Внешние эффекты

Под внешним эффектом экономической активности субъекта подразумевается неопосредованное рынком или договором ее воздействие на экономическую активность других субъектов. Внешним эффектом в потреблении называется воздействие, оказываемое потреблением блага одним субъектом на потребление и ли производство другого субъекта. Внешние эффекты в потреблении довольно распространенное явление: курение в учреждениях, сосед-трубач или смог от автомобилей в крупных городах. Тем не менее, рынок может обеспечить Парето-эффективное состояние в экономике и при наличии внешних эффектов в потреблении, если право на производство или запрещение внешних эффектов закреплено за экономическими субъектами, причем независимо от того, кому конкретно принадлежит это право. Однако надо иметь в виду, что закрепление прав собственности часто связано с затратами, которые могут превышать выгоду от установления данного права. При этом, какой бы из заинтересованных сторон ни принадлежало право собственности на внешний эффект, в результате их торгов величина внешнего эффекта останется одной и той же. Этот вывод назван теоремой Коуза.

Внешние эффекты в производстве проявляются в том, что в результате производственной деятельности одного субъекта изменяются условия производства или потребления у другого субъекта. В настоящее время наиболее распространенным примером внешних эффектов в производстве является промышленное загрязнение окружающей среды. Способствовать достижению Парето-эффективного производства при возникновении внешних эффектов государство в рыночной экономике может либо через систему налогообложения и дотаций, либо путем закрепления прав собственности на объекты загрязнения.

Идея использовать налог для достижения Парето-эффективной аллокации принадлежит А. Пигу и основывается на том, что при наличии отрицательных внешних эффектов частные затраты производства блага меньше общественных затрат его производства. Введение налога должно уравнять эти два вида затрат. Перевод внешних эффектов во внутренние издержки их источников получил называется интернализацией внешних эффектов.

 

Общественные блага.

Когда внешний эффект оказывает воздействие на благосостояние не одного, а многих индивидов, тогда проблема внешних эффектов переходит в проблему производства общественных благ. Из-за свойства «неисключаемости» вся полезность общественных благ выступает с позиций их производителя как внешний эффект и поэтому организацией производства этих благ занимается государство. При этом приходится решать две задачи: объем и способ финансирования производства общественных благ.

Вторая задача может быть решена следующим образом: если каждый потребитель внесет сумму, равную его цене спроса, то недостатка средств для производства общественного блага не будет. Однако при таком порядке финансирования затрат на общественные блага может возникнуть «проблема зайцев». Для решения проблемы «зайцев», препятствующей выявлению истинной цены спроса индивида на общественное благо, в 70-х гг. ХХ в. был разработан специфический механизм налогообложения – налог Кларка, - наподобие налога Пигу при возникновении внешних эффектов.

Еще одним способом выявления истинной оценки индивидуальной полезности блага или инвестиционного проекта является аукцион второй цены. Его изобретение считается одним из важнейших достижений американского экономиста Уильяма Викри, получившего за фундаментальный вклад в теорию поведения экономических агентов в условиях ассиметричной информации Нобелевскую премию по экономике за 1996 год.

На практике производство общественных благ в большинстве случаев осуществляется государством или муниципалитетом и финансируется за счет налоговых сборов. Достигается ли при этом Парето-эффективное использование ресурсов общества, зависит от способа определения объема производства общественного блага, системы налогообложения, свойств функций полезности индивидов ряда других факторов, являющихся предметом специального раздела экономической науки - теории общественных финансов.

 

Ассиметричность информации

Рыночные сделки часто совершаются в условиях, когда одна из сторон лучше информирована, чем другая, о факторах, влияющих на результат сделки. В зависимости от причины возникновения асимметрии в распределении информации различают ситуации с неполной информацией (hidden information) и с несовершенной информацией (hidden action).

В ситуациях с неполной информацией одна из сторон до сделки лучше информирована о факторах, влияющих на ее результат. Например, претендент на вакантное рабочее место лучше знает свои способности, чем начальник отдела кадров.

В ситуациях с несовершенной информацией перед сделкой все участники обладают одинаковой информацией, но в ходе реализации сделки один из участников может осуществлять некоторые действие, которые не заметны для других. Так, после приема на должность работник может проявлять себя менее активно, чем предполагалось при заключении трудового договора. То и другое модифицирует результаты торговых сделок по сравнению с результатами их осуществления в условиях симметричного распределения информации.

Одним из средств предотвращения отказов рынка, связанных с асимметричностью информации о качестве товара, является подача на рынок сигнала помимо цены блага. В качестве такого сигнала может служить гарантия на замену или бесплатный ремонт изделия в случае обнаружения в нем дефектов. Поскольку предоставить указанные гарантии без риска понести большие потери может лишь производитель качественных товаров, то покупатели верят, что им не грозят неприятности, связанные с ремонтом или обменом товара. Аналогичным сигналом для фонда медицинского страхования может служить свидетельство о членстве его клиента в спортивно-оздоровительном клубе. Работодатели в качестве сигнала о способностях нанимаемых работников часто используют свидетельства об окончании учебных заведений.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 1071; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.019 сек.