Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Причины отклонений от нормального развития




 

Врождённые патогенные агенты, действующие на плод во время внутриутробного развития (инфекции: краснуха, грипп, корь, половые; физические и психологические травмы, токсикозы беременных, температурные влияния: охлаждения; болезни беременных женщин: сердца, лёгких, эндокринных желез; неправильное питание). Всё это вызывает дефицит питательных веществ у плода. Тяжело отражается на внутриутробном развитии плода самолечение, бесконтрольный приём лекарств, безуспешные попытки прервать лечение. Возможны различные мозговые поражения вследствие резуснесовместимости матери и плода. В этом случае страдают подкорковые области, слуховые нервы, височная область коры.

Чем раньше во внутриутробном развитии поражён эмбрион, тем тяжелее оказываются последствия этих вредоносных влияний.

Наследственные генетические поражения организма. Нарушения могут быть вызваны аномальными нарушениями в строении и числе хромосом. Частота хромосомных болезней среди новорожденных детей составляет 1%. Наследуются некоторые формы олигофрении (болезнь Дауна), различные типы глухоты, микроцефалия.

Приобретённые аномалии вызываются природовыми и послеродовыми поражениями организма.

Природовые:

§ механическое повреждение плода, связанное с неблагоприятным течением родов (длительные или стремительные роды), сдавливание, деформация головки, кровоизлияния, из-за быстрой смены внутриматочного давления атмосферным.

§ Асфиксия (кислородное голодание ребёнка во время родов): приводит к расстройствам кровообращения.

§ Повреждение плечевого нервного сплетения, в результате которого наступает паралич руки – при длительных родах, вызванных неправильным положением плода.

Послеродовые аномалии:

§ Инфекционные болезни нервной системы: менингит (воспаление мозговых оболочек может привести к глухоте, гидроцефалии, ЗПР, двигательным нарушениям), полиомиелит приводит к ограничению двигательных возможностей.

§ Черепно – мозговые травмы (неврозы, эпилепсия, расстройства зрения, слуха, внимания, памяти речи, параличи)

§ Интоксикации.

Различные аномалии по-разному отражаются на формировании социальных связей детей, на их познавательных возможностях, трудовой деятельности.

Развитие аномальных детей подчиняется общим принципам развития психики нормальных детей. В центре проблемы основных закономерностей психического развития лежит связь биологических и социальных факторов. Несмотря на уникальный генетический код, развитие каждого человека определяется социальной средой. Биологические факторы создают лишь предпосылки психического развития человека.

Глухота и слепота – это факторы биологические, а не социальные, однако коррекционным педагогам приходится иметь дело не столько с биологическими факторами, сколько с их социальными последствиями.

 

Дизонтогенез представляет собой нарушенное развитие, т.е. развитие, проходящее в неблагоприятных условиях, патогенная сила которых превосходит компенсаторные возможности индивида.

Лебединский выделяет психологические параметры дизонтогенеза.

1. Связаны с функциональной локализацией нарушений. Различают 2 вида дефекта:

- частный (недоразвитие или повреждение отдельных анализаторов, систем). Нарушение частной функции компенсируется сохранностью регуляторных и других частных систем.

- общий - недоразвитие корковых и подкорковых систем. Если нарушены подкорковые регуляторные системы, то у ребёнка снижается уровень бодрствования, психической активности, наблюдаются патологические влечения, элементарные эмоциональные расстройства. Нарушение корковой регуляторной системы обуславливает дефекты интеллектуальной деятельности, недостатки целенаправленности, программирования, контроля.

 

2. Связан со временем поражения. Чем раньше произошло нарушение, тем вероятнее явление недоразвития. Например, глухота, наступившая в доречевой период приводит к полной немоте. При потере зрения в старшем школьном возрасте развитие будет идти по иному, чем у слепорождённого. На познавательное развитие влияет уже накопленный опыт.

Наиболее уязвимы функции в период сенситивного развития, поэтому велика возможность психических нарушений. Основные сензитивные периоды: от рождения до 3 лет, 11-15 лет. Более устойчив к вредоносным воздействиям период с 4 до 11 лет.

Неустойчивость психических функций в сензитивном периоде может обуславливать явление регресса (возврат функции на более ранний уровень). Н-р, возврат к автономной речи при РДА вследствие потери потребности в коммуникации. Регресс следует отличать от распада, при котором происходит не переход на более раннюю ступень, а грубая дезорганизация, либо выпадение функции.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 1297; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.