Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

И спорта




Лекций 2. Социально-философские основы социологии физической культуры

1. Концепции Социологии спорта

2. Базовые понятия социологии физической культуры: культура и игра

 

В качестве введения я бы хотела отметить важность и необходимость данной темы. Сейчас объясню почему, проводя социологическое исследование мы получаем результаты в цифровом эквиваленте, что означают данные цифры? Для одного показателя полученные результаты могут быть малы, для другого велики, как выяснить истинное значение полученных результатов? Нам необходимо их обосновать, а для этого нужна теория или концепция.

 

1. Социология спорта имеет в качестве своей социально-философской основы следующие концепции: - игровую теорию спорта Й.Хайзенги,

- элитарную концепцию спорта Х.Ортеги-Гассета,

- экзистенциалистскую концепцию Хайдеггера

- марксистскую концепцию спорта

 

Классической работой, в которой рассматривается игровой элемент в культуре и проблема культуры и спорта является известная книга Й.Хайзенги «Человек играющий: исследование игрового элемента в культуре»(1949г.)

 

Работа посвящена – исследованию места игры в современной цивилизации. Анализ строится на материалах истории и антропологии, на исследовании функций игры в обществе.

Хайзенга исследовал природу игры и ее значения; концепции игры в лингвистике; игру и соревнования как функции цивилизации; соотношения игры и права; игру и войну; игру и искусство; игру и философию;

Обратимся к его главному труду "Homo ludens". В этой фундаментальной работе, автор уделяет внимание и телесным играм, в том числе спорту.

Й.Хайзенга называет следующие характеристики игры:

 

-Игра возникла значительно раньше культуры

«…Игра старше культуры, ибо понятие культуры, как бы несовершенно его ни определяли, в любом случае предпо­лагает человеческое сообщество, а животные вовсе не ждали появления человека, чтобы он научил их играть. Да, можно с уверенностью заявить, что человеческая ци­вилизация не добавила никакого существенного признака общему понятию игры. Животные играют точно так же, как люди. Все основные черты игры уже присутствуют в игре животных...»

-Игровая деятельность является ведущей в поведении человека

-Игра проникает во все без исключения сферы жизнедеятельности человека

-Игра проникает в культурный процесс и порождает многие фундаментальные формы

социальной жизни

-Игра – одна из основных функций общества

-Игра имеет смысл и заключает в себе «нематериальное качество»

-Игра находится за пределами реальной жизни: игра позволяет уйти от нее во временную сферу деятельности, оставаясь вместе с тем частью человеческой жизни.

-Именно игра ставит человека на столь высокий уровень, который он занимает в природе

-Игра рассматривается как «функция жизни» которая не поддается объяснению

«…в игре мы име­ем дело с функцией живого существа, которая в равно ма­лой степени может быть детерминирована только биоло­гически, только логически или только этически. Понятие игры странным образом лежит в стороне от всех прочих форм нашей мысли, в которых мы способны выразить структуру духовной жизни и жизни общества…»

 

 

-Игра есть серьезная добровольная деятельность, которую из естественного процесса

выделяет «качество свободы».

 

ЗАДАНИЕ на семинар или для доклада!!!!! Рассмотреть Свойства игры:

- ритуал;

- порядок (игра как инструмент социального контроля - соблюдение правил игры связано с уважением этических норм в повседневной жизни, а пренебрежение правилами игры ведет к нарушению социальных норм);

- напряжение (управляет развитием игры, составляет ее этическую ценность, создает условия для проверки мужества, упорства, доблести, частности, духовных сил);

- неопределенность;

- случайность;

- соревновательность.

Кайлуа подверг некоторой переработке позицию Хейзенги и выделил следующие элементы:

Свободу, ограниченность, неопределенность, непроизводительность, способность вестись по определенным правилам, надуманность и притворство.

Свобода – означает, что игра является добровольной деятельностью, проводится в свободное время, может быть начата и закончена по желанию игроков.

Ограниченность – игра ограничена временем и пространством.

Неопределенность – результат игры не может быть заранее определен.

Непроизводительность – игра не может вести к созданию новых материальных ценностей.

Правила – все игры имеют правила.

Надуманность – игра стоит вне обычной или реальной жизни

Притворство

Спорт – один из видов игры. В Х1Х веке, отмечает Хёйзинга, спортивные игры воспринимаются всё серьёзнее, правила ужесточаются и детализируются, результаты растут. Профессионализация спорта вытесняет из него спонтанность и беспечность, то есть игровой элемент. Это выражается в следующем:

- в разделении на профессионалов и любителей. (… Игровая община дифференцирует игроков, тех, для кого игра - уже не игра, и тех, кто, хотя и обладает большими способностя­ми, стоит рангом ниже настоящих игроков…);

- в том, что поведение профессионала – уже не есть игровое поведение (…спонтанности и беспечности у него уже не бывает… В действительности он потерял лучшее из своего игрового содержания. Игра приобрела серьезность, из нее, так или иначе, испарилась атмо­сфера игры…)

- в современном обществе спорт удаляется из игровой сферы и становится элементом «своеобразным» (… В нынешней об­щественной жизни спорт занимает место в стороне от собственно культурного процесса, который разворачива­ется вне его пределов …)

 

Общий вывод Й. Хейзинги: в настоящее время спорт занимает место в стороне от культурного процесса т.к. связь с культом полностью утрачена. Он стал совершенно светским и не имеет никакой органической связи со структурой общества.

«… Он является скорее самостоятельным выражением агональных инстинктов, чем фактором плодотворного коллективного чувства…»

Внешний эффект, популярность спорта, введение обязательных уроков физического воспитания и т.п., однако не в состоянии поднять спорт до активной силы, созидающей стиль и культуру (спорт остается бесплодной функцией).

…Современный спорт, в отличие от древности, уже не часть религиозного ритуала, он лишён былой одухотворённости, не имеет никакой органической связи со структурой общества, даже если и предписан правительством, а выражает скорее инстинкты...

 

Й. Хайзенга, в сущности, поставил «диагноз» ситуации, сложившейся в первой половине ХХ века и обострившейся до предела в конце ХХ века: трансформацию любительского, джентльменского спорта как вида игровой деятельности на досуге, в специфический вид деятельности, именуемый в наши дни спортом высших достижений или «профессиональным спортом».

 

Автором элитарной концепции генезиса спорта является испанец - Х. Ортега-и-Гассет, его работа называется «О спортивно – праздничном чувстве жизни»

Он считал, что «спорт отнюдь не является праздным провождением вре­мени, напротив, он представляет собой усилие. В этом смысле спорт - родной брат труда».

По его мнению, разница между спортом и трудом состоит в том, что труд – это деятельности всегда диктуемая необходимостью, вынужденное и неизбежное усилие, а лучший пример бесцель­ного усилия - спорт».

Источником возникновения спорта Х.Ортега-и-Гассет видел свободную игру

«…увидеть в спорте деятельность исконную, твор­ческую, в человеческой жизни более первичную…»

 

Причиной развития "спортивного" духа Философ видит в обычаях первобытного общества, которые он называет "подростковым коллективизмом". Человек живёт там "как бы внутри команды, типа футбольной".

«возникновение человеческого обще­ства как такового есть нечто прямо противоположное приспо­соблению к необходимости и потребности. Первое общество - это союз юношей, организованный с целью похищения женщин и осуществления других варварских вылазок. И гораздо больше, чем на парламент или на суровое бюрократическое пра­вительство, он походит на спортивный клуб!».

Причину бурного развития спорта в ХХ веке Ортега-и-Гассет усматривал в перемене социокультурного приоритета, в Х1Х веке основным приоритетом была работа, а в ХХ веке - игра. В результате, в ХХ веке широко распространилось спортивно-праздничное, карнавальное ощущение жизни.

Другая причина распространения физических игр - "бодицентризм" культурных установок, когда тело становится надзирателем для души.

«…знаменательное открытие, сделанное европейским человеком в нашем веке: открытие плоти как великой позитивной силы. Со времен Платона репутация тела сильно испортилась. Его уличали во всех грехах. Лишь теперь мы ясно осознали, что тело есть нечто большее, чем источник разврата…»

 

Философ демонстрирует роль спорта в инфантилизации культуры ХХ века.

«… Торжество спорта означает победу юношеских ценностей над ценностями старости... Европа вступает в эпоху ребячества…»

Таким, отчасти верным, отчасти спорным является в общих чертах мнение Ортеги-и-Гассета о происхождение и современном состоянии спорта.

 

 

В СССР социально-философской основой социологии физической культуры и спорта являлась марксистская теория.

К. Маркса, Ф. Энгельса не имеют специальных работ по социологии, где бы был произведен анализ спорта как социального феномена, так что в данном случае речь идет о реконструкции.

Отечественные учебники по истории и теории физической культуры и спорта интерпретируют спорт с точки зрения материалистического и экономического и классового подхода.

Например, физическая культура и спорт определяются как «виды культуры, относящиеся к физическому, телесно-двигательному состоянию населения» или как «деятельность, направленная на формирование и поддержание физических, телесно-двигательных качеств человека» (Пономарев Н.А.,1991)

Другой чертой, имеющей основополагающее значение при данном подходе, является преобладание утилитарно- практического истолкования физической культуры и спорта. Формальным выражением этого подхода является комплекс ГТО, в котором выражена основная идея утилитарного подхода к физической культуре и спорту, а именно понимание данной деятельности как средства для достижения общественных целей.(Предметом анализа в социологии физической культуры, как правило, является массовый спорт, а не спорт высших достижений).

Спорт, согласно концепции материалистического монизма развивается и функционирует по своим объективным законам. Важнейшие из них:

- зависимость спорта от способа производства материальных благ

- связь спорта с трудовыми процессами

-классовый характер спорта.

 

Идеологизация социологической теории привела к разделению физической культуры и спорта на буржуазную и социалистическую, на физическую культуру эксплуататоров и эксплуатируемых и т.п. Это позволяло все позитивные стороны спорта как социального явления отнести к свойствам социалистического спорта, а негативные – к свойствам буржуазного спорта.

В 90-е годы происходит деидеологизация спорта и возврат к гуманистической традиции, заложенной в учении П.Ф.Лесгафта.

Идея гуманизации физической культуры и спорта выражается в том, что целью физкультурной деятельности является человек, его желания, права и интересы. Либерализация в сфере физической культуры выразилась в отказе от физической культуры как государственной повинности (комплекс ГТО), в предоставлении свободного выбора вида занятий, расширении возможностей и самостоятельности каждого человека в сфере физкультурной и спортивной деятельности. Эти процессы - расширение социокультурного содержание физической культуры и спорта, их социальных функций, новый социальный заказ - нашли отражение в трудах Ю.М.Николаева, С.П.Евсеева, Н.Н.Визитея, Ю.Ф.Курамшина, Л.И.Лубышевой и других авторов. Работы названных авторов свидетельствуют о преодолении традиционного одностороннего подхода к исследованию социокультурного содержания физической культуры и спорта в отечественной теории и о дальнейшем развитии социально-философских основ физической культуры и спорта и социологии физической культуры и спорта как специальной социологической теории.

 

Развитие социологии физической культуры и спорта в отечественной науке имеет ряд теоретических особенностей. Прежде всего, только в отечественной теории существует понятие «физическая культура». В классических работах П.Ф.Лесгафта имеются понятия: «физическое воспитание», «физическое образование», «спорт». Категория «физическая культура» в Советском Союзе появляется только в 1909. Однако существует предположение, что определение «физическая культура» появилось впервые в начале двадцатого столетия в Германии.

Такой подход к изучению спорта и занятий физическими упражнениями, на наш взгляд, придает теории фундаментальный характер, хотя и создает методологические трудности при исследовании.

Категория «культура» является сложным по содержанию понятием и исследуется с точки зрения различных подходов. В силу этих обстоятельств в сфере теории и методики физической культуры, социологии физической культуры категория «культура» предполагает существование серьезной социально-философской проблематики дискуссионного характера, например, перманентное обсуждение вопроса о том, можно ли отнести современный спорт к сфере культуры или нет, является ли спорт частью физической культуры или это самостоятельная деятельность, отличная от занятий физическими упражнениями и т.п.

Категория «культура» является базовым философским понятием в социологии физической культуры и спорта. В проблематике учебного курса чаще всего понятие культура используется в следующих значениях:

- физическая культура как часть общей культуры личности;

- культура (имеющая позитивное значение для человека и общества) и антикультура

(«сверхкультура», имеющая негативное значение);

-физическая культура рассматривается как единство материальных и нематериальных элементов. Материальные элементы культуры созданы руками человека и включают в себя физические объекты, имеют функциональное значение для определенных социальных групп.

Нематериальные элементы культуры включают в себя правила, образцы, модели поведения, символы, традиции, язык. Спортивная игра является одним из классических примеров такого единства: стадион, спортсмены, болельщики, судьи, специальная одежда, правила игры, особенности поведения болельщиков, спортивный жаргон и спортивные символы и т.п.

Развитие социологии физической культуры и спорта в отечественной науке имеет ряд теоретических особенностей.

Прежде всего, только в отечественной теории существует понятие «физическая культура». Физическая культура является частью культуры общества. В социологическом аспекте это предполагает, что культура - отличительный образ жизни, который члены общества разделяют.

Культура состоит из знания о навыках, образах, ролях, нормах, верованиях, целях, которые связаны с проживанием в конкретном обществе. Культура дает язык, идеологию и образование, в конечном счете – мировоззрение и руководство к действию. Наконец, культура обеспечивает структуру, в пределах которой члены общества строят свой образ жизни. Физическая культура, спорт и доминирующая в обществе культура взаимозависимы между собой.

Отношения между физической культурой, спортом и доминирующей культурой в обществе определены следующими основными положениями:

1. Представлениями о ценности спорта.

2. Социальными функциями спорта.

3. Уровнем институционализации спорта

4. Степенью интеграции спорта в социальные процессы.

Элитарная культура, включающая в себя высокое искусство (классическую музыку, литературу и живопись, балет, театр.) считается прерогативой социальной элиты, особенно в Западных странах, (Loy, John W., Kenyon, Gerald S., and McPherson, Barry D. 1987.). В этом смысле, высокая культура может включать такие виды спорта как гонки яхт, поло, конные виды и т.п., доступные только для высокостатусных социальных слоев общества. Элитарная культура, вовлекает в свою сферу только небольшую часть общества.

Некоторые виды спорта могут быть элементами высокой культуры, но в современном обществе спорт преобладает как часть поп-культуры. Поп-культура, напротив, вовлекает большую долю населения и состоит из доступных видов спортивной и псевдоспортивной деятельности, предназначенных для массового потребления. Таким образом, спорт - элемент и элитарной культуры, и поп-культуры и массовой культуры в современных обществах (Loy, McPherson, и Kenyon, 1978). В сфере популярной и массовой культуры преобладает коммерческое содержание, ценность спорта и двигательной активности рассматривается с точки зрения их коммерческого успеха.

Современное российское общество содержит элементы культурного единства и культурного разнообразия. Чтобы понимать эти связи и эти взаимоотношения культур, необходимо смотреть на культуру как на динамический процесс ее строительства и реконструкции. В этом процессе участвуют различные социальные и культурных группы, социальные учреждения - школа, правительство, средства массовой информации, политика и идеология




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 1438; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.027 сек.