Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Социализация, физическая культура и спорт




Дискуссионные моменты: дух или тело, слава или деньги, культура и антикультура, и т.п.

Физическая культура.

Термин «физическая культура «возник» в ХХ веке, объединив гигиену, школьную рекреацию и уроки физического воспитания.

Спорт – часть культуры (Выдрин В.М.) – игровая, соревновательная деятельность, направленная на выявление максимальных психофизических возможностей человека.

 

1. Введение

2. Социальная принадлежность и физическая культура.

3. Социализация и спорт.

4. Понятие «социальное самочувствие».

Введение.

 

Человек вступает в большой мир как биологическое существо и его основной заботой является собственный физический комфорт. Через некоторое время он становится личностью с определенным комплексом установок и ценностей, с симпатиями и антипатиями, целями и намерениями, шаблонами поведения и ответственностью, а также неповторимо индивидуальным видением мира. Человек достигает этого состояния с помощью процесса, который мы называем социализацией. Последнее представляет собой процесс усвоения индивидом социокультурных норм и ценностей того общества, к которому он принадлежит.

Именно благодаря социализации каждый человек, обретая свою социальную сущность, включается в определенные социальные отношения и интегрируется в социальную систему.

Социализация - пожизненный процесс, через который индивидуум развивает и формирует свое социальное Я и узнает, как участвовать в социальных ролях и отношениях. Социализация требует усваивания ожиданий других, особенно родителей, тренеров и хороших друзей, а так же действия в соответствии с этими ожиданиями, даже не думая о том, что делается.

Социализация - процесс изучения, как принять и соответствовать культурным и социальным ограничениям, вложенным в социальные нормы и роли. Концепции норм и ролей дают представление о поведении, социальных сценариях. Социализация - процесс, в котором мы изменяем или преобразовываем воспринятые правила в сценарии, интерпретируя их несколько по-другому и повторно договариваясь о границах приемлемого поведения. Все же, так как социализация вовлекает изучение существования ранних культурных границ и социальных образцов и поэтому, для индивидуумов нет необходимости изобретать новые ценности, нормы, роли или отношения каждый раз они встречаются с новым человеком или ситуацией. Когда культурные образцы и социальные сценарии изучены, члены общества способны действовать способами, которые имеют смысл и предсказуемы другими. Социальный порядок возможен, потому что люди ведут себя понятно, поскольку, как ожидается, они будут действовать, свободно соответствуя социальным нормам, установленным ролям, отношениями или социальным сетям. В этом процессе взаимодействия с другими, люди изучают то, что они должны знать, чтобы быть способным жить и функционировать в обществе (Фарлей, 1994).

Социализацию обычно рассматривают в контексте изучения детства, но она также имеет место в любое время, когда человек входит в новую социальную ситуацию или роль. Находит необходимым регулировать, изменять культурную, социальную или физическую окружающую среду. Это - непрерывный процесс по циклу жизни, в котором социализация с детства обеспечивает существенные стандартные блоки нашего культурного образа, социальных сценариев и самопознания. Взрослая социализация вовлекает изучение определенных новых ролей, ценностей и определений самопознания, к которым можно добавить или заменить существующие определения роли, приобретенной в течение детства и юности. Этот процесс изучения называют постсоциализацией. Desocialization - процесс, приводящий к потере и разучиванию ролей. Роль и изучение ценностей, окружающая среда, соответствие идентичности или местоположения в социальной структуре - динамические процессы, которые проходят через весь цикл жизни, может изменить роли человека и само понятие. Этот динамический процесс наиболее эффективен, в контексте первичной группы.

Первичные группы характеризуются близкими и эмоциональными отношениями, являются самыми мощными. Пример - семья, страты и спортивные команды. Наряду с важными агентами социализации, средства массовой информации и видные фигуры телевидения, радио, кино, журналы и газеты могут играть важную роль во влиянии на установки, поведение и само понятие. Атлеты, тренеры и спортивные группы становятся мощными агентами социализации, потому что люди ценят спорт и сближаются с людьми и группами, с которыми они разделили спортивный опыт. Для впечатлительных детей и молодежи, которым недостает эффективных образцов для подражания, опыт тренера и товарищей по команде на спортивных состязаниях или в школьных спортивных программах может иметь существенное воздействие на их ценности, отношения, концепции роли, идентичность, стремления, цели и чувство собственного достоинства. Таким образом, возможно, быть социализированным через спорт и изучать вещи, которые обращаются к ролям, отношениям, и опытам вне спорта так же как быть социализированным в спорте, будучи поощренным участвовать в нем из-за воспринятых выгод, которые обеспечит участие.

 

В современной западной социологии, прежде всего благодаря трудам Т. Парсонса, утвердилось представление о социализации как о наиболее важной части общего процесса становления личности - той его части, которая "ответственна" за формирование наиболее общих, наиболее значительных, наиболее распространенных и устойчивых черт личности. Эти черты проявляются, прежде всего, в социально организованной деятельности индивида и реализуются через те или иные конкретные социальные роли. Контактируя с разнообразными партнерами по социальному общению или виду деятельности, индивид непроизвольно отбирает тех, кто в его глазах в наибольшей степени является носителем общезначимых социокультурных ценностей и стандартов поведения, интенсивно "впитывая" в себя эти ценности и стандарты.

Известно, что другим важным элементом социализации являются выполняемые личностью роли. Изучение и освоение каждой конкретной роли происходит под влиянием социализирующих агентов (родителей, учителей, сверстников и т.д.), в различных социальных институтах (в семье, школе, спортивной команде), каждая из которых характеризуется определенной системой норм и ценностей, отраженных в социальных моделях поведения.

Анализируя факторы формирования личности, мы определили эти основные элементы как социокультурный аспект социализации личности, где спорт выступает как среда физической активности и специфически воспитательный фактор, так как он является социальной технологией с четко организованной системой заранее известных правил и моделей поведения. А как социальный институт он формирует определенные "профессиональные статусы", в которых каждая личность, занимаясь спортивной деятельностью, получает свое место с высокой степенью однозначности.

 

1. Социальная принадлежность и физическая культура Социальный слой является той сферой, в которой осуществляются процессы социализации и где начинаются процессы формирования личности. Принадлежность к социальному слою кардинальным образом влияет на биографию личности. От социального слоя зависят: уровень жизни, степень близости к властным структурам (отношения слоя с властью и к власти), социальный статус, стиль жизни, состояние здоровья, жизненные перспективы, количество детей в семье, уровень и качество образования, развитие способностей, социальная мобильность и доступность социальных благ и другие социальные факторы.

Существует понятие «культурно-обусловленная социализация», которая заключается в различиях в представлении о морали, в различиях речевого поведения, сексуальных отношений и т.п., поскольку каждый социальный слой характеризуется своими ценностными критериями, нормами и принципами, отражающих его специфику.

Тело человека окружено целой системой социокультурных ценностей, на основе которых возникает такой феномен, как этос тела (Э.Майнберг Основы педагогики спорта).

Различные социальные слои отличаются: по осознанию человеком своей телесности; по отношению человека к своему телу; по степени интереса и внимания, которые человек уделяет своему телу и своим физическим проявлениям.

 

Характерные социокультурные особенности присущи и сфере двигательной активности.

В 1934 году была опубликована работа Маусса «Техника владения телом». Данное исследование не только не утратило своего значения до сегодняшнего дня, но и, судя по ссылкам на данную работу специалистов в области социологии спорта (Э.Майнберг, П.Парлюба и др.), остается основным трудом в данной области. В работе исследовалась взаимосвязь между телесностью, культурой и обществом. Автор доказывал, что физическое поведение зависит от культуры. Маусс убежден, что, например, положение рук (плеч, предплечий, кистей) во время ходьбы отражает социальное положение человека, его социальную специфику, и ни в коем случае не является врожденным качеством.

Культурное окружение и социальная среда решающим образом влияют на манеру держаться, на умение владеть своим телом. Следовательно, например, нельзя говорить о естественной, прирожденной походке.

В классификации стилей владения телом Э. Майнберг выделяется два подхода:

 

1. По полу, возрасту, физическим возможностям, традициям, обычаям.

2. По биографии (создание своей физической биографии)

 

С физической активностью связан «кодекс хороших манер», регулирующих представления социального слоя о нормах и правилах в сфере физической активности.

Немецкими специалистами в области социологии спорта установлено, установлено:

1. Семья как первичная инстанция социализации может, как способствовать, так и препятствовать физической социализации. Это относится и к самим моторным действиям и к установкам на физкультурную деятельность.

2. Чем выше социальный статус семьи, тем больший интерес к спорту и больше времени уделяется на спортивную, физкультурно-оздоровительную и другие виды игровой деятельности.

3. Спортивные интересы разных социальных слоев качественно различаются. Можно утверждать, что существуют виды спорта, на которые в разных социальных слоях наложено табу.

4.Чем выше человек стоит по социальной лестнице, тем больше интерес и внимание, которые он уделяет своему телу (повышается значимость физических кондиций).

5. С повышением социального положения человека уменьшается его физическая выносливость. (Больтанский, цит. по Э.Майнбергу). Другими словами, чем выше социальное положение человека, тем меньше он приспособлен к физическому труду. В других сферах деятельности выносливость выше.

Различия, обусловленные стратификационной спецификой, наблюдаются и в системе большого спорта.

Немецкий исследователь Пфетч в 1975 г. вместе со своими коллегами сумел доказать, что среди спортивной элиты количество представителей высших социальных слоев исключительно велико (спортивная элита преимущественно протестантского вероисповедания, является студентами высших учебных заведений, много разъезжает и ведет образ жизни достаточно светский).

 

В результате Пфетч делает вывод о том, что спорт высших достижений - это своего рода привилегия и набор его участников происходит в принципе так же, как формирование любой элиты.

 

2. Социализация и спорт

Спорт как деятельность, воспроизводящая определенные базовые механизмы формирования личности, включает индивида в социальные общности и общественные организации как полноправного члена общества и формирует определенные социальные отношения.

Характер спорта резко меняет социокультурный смысл формирования личности в зависимости от "модели поведения" человека до "смысла успеха", которую он выбирает в тех или иных социальных отношениях и игровых ситуациях, приближенных к реальным поведенческим образам.

Спорт как социальный фактор как бы модельно воспроизводит альтернативу современной культуры, сохраняет и укрепляет сущностные механизмы социально-культурной жизни человека и, переходя в субкультуру индивида, формирует его как социально компетентную личность. Далее спорт является видом активной деятельности, в процессе которой решается и вопрос о внешнем масштабе самоопределения и самоутверждения личности. И по этому признаку спорт глубоко проникает в субкультуру в качестве социального института, определяя личностное становление индивида и формируя стили жизни.

Человеческое самоутверждение в социуме через активно-двигательную деятельность имеет не только внешнее, но и внутреннее измерение, и ее можно рассматривать не только в пространственном, но и в смысловом контексте.

В настоящее время открываются широкие горизонты для практического самоутверждения человека, актуализируя идею его глобальной социализации. Социальный институт спорта в таких условиях возрождается и становится общественно важным явлением. Современная модель спорта дает человеку возможность оценить свое отношение к окружающей среде и через эти отношения оценить свое место в обществе. Спорт как вид социальной, непроизводственной деятельности воспроизводит определенные базовые механизмы человеческого самосознания и самоопределения, располагая специфически воспитательными возможностями называться полноценным видом социальной деятельности, сферой утверждения и обретения культуротворческого смысла личности.

Анализируя данную проблематику, необходимо также отметить, что физическая активность является базисом, а деятельность предполагает рассмотрение его в качестве совокупности определенных отношений людей. Всякая деятельность, как известно, порождает определенные отношения и раскрывается в них. Подобные отношения дают возможность выбора различных форм деятельности и формируют социализационную норму. Именно поэтому деятельность неотделима от системы общественных отношении, которая создается ею и детерминирует ее.

С учетом сказанного анализ спортивного фактора как совокупности специфических общественных отношении, формирующих некоторые устойчивые ценностные ориентации, позволяет раскрыть его влияние на становление личности и установить важные социо-культурные функции.

Всякое отношение есть форма выражения связи между предметами и явлениями. А через эту связь проявляются отдельные свойства предметов и сам предмет. Следовательно, анализ спорта в связи с общественными отношениями позволяет раскрыть важные свойства личности, а затем и сущность его социальности. Спорт утратил бы свой социокультурный смысл, если бы не рассматривался как микромодель общества, которая формирует определенные отношения, воспроизводится на разных, достаточно многочисленных уровнях и определяется как типовое поведение.

Социологические исследования показали, что спорт в большей мере, чем другие виды деятельности, является носителем специфических общественных отношений, так как в этой системе, как и в обществе в целом, можно различить агентов социализации, специфические модели поведения и социальные взаимодействия. Человек, занимаясь спортивной деятельностью, общаясь с людьми, имеющими с ним общие интересы, являясь членом определенной группы и носителем определенной субкультуры, не может избежать влияния принятых в этой группе норм поведения. В этом общении он социализируется и принимает определенные роли через процесс имитации и идентификации.

Основной и непосредственный носитель механизмов социальных отношений - спортивная деятельность. Эти отношения получают предельно концентрированное выражение в процессе формирования личностных характеристик. Следует подчеркнуть, что быть включенным в социальные отношения через спортивную деятельность и заниматься социально организованной деятельностью - физической культурой - это не одно и то же. Различие состоит в том, что субъектом спортивной деятельности являются не только отдельные личности, но и общности и общественные организации, в которых у личности формируются установки на деятельность и потребность в общении. Утверждение, что спорт является предметно выраженной сферой общих социальных интересов и фактором, укрепляющим целостность общества, говорит в пользу социальной природы спорта как специфически воспитательного фактора формирования личности.

Таковы в общих чертах специфические особенности общественных отношений, сформированных через спортивную деятельность. Эти, как уже отмечалось выше, отношения в процессе формирования личности в общей совокупности и характеризуют спорт как социокультурную среду. Особенности этих отношений состоят в том, что они возникают и, проходя предварительно через сознание людей (общественное, индивидуальное и коллективное), затрагивают сферу ценностных отношений личности и строятся в соответствии с системой воспитания в интересах общества.

Данные отношения по своему статусу в системе общественных отношении являются надстроечными. И, подобно политическим, правовым, моральным и другим отношениям, они в своем развитии определяются среди прочих факторов природой и типом господствующего материального базиса. Характер и содержание этих отношений в конечном итоге могут быть детермированы социально-экономической структурой общества. Смена базиса влечет за собой изменение и надстроечной сферы, и в том числе спортивных отношений. Это означает, что сфера спорта не имеет полной самостоятельности. Равно как и другие надстроечные явления, как, например, интеллектуальная или культурная среда формирования личности, она имеет относительную самостоятельность, сущность которой заключается в том, что помимо зависимости от базиса, она имеет собственные, только ему присущие законы и закономерности развития и функционирования. Французский социолог Пьер Будье писал: "…пространство спортивной деятельности не есть мир, замкнутый в себе самом. Оно включено в мир практики и потребления, в свою очередь, структурированный в специфическую воспитательную систему. Имеются все основания рассматривать виды физической активности как относительно автономное пространство, но не следует забывать, что оно является фактором гармоничного развития личности".

Рассматривая процесс социализации через социально-культурный срез спортивной деятельности и среды физической активности, мы можем также отметить, что спорт в силу своего специфического характера создает конкретные условия для социальной адаптации и интеграции человека, формируя определенный тип поведения.

Успешная социализация кроме всего прочего обусловлена определением социальной нормы, что позволяет оценить реальное поведение как приемлемое и обязательное, терпимое, нежелательное и т.д. Эта оценка поведения связана с соответствием или несоответствием реального поведения идеалу или нормативу и выделяет следующие типы норм:

· реальные, отражающие реальное поведение, как оно должно проявляться в статистическом большинстве случаев;

· должные, т.е. стандарты поведения, определяющие, каким оно должно быть в действительности;

· идеальные, т.е. правила и стандарты ожидаемого поведения как идеала.

Мы знаем, что социализация призвана обеспечить постоянный личностный рост, а результат социализации - положительное социальное обучение и образование. Но не надо забывать, что она не всегда бывает успешной. Более того, результат почти всегда имеет отклонение, выражающееся в отрицательном поведении. А спортивный фактор в силу своей специфичности как социальный институт сглаживает и облегчает процесс отклоняющей социализации.

Вообще процесс социализации через спортивный фактор имеет особое значение и содержание, так как здесь он выступает не только как фактор формирования межличностной компетентности, но и как фактор освоения и передачи общих культурных ценностей, оказывает влияние на приобретение высокого социального статуса.

Таким образом, исследуя проблемы социализации в спортивной деятельности, мы увидели, что социализация личности является непрерывным процессом и наиболее интенсивно осуществляется посредством спорта. Социализация через спорт выражается главным образом в изменении отношения к окружающей социальной среде и формировании социальной компетентности личности, определяя модели поведения и влияя на конкретные базовые ценностные ориентации.

Спорт как социокультурный фактор модельно воспроизводит альтернативу современной культуры, сохраняет и укрепляет сущностные механизмы социально-культурной жизни человека и формирует его как социально компетентную личность.

Социализация допускает, что спорт морально и этически развивает человека, приобщает к гуманистическим ценностям, всесторонне развивает личность и формирует определенный стиль жизни. Она является важным фактором овладения человеком определенными социальными и физическими навыками, формируя мотивационную установку на социальную активность, развивая физические кондиции и главное - физическую активность.

Все это формирует тип и норму поведения личности и приближает ее к "идеалу". Все эти аспекты со своей стороны идентифицируют личность в обществе и облегчают процесс интеграции.

 

Успешная социализация (освоение социальных ролей и связанных с ними культурных норм) обусловливает стремление человека к успеху в спорте, в личной жизни, в работе в большей степени, чем у менее социализированной личности.

Традиционно различается социализация в спорте и социализация через спорт.

 

Спорт создает специфические условия для социализации - существуют свои агенты социализации, модели поведения и социального взаимодействия (тип отношений «спортсмен-тренер» в американской социологии считается одним из классических в сфере социального взаимодействия).

Спортсмен как член команды находится в контексте спортивной субкультуры и не может избежать влияния принятых норм поведения. Социализация в спорте связана с изучением и приспособлением личности к специфическим ценностям, предписаниям, к освоению определенных ролей в спорте. Успех на любой стадии социализации зависит от наличия у спортсмена трех поведенческих установок: экспектации (ожидания), готовности к изменению поведения и желания соответствовать ожиданиям. Эти установки разрабатываются и обосновываются с учетом потребностей спортивной среды.

Принято считать, что спортивная деятельность формирует самоуверенность, эмоциональную стабильность, толерантность, удовлетворенность жизнью, оказывает влияние на приобретение высокого социального статуса. Однако названные качества относятся скорее к спортсменам так называемого «массового спорта», а не спорта высших достижений. В спорте высших достижений социализация личности имеет ряд особенностей, не всегда позитивного характера, связанных с образом жизни и деятельности спортсменов и порождающих проблемы после завершения спортивной карьеры.

 

3. Элементы спорта как социального института (тренер, спортсмен, ценностные ориентации и др.) в процессе социализации превращаются в социокультурные стереотипы и проникают в другие социальные институты – в политику, образование, молодежную субкультуру и т.п. и др..

 

Социализация через спорт характеризуется как социально приемлемое и желательное формирование социально значимых и ценных качеств личности. К таким принято относить уверенность в себе, дисциплинированность, высокую социальную мобильность, ориентацию на успех в жизни и другие социально поощряемее в современном обществе качества и способности. Позитивный характер социализации через спорт отражает, в частности, анализ такого феномена как «социальное самочувствие».

 

Категория «социальное самочувствие» предполагает исследование влияния социальных процессов на самооценку человека – его социального статуса, социальной роли, социального престижа, социальных ожиданий и притязаний. Нас интересовал вопрос о том, как занятия спортом влияют на социальное самочувствие молодежи. На вопросы анкеты отвечали три группы респондентов: 1-я группа – регулярно занимающиеся спортом (22,8%), 2-я группа – занимающиеся спортом, но не постоянно (57,7%), З - я группа – совсем не занимающиеся спортом (19,7) при этом, полагают, что условия для занятий спортом меняются в лучшую сторону 53% в 1-й группе, а в 3-й группе (почти зеркально!) 53,5% полагают, что условия изменились в худшую сторону.

Следует отметить, что регулярно занимающиеся спортом молодые люди имеют более устойчивые мотивацию к учению и профессиональные планы по сравнению с теми, кто не занимается спортом. В целом, их ответы более осмыслены и указывают на то, что между занятием спортом и высоким жизненным тонусом имеется определенная связь.

В ответе на вопрос о том, что побуждает их учиться, молодые люди, входящие в 1-ю группу выделяют мотив «желание освоить профессию» (65,1%), тогда как в третьей группе преобладает мотив «стремление закончить учебное заведение» (60,5%). Мотив «интерес к учению» также преобладает в 1-й группе (47,1%), по сравнению с 3-й показатели(40,9%). В ответах на вопрос «Намерены ли вы работать по избранной профессии?» среди занимающихся спортом оказалось больше людей, намеревающихся работать по профессии 64,9%, против 54,6% среди тех, кто не занимается спортом, а вот значимых различий по текущей успеваемости обнаружить не удалось.

В ответах на вопрос «Что для вас является решающим при выборе работы?» отличие есть между группой 1 и группами 2 и 3. В группе спортсменов больше всего ответов «интересная работа» (79,2%), затем по количеству ответивших идет «большая зарплата» (71,3%). Во 2-й и 3-й группах – наоборот.

Такого рода позиции респондентов первой группы во многом определяет уверенность в том, что в жизни, как бы она не была сложна, они найдут свое место. Полностью уверены в достижении своих личных жизненных планов 37,6% респондентов 1-й группы, 24,3% из 2-й, и только 16,4% из 3-й группы. В частности, молодежь входящая в 1-ю группу «совершенно не беспокоится» стать безработными», в отличие от их визави из 2-й и 3-й групп (27,8%, против 18%).

Ответы на вопросы об отношении к политике и возможности включения молодых людей в политические отношения – это, прежде всего, информация о социальной активности российской молодежи и ее социальном самочувствии. Исследование показывает, что интерес к политике (правда в разных формах) выражен более чем у трех четвертей опрошенных нами молодых людей (очень интересуются – 10%, в общих чертах – 68,3%, совсем не интересуются 21,7%). Что особенно важно па пороге самостоятельной жизни или решающего выбора, какой приходится делать в жизни каждому человеку. Прежде всего, для молодого человека важно ощущение своего участия в важных делах, в решении проблем, как и ощущение того, что он лично может повлиять на ход дел. Следует сказать, что лишь меньшая часть опрошенных считает, что может как-то воздействовать на власть. Но в 1-й группе их заметно больше, чем в 3-й (13,2% против 6,5%). Из методов воздействия на власть различия обнаруживаются лишь по позиции «запрос к депутату», где преобладают респонденты 1-й группы, а также участие в акциях протеста, где с почти в 2 раза большими показателями идут респонденты 3-й и 2-й групп (24-22% против 12,3% в первой группе).

По своим политическим ориентациям большинство опрошенных (более 80%) относят себя к сторонникам демократии. Однако молодежь 1-й группы в большей степени (28,3% против 21-23% во 2-й и 3-й группах). Что же касается оценок изменений в стране в различных областях, то молодежь 1-й группы более оптимистична и оценивает эти изменения в лучшую сторону в среднем в 1,3-1,7 раза выше, чем их коллеги из 2-й и 3-й групп.

Деятельность президента В.Путина все опрошенные оценивают достаточно высоко. Однако, более скептичны к оценке его деятельности респонденты 3-й группы. Впрочем, как и в отношении перспектив его правления: 1-я группа оценивает ее положительно в 68% случаев, в то время как респонденты 3-й группы в 53,4%.

Как люди более собранные и целеустремленные, занимающиеся спортом молодые люди и более принципиальны и категоричны в оценках касающихся морали и разного рода девиаций. На вопрос анкеты: «Есть ли у Вас нравственный идеал?» положительно ответили 64,8% молодежи 1-й группы, 59,7 из 2-й и 44,3% из 3-й групп. А как показывает анализ данных, это весьма серьезный фактор, определяющий отношение молодежи трех выделенных нами групп к разного рода негативным фактам, а также и многие из нюансов этого их отношения.

Различаются ответы молодежи и выделенных нами групп на вопрос о легализации наркотиков, довольно часто обсуждаемый в наших СМИ.

При четкой позиции большинства респондентов всех групп, настроенных против легализации наркотиков (82,8; 87,4; 88,9%), среди ответивших «да, наркотики следует легализовать» - больше спортсменов и физкультурников и меньше не занимающихся спортом (17,2; 12,6; 11,1%). Причины такой позиции, возможно, состоят в том, что спортсмены и занимающиеся некоторыми видами физической культуры, например, бодибилдингом, значительно ближе к проблемам фармакологической коррекции, чем люди, далекие от спорта. Кроме того, биохимические процессы, происходящие в организме спортсменов в экстремальной ситуации, сродни в какой-то степени тем процессам, которые оказывают наркотические препараты на людей, не занимающихся спортом.

Возможно, сказывается определенная «профессиональная» причастность, знакомство как с позитивными, так и с негативными последствиями применения фармакологии в спорте, особенно в его экстремальных видах.. На вопрос о том, за какие преступления следует применять смертную казнь 46% спортсменов и 39,8% физкультурников ответили «за торговлю наркотиками в особо крупных размерах». В группе не занимающихся спортом таких ответов меньше, (33,8%).Индифферентных ответов на данный вопрос («не знаю») меньше всего в группе спортсменов и больше – в группе не занимающихся спортом (29,4; 36,6; 38,3%).

Решительно против настроены спортсмены в отношении употребления наркотиков в высших учебных заведениях. 45% спортсменов высказались за то, что следует отчислять тех, кто принимает наркотики. Менее решительно настроены по этому поводу респонденты 3 группы, в которой большое количество неопределенных ответов (38,3% против 29,4% таких ответов в группе 1).

Социально-психологический тип людей, тяготеющий к спортивной деятельности, как известно, характеризуется большей склонностью к ориентации на успех в жизни, инструментальной (то есть позитивной) агрессивностью, смелостью и склонностью к достижению намеченной цели. Так, ответы показали, что спортсмены более склонны добиваться социального успеха, более честолюбивы. Их в большей степени интересует принадлежность к какой-либо социальной элите (отрицательных ответов в группе спортсменов 13,2% против 30,6% в группе не занимающихся спортом). По этой же причине, по - видимому, агрессивность характеризуется как «принцип моей жизни, так как агрессивность – условие победы и успеха» чаще в группе спортсменов, чем в группе не спортсменов (3,8% против 1,9%). Такое, в своей основе позитивное отношение к жизни определяет более комфортное социальное самочувствие именно у группы спортсменов, разумеется, если речь идет не о спортсменах спорта высших достижений. На уровне массового спорта люди со «спортивным характером» ощущают себя более защищенными в государстве (7,6%), чем люди с «неспортивным характером» (4,6%).

Мысли о самоубийстве возникали у представителей группы спортсменов реже (14,5%), чем у людей, не занимающихся спортом (19,3%). В случае, если придется служить в армии, спортсмены предпочтут военную службу, а не спортсмены – альтернативную (41,3% против 31,0%).

 

Все группы молодежи на первое место в своей жизни ставят интересы семьи, ее защищенность и безопасность.

Понятно, что в условиях низкого уровня и качества жизни в современной России заниматься физической культурой и спортом могут себе позволить семьи российского «среднего класса» и выше. Результаты исследования показывают, что представители 1 и 2 группы респондентов относятся к семьям более обеспеченным, чем не занимающиеся спортом (живут обеспеченно, ни в чем себе не отказывают в 1 группе 10,3%, в 3 группе - 4,6%), считают, что живут бедно в 1 группе 10,1% против 21,5% в 3 группе). Именно в группе спортсменов 49,2% имеют компьютер против 37,1% в группе не занимающихся спортом. По-видимому нормальный уровень жизни и позитивное отношение к физкультуре и спорту позволяет оценить свое питание в группе 1 как правильное (59,2%) против группы 3 (39%), а сексуальные отношения оценивают как необходимый атрибут здорового образа жизни 36,6% спортсменов, 26,0 физкультурников и только 20,2% не занимающихся спортом.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 5471; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.