Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Планирование поступления товаров

Обеспечение постоянного контроля за состоянием товарных запасов.

Такой контроль направлен, прежде всего, на недопущение снижения размера товарных запасов ниже необходимого их минимума; соблюдение установленных сроков их хранения; обеспечение в составе запасов всего ассортиментного минимума лекарств и т.п.

Одной из особенностей лекарственных препаратов, как товара является возможность их реализации лишь пределах установленного срока годности. Около трети реализуемого ассортимента лекарственных препаратов имеют ограниченный срок годности, не превышающий двух лет. Вместе с тем ряд лекарственных препаратов в силу их функциональных свойств имеют малую скорость реализации.

Ограниченный срок годности в сочетании с замедленным движением являются факторами повышенного риска списания лекарственных препаратов по истечению срока их годности. Списание за счет аптеки лекарственных препаратов с истекшим сроком годности вызывает увеличение издержек и уменьшение прибыли.

В целях контроля и рационального использования ассортимента лекарственных препаратов в аптеках ведется учет препаратов с ограниченным сроком годности. В специальных журналах по каждому наименованию лекарственных препаратов, срок годности которых истекает через три. месяца, записывается остаток препарата на каждое первое число последних трех месяцев до окончания срока годности (ДИ).

 

Важнейшим условием выполнения плана реализации товаров и формирования необходимого размера товарных запасов является обеспечение поступления товаров в аптечную сеть.

Основной целью планирования поступления товаров является обеспечение ритмичной поставки товаров в аптечные учреждения в необходимых объемах и ассортименте.

Одним из новых направлений в стратегии управления является применение эффективных логистических систем на различных уровнях деятельности фарморганизации. Рынок лекарств насыщен, и объемы продаж лекарств не могут расти до бесконечности. Сам термин "логистика" имеет военные корни: первоначально он означал обеспечение своевременной доставки вооружения в место военных действий. В 80-е годы прошлого столетия это понятие было расширено, и объектом управления логистики стало физическое продвижение товарной массы. В зарубежной практике существует так называемое правило семи R: обеспечение нужного продукта, в требуемом количестве, заданного качества, в нужном месте, в установленное время, для конкретного потребителя, с наименьшими затратами.

Предметом логистики в фармацевтической организации являются все процессы, связанные с изменением параметров размещения, сроков, перемещения, формы потоков на предприятиях, причастных к логистической цепи (фармпредприятие - дистрибьютор - аптека). Иными словами - как оперативно доставить товар по выявленному спросу.

Существуют определенные этапы управления закупок ЛС. Первоначально необходимо определиться с планом по товарообороту и поставкам ЛС. Главная задача, которую предстоит решить - какой ассортимент ЛС и в каком объеме стоит закупать аптеке. Следующий шаг - выбор поставщиков. И, наконец, планирование ассортимента.

Процесс планирования поступления товаров осуществляется по следующим основным этапам:

1. Анализ поступления товаров в предплановом периоде.

Такой анализ проводится в тесной увязке с показателями анализа реализации товаров и товарных запасов.

Для увязки этих показателей анализ поступления товаров осуществляется в одинаковых ценах (только оптовых или только розничных). В процессе проведения анализа изучаются следующие основные вопросы:

а) динамика общего объема и структура поступления товаров.

Динамический анализ поступления проводится в сопоставимых ценах.

Устанавливают темпы изменения объема поступления товаров в предплановом периоде в целом по аптеке и в разрезе отдельных товарных групп;

б) обеспеченность товарооборота и товарных запасов необходимым объемом поступления товаров.

Снижение товарооборота при одновременном сокращении размеров товарных запасов свидетельствует, как правило, о недостаточности объемов поступления товаров в аптеку.

в) Состав источников поступления товаров в аптеку.

В процессе проведения этого анализа устанавливается удельный вес различных поставщиков - аптечных складов, непосредственных производителей, торговых посредников и т.п.

Кроме того, определяется удельный вес поставки товаров от местных и иногородних поставщиков.

г) соответствие объемов фактического поступления товаров объемам, предусмотренным заключенными договорами.

 
 

 


 

Рис. 2. Последовательность отдельных этапов планирования

поступления товаров в аптечном учреждении

Для проведения такого анализа используется показатель "коэффициент поставки", который рассчитывается по формуле:

Кп - коэффициент поставки товаров в аптечное учреждение;

Оф - фактическая сумма поступления товаров в аптечное учреждение;

Ок - сумма поступления товаров, предусмотренная заключенными договорами.

Коэффициент поставки рассчитывается по аптечным предприятиям в целом, в разрезе групп товаров, а также в разрезе отдельных поставщиков, с которыми были заключены договора. При значении коэффициента ниже единицы выясняются причины невыполнения договорных обязательств: отказ аптеки от части закупленных товаров, форс-мажорные обстоятельства, иные причины.

д) равномерность поступления товаров по отдельным периодам (месяцам, декадам, неделям). Такой анализ проводится в сопоставимых ценах в целом по аптеке и по отдельным группам товаров. Учитывается сезонность потребления многих медикаментов.

е) частота поставки товаров в аптечные учреждения. Этот показатель играет существенную роль в обеспечении устойчивости ассортимента товаров, формировании размера товарных запасов, объеме затрат по транспортированию и хранению товаров.

Результаты проведенного анализа используются в процессе всех последующих этапов планирования поступления товаров.

2. Определение планового объема структуры поступления товаров.

Основу проведения таких плановых расчетов составляют ранее обоснованные планы реализации товаров и формирование товарных запасов.

Плановые расчеты проводят по формуле материального баланса:

Зн + П = Р + В + Зк

П = Р +В + Зк – Зн, где:

П - плановый объем поступления товаров;

Р - плановый объем реализации товаров;

Зн - фактическая сумма товарных запасов на начало планового периода;

Зк - расчетная сумма товарных запасов на конец планируемого периода;

В - ожидаемое выбытие товаров в связи с естественной убылью и по прочим причинам.

3. Определение планового объема и источников закупки необходимых товаров.

Плановый объем закупки определяется на основе планового объема поступления товаров. При этом следует учесть, что объем поступления товаров рассчитывается чаще в розничных ценах, в то время как объем закупки товаров - в ценах их закупки (оптовых)- разница между этими показателями составляет сумму торгового наложения или валовый доход от реализации товаров.

С учетом этого плановый объем закупки товаров определяется по следующей формуле:

ОЗ = П - ВД, где:

ОЗ - объем закупки товаров (в оптовых ценах);

П - плановый объем поступления товаров (в розничных ценах);

ВД - планируемая сумма валового дохода от реализации товаров (сумма торговых наценок).

Методы определения плановой суммы валового дохода от реализации рассматриваются в соответствующей лекции.

Размер торговой наценки регулируется как государством, так и аптекой.

Расчет планового объема закупки товаров осуществляется в разрезе, как отдельных товарных групп, так и в целом по аптеке.

В силу изменчивости конъюнктуры фармацевтического рынка, нестабильности хозяйственных связей с поставщиками и других причин обеспечить заранее весь объем закупки товаров на плановый период в большинстве случаев невозможно.

Поэтому на данной стадии планирования закупок определяются лишь основные источники поступления.

В составе источников закупки выделяют обычно непосредственных производителей товаров и торговых посредников (оптовые, торгово-посреднические и др. предприятия), а также местных и иногородних поставщиков.

Закупки товаров у непосредственных производителей обеспечивают более низкий уровень договорных цен, что положительно влияет на формирование валового дохода от реализации товаров (в сравнении с закупкой у торговых посредников).

Закупка товаров у местных поставщиков обеспечивает более низкие затраты по транспортированию товаров, что положительно влияет на формирование прибыли от торговой деятельности. В связи с этим, при определении источников закупки товаров на плановый период следует стремиться к повышению удельного веса закупки товаров у непосредственных производителей и местных поставщиков.

4. Обеспечение ритмичности и оптимизация партий поступления товаров в аптечные учреждения.

Эта задача решается путем определения оптимального размера партий поступления товаров в аптеку.

Чем выше размер партии поставки, тем ниже относительный размер издержек обращения аптеки по размещению заказа, доставке товаров и их приемке (обозначим этот вид издержек обращения по организации товароснабжения аптеки как ИО1). Однако, высокий размер партии поставки определяет высокий средний размер товарных запасов - так, если получать товар один раз в два месяца, то средний размер его запаса составит 30 дней, а если один раз в месяц, то средний размер запаса составит 15 дней.

В последнем случае снизится размер издержек обращения по хранению товаров (обозначим как ИО2).

Расчет оптимального размера партии поставки, при котором минимизируются совокупные издержки обращения (т.е. ИО1 + ИО2 min), осуществляется последующей формулой, известной как модель Уилсона:

ОРп - оптимальный размер партии поставки товаров;

ОЗ - плановый объем закупки товаров;

ИО1 - сумма издержек по размещению заказа, доставке товаров и их приемке в расчете на 1 поставляемую партию;

ИО2 - сумма издержек обращения по хранению единицы запасов товаров (обычно выражается определенной суммой или количеством товарных запасов).

Пример: Годовой объем закупки товаров запланирован в размере 1 млн. руб. Сумма издержек обращения по размещению заказа и доставке в расчете на 1 поставляемую партию - 12 тыс.руб.

Сумма издержек обращения по хранению единиц запасов товаров составляет 6 тыс. руб. в год.

Следовательно, на протяжении года товары должны доставляться (1000:63) = 16 раз или каждые 22 дня (360:16).

При таких показателях размеров партии и частоты поставки товаров, издержки обращения аптеки будут минимальными.

Заключительной стадией планирования т/о, товарных запасов и поступления товаров является балансовая увязка всех запланированных показателей - объема реализации, запасов на начало и конец планового периода, объема поступления товаров. Балансовая увязка этих плановых показателей позволяет проверить их взаимосвязь по каждой группе товаров и по аптечному учреждению в целом.

Таким образом в фармации используется комплексный подход к анализу товарных запасов, т.е. анализируются не только объёмы реализации, но и товарное обеспечение этого процесса.

 

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Оценка эффективности разработанного плана товарных запасов | Тема. Учет финансовых вложений и ценных бумаг
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 1163; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.026 сек.