Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Нефтяная промышленность в системе отраслей мирового хозяйства

Лекция №2

Безопасность баз данных

К этой весьма широкой категории относятся средства пассивной и активной защиты данных от повреждения, а также средства защиты от несанкционированного доступа, просмотра и изменения данных.

В качестве средств пассивной защиты используются служебные программы, предназначенные для резервного копирования. Нередко они обладают и базовыми свойствами диспетчеров архивов (архиваторов). В качестве средств активной защиты применяют антивирусное программное обеспечение. Для защиты данных от несанкционированного доступа, их просмотра и имения служат специальные системы, основанные на криптографии.

 

(добыча, транспортировка, переработка)

(к.х.н., доцент В.Ю. Александров)

 

В системе мирового хозяйства фактически нет отраслей, которые могут по влиянию на политику и экономику сравниться с нефтяной в понимании добычи, транспортировки, переработки. Нефть является основным источником производства всех видов моторного топлива для автомобилей, авиации и ракетной техники, важнейшим сырьем химической промышленности. Наряду с такой значимостью нефтяная отрасль является одним из основных загрязнителей объектов окружающей среды. Достаточно вспомнить недавнюю аварию на объекте подводной добычи компании ВР в Мексиканском заливе.

Добыча нефти. История промышленной добычи нефти начинается со средины 19 века одновременно в трех странах – России, Румынии, США. В начале 20 века добыча велась уже 20 странах мира. К 1940 году число нефтедобывающих стран увеличилось до 40, в 1970 достигло 60, в 1990 году – 80, а к началу 21 века – 95.

За последние 50 лет (с 1950 по 2000 гг.) мировая добыча нефти выросла в 7 раз с 525 до 3590 млн. тонн. Основной рост наблюдался за первый 30-ти летний период (до 1980 г.) и достиг 3000 млн. тонн. Динамика роста определялась резким увеличением числа ее потребителей – автотранспорт и авиация.

Эпоха относительно дешевой нефти закончилась в начале 80-х годов, когда произошел мировой энергетический (точнее назвать его как нефтяной) кризис. Он привел к резкому повышению цен на нефть, изменению географии ее добычи и, даже, к некоторому снижению мирового производства (примерно на 10% в 1985 г.). В начале 90-х годов уровень мировой добычи относительно стабилизировался, а к концу 90-х годов наметился некоторый подъем мировой добычи нефти (примерно на 10%).

Названная динамика связана не с ограниченностью разведанных мировых запасов, а скорее с политикой нефтедобывающих стран (в первую очередь членов ОПЕК) - главного регулятора цен на мировом нефтяном рынке. Кроме того, нельзя не отметить нефть, как инструмент глобальной мировой политики. Во многих войнах современной истории прослеживается нефтяной след (например Ирак, Ливия -сегодня).

Распределение добычи нефти между крупными регионами мира принято проводить по регионам с уровнем добычи не менее 1% от мирового на 2000 г.

(табл. 83)

Анализ динамики добычи нефти во 2-й половине 20 века позволяет сделать следующие выводы:

В СССР основной прирост добычи нефти происходил в 1970-х – 1980-х годах в связи с освоением нефтяных районов Западной Сибири. Пик добычи был достигнут в 1988 г. – 624 млн. т. Однако, в 1991 г. добыча снизилась до 515 млн. т. (на 20%). Это имело много причин: недостаток капиталовложений, сокращение объемов геологоразведки, нехватка и износ оборудования, применение устаревших технологий, что приводило к быстрому заводнению месторождений. Кроме того, крупнейшие месторождения уже прошли стадию максимальной отдачи. Во второй половине 90-х годов в России и странах СНГ добыча нефти продолжала сокращаться.

В странах зарубежной Европы скачек нефтедобычи так же пришелся на 1970 – 1980-е гг., что объясняется вводом в эксплуатацию подводных месторождений в Северном море.

В зарубежной Азии, до начала 90-х годов происходил последовательный рост добычи, связанный с освоением богатейших месторождений зоны Персидского залива, а так же Индонезии (с 60-х годов), Китая (с 70-х годов).

В Африке перелом наступил с 60-х годов, когда начали разрабатывать нефтяные ресурсы Ливии и Нигерии

В Северной Америке добыча росла до начала 70-х годов, затем стабилизировалась, а с 90-х начала сокращаться.

В Латинской Америке рост добычи был более равномерным, где в число крупных нефтедобывающих стран входят Венесуэла и Мексика.

В Австралии добыча нефти началась только с 80-х годов.

На 2000 г. список нефтедобывающих стран с уровнем добычи не менее 100 млн. т./год насчитывал 14 стран (из 95, где ведется добыча).

Табл. 84.

В заключение раздела рассмотрим нефтедобычу в Новосибирской области. У нас промышленная добыча началась с 2001 г. На 2009 г. в эксплуатации находятся три месторождения: Верх-Тарское, Восточно-Тарское, Малоичское (Северный район). С начала эксплуатации всего добыто 9,5 млн. т., в том числе в 2008 г. – 2,2 млн.т. По прогнозу извлекаемые запасы областной нефти составляют 123 млн.т., что позволит обеспечить стабильную добычу на уровне 2 млн.т. в течение 10-15 лет.

 

Переработка нефти. Нефть является сырьем для получения на специализированных нефтеперерабатывающих заводах (НПЗ) продукции различного назначения, которые образуют относительно самостоятельную подотрасль – нефтеперерабатывающая промышленность. В первую очередь это моторные топлива:

- бензины различных октановых чисел

- дизельное топливо (летнее, зимнее, арктическое, экологически чистое)

- керосины (авиационный ТС-1, осветительный)

- машинные масла

Дорожно-строительные материалы – асфальт, гудрон.

Полупродукты для органического синтеза сложных химических соединений.

В конце 90-х годов в мире насчитывалось около 700 нефтеперерабатывающих заводов общей мощностью по первичной переработке в 3,7 млрд. т. Предприятия этой отрасли распределены на территории земного шара гораздо более равномерно, чем ресурсы и добыча нефти. Каждое более или менее крупное государство стремится располагать собственными НПЗ, работающими на внутреннее потребление так и на мировой рынок нефтепродуктов. Сложилась концентрация НПЗ в экономически развитых странах. От суммарной мощности НПЗ мира: в Северной Америке сконцентрировано 930 млн.т. (25%); в Западной Европе – 700 млн.т. (19%); в Японии – 250 млн.т. (7%), в странах Восточной Европы и СНГ – 650 млн.т. (18%), остальное в развивающихся странах.

Такое соотношение сложилось на протяжении многих десятилетий, так как считалось экономически более выгодным вывозить сырую нефть и перерабатывать ее на месте потребления. Однако, в 80-х – 90-х годах стала более отчетливо проявляться противоположная тенденция – производить переработку нефти в районах ее добычи, а экспортировать уже нефтепродукты. В основе этой тенденции лежит с одной стороны стремления развивающихся стран к индустриализации, а с другой стороны политика стран Запада на перенос экологически грязных производств в развивающиеся страны. Проблем экологии НПЗ мы коснемся в этой лекции и рассмотрим на семинаре, как тему реферата. В последнее время мощности НПЗ в развивающихся странах быстро нарастают и достигли: в Латинской Америке – 300 млн.т.; на Ближнем и Среднем Востоке – 300 млн.т., в Африке – 150 млн.т., а это до 30% мирового производства.

В связи с внутренними и внешними социальными причинами в России на протяжении 90-х годов нефтяная промышленность переживала серьезный кризис, который привел к уменьшению добычи нефти в два, а нефтепереработки почти в два раза. Себестоимость добычи нефти в России постоянно возрастала в связи с истощением скважин в самых богатых (самоизливающихся) месторождениях и необходимостью продвижения в труднодоступные северные и восточные районы с более бедными месторождениями. В частности, так стала нефтедобывающей и Новосибирская область, где давно разведенные месторождения находились в госрезерве. Другой причиной падения добычи было отставание объемов разведочного бурения, в результате чего разведанные запасы перестали должным образом компенсировать потребности добычи.

Несмотря на названные негативные процессы, на начало 21 века, Россия занимала 2-е место в мире по экспорту нефти и нефтепродуктов (после Саудовской Аравии).

На 2002 г. в России насчитывалось около 30 НПЗ (карта в конце текста, которые переработали в нефтепродукты 180 млн. т. сырой нефти, около 60% от добытой в стране. За Уралом работают 5 НПЗ, из которых ближайшие к Новосибирску - крупнейший в г. Омск (около 20 млн. т. нефти/год), в г. Ачинск (около 7 млн. т. нефти/год).

Гарантированная поставка сырой нефти на крупные НПЗ производится по магистральным нефтепроводам, наполнение которых производится в местах добычи, перекачкой по системе т.н. промысловых трубопроводов. Для примера, через всю территорию Новосибирской области, вдоль железной дороги, проходит нефтепровод ОАО «Транссибнефть», которая ведет деятельность на участке Омск – Иркутск. В свою очередь, этот нефтепровод является участком федеральной нефтеперекачивающий системы. Подача нефти с месторождений Новосибирской области в федеральную трубу производится по промысловому трубопроводу от месторождения до ст. Барабинск.

Другой альтернативой транспорта нефти, является железнодорожная перевозка в цистернах. Однако, таким путем не возможно обеспечить потребности НПЗ. Несложный расчет показывает, что потребность Омского НПЗ составляет 1000 цистерн в сутки.

Важнейшим трансконтинентальным перевозчиком нефти является танкерный флот. Именно он позволяет преодолеть территориальный разрыв между главными районами добычи и потребления нефти. Эти перевозки получили условное название «нефтяных мостов» к которым относятся:

Персидский залив –Япония, Ю. Корея

Персидский залив – США

Юго-Восточная Азия – Япония

Северная Африка – Западная Европа

Западная Африка – Западная Европа

Западная Африка – США

Главный сухопутный нефтяным мост мира направлен из России в Европейские страны. Он является фактически продолжением упомянутой федеральной нефтяной трубы. Важно отметить, что, несмотря на упомянутое падение добычи сырой нефти примерно в 2 раза, экспорт сырой нефти сократился незначительно и по-прежнему составляет 130-140 млн.т./год, а экспорт нефтепродуктов сохранился на уровне 55 млн.т./год. Основным потребителем Российской нефти и нефтепродуктов являются страны Западной Европы, откуда и поступают основные доходы в бюджет России.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Типы данных | Экологические проблемы нефтяной отрасли
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 875; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.018 сек.