Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Развитие психологических знаний до выделения психологии в качестве самостоятельной науки




Современная трактовка предмета психологии является результатом длительного пути, пройденного этой наукой. Понятие психика наделялось в разные времена и в разных учениях различным содержанием. Под психикой понимались и душа, и сознание, и поведение.

История психологии делится на два больших, несоизмеримых по длительности, периода: донаучный период (до выделения психологии в качестве самостоятельной науки) и научный (период ее относительной автономии). Нижняя хронологическая граница первого периода уходит в глубокое прошлое, к представлениям о душе древних людей. Начало второго периода приходится на середину XIX века.

В первом периоде выделяются два этапа, отражающих развитие представлений о предмете психологии. Первый этап – развитие психологических знаний в рамках учения о душе (до XVII в.). Второй этап – развитие психологического знания в рамках философских учений о сознании.

Формирование представлений о душе началось уже в родовом обществе и связано с верой в то, что каждая вещь наделена сверхъестественным двойником – душой. Этот тип мировоззрения называется анимистическим. По мере развития человеческой мысли, анимизм сменился гилозоизмом – учением о всеобщей одушевленности единого мира.

В религиозно-философских школах Древней Индии душа отдельного человека виделась состоящей из двух элементов. Первый – Атман – представлялся искрой, частицей мировой души – Брахмана. Атман вечен и одинаков у всех людей. Второй элемент – Манас. Это сознание человека, его жизненный опыт. Он погибает со смертью тела. Земная жизнь человека подчинена главной цели – слиянию Атмана с мировой душой. Достичь цели можно только посредством нравственной жизни. Согласно древнеиндийским учениям, одной земной жизни недостаточно для достижения этой цели, поэтому душа претерпевает ряд перевоплощений – реинкарнаций, возвращаясь в материальное тело и, согласно закону кармы, расплачивается за ошибки, допущенные в предыдущей жизни, Накапливая нравственный опыт, душа, в конце концов, вырывается из колеса Сансары (цепи перевоплощений) и достигает Освобождения.

Психологические знания в Древнем Китае также развивались в неразрывном единстве с философскими учениями. Человек рассматривался как частица Мироздания, микрокосм, в котором гармонично сочетаются три психофизические энергии: цзин, ци и шэнь. Цзин – семя, частички, создающие физическое тело. Ци – материально-духовная энергия, из которой состоит весь мир. Из грубой ци формируются материальные вещи, из тонкой – душа человека с ее страстями. Шэнь – дух, наделяющий человека сознанием. Тело человека и психофизические энергии рассматривались в неразрывном единстве и гармонии. Сокровищницу психологической мысли Древнего Китая составляют даосизм и конфуцианство. Основатель даосизма – Лао-цзы (VI-V вв. до н.э.). Главной задачей психической саморегуляции и психотренинга, по мнению даосов, является выявление в человеке космического начала и подчинение психофизических процессов всеобщим космическим законам, что становится возможным при «не-деянии», предполагающем освобождение от страстей и желаний.

Учение великого китайского философа Конфуция (551-479 до н.э.) о благородном муже – «цзюнь-цзы» имело ярко выраженную социально-этическую направленность. Решение социальных проблем Конфуций видел в утверждении идеального типа личности, которая формируется при воздействии извне (посредством ритуалов, музыки, декламации текстов), а также посредством самовоспитания и самоусовершенствования.

Достижения человеческой мысли Запада и Востока ассимилировала культура Древней Греции. Именно античность подарила человечеству стройные философские системы, в рамках которых оформлялись и получали свое развитие психологические представления. В учениях древнегреческих философов разрабатывались вопросы, связанные с природой души, познанием, чувствами, волей.

Для древнегреческой философии характерно сосуществование двух школ: материалистической и идеалистической.

В рамках материалистического (натурфилософского) учения душа рассматривалась в единстве с телом и с позиций ее телесной природы. Человек представал как частица физического мира, построенного из некоего первовещества (у разных философов – разного) и существующего в соответствии с естественными законами.

Так Гераклит (530-470 до н.э.) представлял мир как огненный поток, а душу считал огненным началом в организме человека. Душа подчинена всеобщему закону – Логосу, согласно которому «все течет, все изменяется». Гераклит одним из первых выделил ступени познания, обозначив чувственное познание как «темное», а разумное – как «светлое», отчетливое. В учении Гераклита можно обнаружить ростки возрастной и дифференциальной психологии. По его мнению, познавательные способности души определяются степенью ее сухости, которая повышается по мере взросления человека.

Согласно атомистической теории Демокрита (460-370 до н.э.), душа состоит из самых мелких, круглых, гладких, подвижных атомов, которые рассеянны по всему организму. Душа, полагал Демокрит, смертна: после гибели тела атомы души рассеиваются в пространстве и пропадают. В учении Демокрита отражены представления о структуре и месте локализации души. Разумная часть души, с точки зрения Демокрита, находится в голове, мужественная часть – в груди, вожделеющая – в печени. Познание осуществляется на двух уровнях: посредством ощущений и посредством мышления. Ощущения возникают при соприкосновении копий предметов – «эйдолов» – с органами чувств, в которых атомы души расположены близко к поверхности. На уровне мышления (понятийном уровне) происходит обобщение данных нескольких органов чувств. Благодаря способности к размышлению, человек получает более достоверное и глубокое знание о мире. Демокриту принадлежит идея причинности, согласно которой, в мире все имеет причину, т.е. детерминировано. Однако, человек свободен при выборе моральных принципов, которые усваиваются им в процессе воспитания. Воспитание должно научить человека хорошо мыслить, хорошо говорить и хорошо делать.

Анаксагор (V век до н.э.) утверждал, что мир состоит из множества веществ (гомеомерий), движение которых упорядочивает «нус» – ум, понимаемый как начало, придающее процессам природы и человека закономерный характер. Совершенство предмета зависит от степени его разумности. Человек, по мнению Анаксагора, является самым разумным из животных, что обусловлено его телесной организацией, а именно – наличием рук.

Идеи натурфилософов находили практическое приложение и теоретическое развитие в учениях медиков. Великому древнегреческому врачу Гиппократу принадлежит учение о четырех жидкостях, которые, смешиваясь в определенных пропорциях, определяют тип темперамента. Преобладание крови обуславливает сангвинический тип темперамента, слизи – флегматический, желтой желчи – холерический, черной желчи – флегматический. Древнегреческий врач Алкмеон (VI век до н.э.) считал, что органом души является головной мозг, который непосредственно связан с органами чувств.

Представители материалистического направления рассматривали душевную жизнь человека с точки зрения закона, причинности и организации. Однако в античном мире существовали и другие подходы к психическим явлениям. Так, софисты во главу угла ставили отношения человека с другими людьми с точки зрения управления и манипулирования. В учении софистов понятие души стало неопределенным и расплывчатым.

Более целостное представление о душевной жизни человека нашло отражение в учении Сократа (469–399 до н.э.), который рассматривал душу в качестве источника нравственности. Нравственность обеспечивается представлением человека о хорошем и плохом и реализуется в его поведении, в поступках. Призывая человека познать самого себя, Сократ призывал анализировать свои поступки. Учение Сократа исключало идею материальности души и подготовило формирование идеалистического мировоззрения.

В рамках идеалистических школ психологические взгляды формировались с опорой на представления о бессмертии и перевоплощении души. Наибольшую популярность приобрели школы Платона и Пифагора.

Философия Пифагора носила религиозно-мистический характер, что отразилось и на представлениях о душе. Пифагор исповедовал идею реинкарнации, позаимствованную в индийской философии.

Великий ученик Сократа Платон (428 –348 гг. до н.э.) проповедовал существование двух миров: материального и мира идей. Предметы, согласно Платону, являются результатом соединения идеи (души) с неодушевленной материей. Тело человека, по мнению Платона – темница души. Душа человека бессмертна и неизменна. Она состоит из трех частей: вожделеющей, страстной и разумной. Разумная душа должна быть ведущей, именно она делает поведение человека нравственным. Познание, согласно Платону, есть процесс припоминания того, о чем душа знала в мире идей, и что забыла, преодолевая путь из мира идей в мир материи.

Начало новой эпохи в понимании психических явлений связано с именем ученика Платона – Аристотеля (384-322 гг. до н.э). Этому философу был присущ целостный подход к человеческому организму, в котором телесное и духовное существуют нераздельно.

По мнению Аристотеля, в душе человека присутствуют два независимых начала: смертное, которое неразрывно связано с телом и вечное, как проявление божественной сущности, покидающее тело в момент смерти. Душа делает тело живым, именно она является основой и причиной всех его проявлений. Душа бестелесна, ее носителем является пневма, которая вырабатывается в крови. Орган души, с точки зрения Аристотеля, это сердце.

Аристотель выделил три ступени жизни, которым соответствуют три вида души: растительная, животная и разумная (человеческая). Каждая последующая ступень содержит в себе способности предыдущей. Растительная и животная душа трактовались Аристотелем с материалистических позиций, разумная душа понималась как бессмертная сущность. В соответствии с перечисленными ступенями развития души, Аристотель выделил три периода детства. До семи лет, по его мнению, происходит формирование растительной души. С 7 до 14 – животной, и от 14 до 21 – разумной.

В ряду познавательных способностей Аристотель выделял ощущения, память, воображение и мышление.

Исходным моментом познания Аристотель полагал ощущения. Главнейшим ощущением, согласно Аристотелю, является осязание, а его органом – душа. Помимо пяти ощущений существует общее чувство, которое Аристотель наделял рядом функций: объединение ощущений в целостный образ; восприятие общих качеств; сознание того, что мы имеем ощущение и т.д.

Сохранение и воспроизведение ощущений обеспечивает память, которую Аристотель разделял на три вида: низшую, память в собственном смысле слова и высшую. Высшая память присуща только человеку.

Сущность воображения состоит в образовании представлений, которые возникают без внешнего воздействия на органы чувств. Обобщенный образ воображения является основой мышления.

Мышление протекает в понятиях и характеризуется составлением суждений. Его функция – постижение общего. Орган мышления – нус, присущий только человеку. Аристотель выделял высшее и низшее мышление. Низшее мышление содержит лишь мнение или предположение. Функцией высшего мышления является постижение последнего основания истины. Высшее мышление в свою очередь подразделяется на виды: рассуждающее, интуитивное и мудрость. Помимо этого Аристотель выделял два вида ума: ум теоретический, направленный на познание истины о мире, о вещах, и ум практический, направленный на деятельность.

Особое место в системе психологических воззрений Аристотеля занимает учение об аффектах – сильных движениях души. Аффект возникает под воздействием каких-либо факторов независимо от воли человека. Человек, в то же время, должен не подавлять аффект, но управлять им, регулируя степень его проявления, так как аффективная реакция должна быть адекватна ситуации. Важное место в учении об аффектах занимает понятие о катарсисе – очищении от аффектов, которое происходит при воздействии на человека произведений искусства, в первую очередь театральных постановок.

Сущность человека, по убеждению Аристотеля, выражается в характере, который формируется прижизненно. Очень важную роль в процессе формирования характера играет воспитание, соответствующее тому или иному возрастному периоду.

Учение Аристотеля стало прочным фундаментом для дальнейшего развития психологических знаний и сохраняло актуальность в течение нескольких столетий. Аристотель по праву считается родоначальником научной психологии.

В эпоху эллинизма центр внимания многих философов сместился на этико-психологические и нравственные проблемы, на обучение искусству быть счастливым, что нашло отражение в учениях скептиков, стоиков и эпикурейцев.

По мнению основателя скептицизма Пиррона (ок. 365–275 до н.э.), счастье человека состоит в невозмутимом спокойствии и отсутствии страданий.

Стоики считали, что человек несчастен лишь потому, что не знает, в чем состоит счастье. Обеспечить счастливое существование может только разум, который способен руководить поведением человека. К аффектам школа стоиков призывала относиться как к болезни и лечить их, вырывая из души. Быть по-настоящему счастливым и свободным может лишь тот, кто освободится от аффектов. Свобода понималась стоиками как возможность выбора человеком характера отношения к неотвратимости судьбы, которая «согласного с ней ведет, противящегося – тащит».

Для эпикурейцев критерием счастья служило чувство удовольствия. Эпикур (341–270 до н.э.) выделял три вида удовольствия: природные и необходимые для жизни; природные, но не необходимые; не природные и не необходимые. Мудрец, согласно Эпикуру, стремится только к первым и воздерживается от остальных. Достижению счастья препятствуют различные страхи человека, среди которых: страх перед богами, перед смертью, перед загробным миром. От страхов необходимо избавляться, т.к. они ничем не обоснованы.

Древний Рим стал своего рода историческим мостиком между античностью и средневековьем. Обострившиеся социально-политические противоречия привели к глубочайшему кризису как в экономической, так и в духовной сферах. Это неизбежно отразилось на характере философских учений, которые обрели религиозную направленность. Таковы учения Плотина и Августина.

Плотин (ок.203-ок.269гг.) утвердил принцип абсолютной нематериальности души. Активность индивидуальной души, согласно Плотину, устремлена в трех направлениях: к мировой душе, от которой она происходит; к чувственному миру; на себя саму. Важнейшим вкладом Плотина в развитие психологических знаний было то, что он впервые в истории психологической мысли выделил способность человека к самосознанию, рефлексии.

Августин (354-430гг.) считал душу орудием, которое правит телом. Основу души составляет воля, зависящая от воли божественной. Воля индивида действует в двух направлениях: управляет действиями души и обращает ее к себе самой.

Учение о внутреннем опыте в дальнейшем, освободившись от религиозной окраски, слилось с представлениями об интроспекции как особом методе исследования сознания.

Развитие психологической мысли в Средние века в первую очередь связано с расцветом арабоязычной культуры. В трудах арабских ученых обнаруживаются не только теоретические умопостроения, но и попытки экспериментального исследования психических явлений. Так, арабскими учеными исследовались функции зрительного анализатора, феномены зрительного восприятия. Одним из основоположников медицинской и возрастной психологии по праву считается Авиценна (Ибн-Сина). Он отмечал важную роль аффектов в регуляции и развитии организма, связывая, таким образом, психические и физиологические явления в единое целое. На западно-европейскую психологическую мысль большое влияние оказало учение о душе Аверроэса (Ибн-Рошда), который по-своему прокомментировал учение Аристотеля. Аверроэс отрицал бессмертие индивидуальной души, связывая ее с организмом. Бессмертным является разум, который имеет божественную природу и после смерти человека продолжает существование в качестве частицы универсального разума, присущего всему человечеству.

В средневековой Западной Европе царила схоластика, общей установкой которой было комментирование текстов. Основными источниками знаний о душе являлись теология и религиозная философия. Наиболее ярким разработчиком и проповедником католического учения о душе являлся Фома Аквинский.

Интерес к естественнонаучным исследованиям души особенно ярко проявился в эпоху Возрождения. Расцвет гуманистических идей пробудил стремление к изучению психических явлений путем наблюдения и опыта. Однако истинный прорыв в научном познании души стал возможным лишь в XVII веке – в век научной революции. Этот период подарил человечеству целую плеяду выдающихся ученых-естествоиспытателей.

Огромный вклад в развитие психологических знаний внесли такие ученые как Б. Спиноза, Г.-В. Лейбниц, Т. Гоббс, Дж. Локка и др.

С работами французского ученого Рене Декарта (1596-1650). связывают начало эры современной психологии. Душа возведена Декартом в ранг субстанции, имеющей знание о своих собственных проявлениях. То есть душа приобрела статус сознания, которое является, по мнению Декарта, началом всех начал в философии и науке. Великим открытием стала схема Р. Декарта, объясняющая рефлекторную природу поведения. Декарту принадлежит также учение об идеях – приобретенных и врожденных.

Бенедикт Спиноза (1632-1677) исповедовал целостность человека, рассматривал вопросы взаимодействия эмоций и воли, анализировал природу аффектов, отводил пониманию главенствующую роль в управлении страстями.

Готфриду-Вильгельму Лейбницу (1646-1716) принадлежит идея о бессознательной психике и учение о «малых перцепциях» и апперцепции. «Малые перцепции» – это неосознаваемые восприятия, осознание которых возможно благодаря апперцепции, включающей внимание и память.

Томас Гоббс (1588-1679) придал универсальный характер закону ассоциации, положив начало эмпиризму в психологии.

Джон Локк (1632-1704) доказывал опытное происхождение знаний. Ему принадлежит идея о двух видах опыта: ощущениях рефлексии. Он называл психику ребенка «чистой доской» (tabula rasa), считая, что знания и идеалы усваиваются ребенком в процессе воспитания.

В эпоху Просвещения психологические идеи получили свое развитие в трудах английских и французских исследователей. Английскими учеными Д. Гартли, Д. Беркли и Д.Юмом разрабатывалось учение об ассоциациях. Французские просветители К.Гельвеций, П. Гольбах, Д. Дидро, Ж.-Ж. Руссо провозгласили человека венцом творения, продуктом внешних воздействий и естественной истории. Они считали неограниченными возможности самосовершенствования и особую ответственность возлагали на учителей и законодателей.

В начале XIX века начали складываться естественнонаучные предпосылки для дальнейшей эволюции психологического знания. Во главу угла ставились физиологические закономерности, которые устанавливались экспериментальным путем. Получило экспериментальное подтверждение преставление о рефлекторной дуге, доказывалась зависимость ощущений от внешних раздражителей и свойств нервного субстрата. В плеяду ученых, разрабатывавших естественно научные основы психологии, входят: Д. Милль, Д.С. Милль, А.Бэн, Г. Спенсер, И.-Ф. Гербарт. Значительное влияние на облик психологии оказала эволюционная теория Ч. Дарвина.

К середине XIX века стало возможным отделение психологии от философии. Экспериментальные исследования и применение математических методов обработки полученных результатов открыли перед психологией новые возможности, обеспечив ей статус самостоятельной науки.

Основоположником экспериментальной психологии по праву считается немецкий ученый Вильгельм Вундт (1832–1920). В 1879 году он создал в Лейпциге первую в мире психологическую лабораторию, ставшую Alma mater для нескольких поколений психологов. В качестве предмета психологии Вундт признавал сознание, а основным методом исследования – интроспекцию, то есть самонаблюдение, самоотчет. В лаборатории Вундта изучались внимание, ощущения, время реакции, ассоциации. Результаты исследований публиковались в журнале “Психологические учения”, который был основан Вундтом в 1881 году. По примеру этой лаборатории были открыты психологические лаборатории в Италии, Японии и России. Несмотря на огромный авторитет Вундта в научном мире, его учение, однако, не стало единственно верным и неоднократно подвергалось критике.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 1631; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.035 сек.