Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Сознание и бессознательное в структуре личности. Самосознание личности




Психические явления представлены у человека тремя уровнями: сознательным, предсознательным и бессознательным.

Главной чертой, отличающей человека от животных, является сознаниевысший уровень психического отражения и саморегуляции [сл.,354]. Сознание образует внутренний план личностного бытия и субъективно представлено в виде непрерывно меняющихся образов. Образы, наполняющие сознание, могут быть как чувственными – в виде представлений, так и умственными – в форме мыслей.

Основными характеристиками сознания являются: активность; интенциональность – направленность на предмет; способность к рефлексии (возможность познания себя) и самонаблюдению; мотивационно-ценностный характер; различная степень ясности [сл. 354].

Воздействия окружающей действительности и субъективные явления не всегда ясно осознаются человеком, несмотря на то, что они определенным образом влияют на его эмоциональный мир и поведение. В этом случае речь идет о бессознательном уровне психики человека. Правомерно говорить о бессознательных психических процессах, равно как и о личностном бессознательном. Человек не всегда осознает ощущения или образы восприятия. Недоступной для осознания является часть информации, хранящейся в памяти, мы далеко не всегда осознаем этапы решения мыслительной задачи. Все это – проявления бессознательного на уровне психических процессов. Проблема бессознательного в личности тщательно разработана З. Фрейдом и его последователями. Человек может не осознавать собственные потребности и мотивы, не отдавать себе отчета в отдельных качествах и привычках, но при этом своим поведением, реакциями подтверждать их наличие. В группу бессознательных входят ошибочные действия – оговорки, ошибки и пр., непроизвольное забывание имен и событий, сновидения, мечты. Фрейда интересовал механизм вытеснения в сферу бессознательного травмирующей субъекта информации и запретных мыслей и потребностей. С этой точки зрения бессознательное представляет собой труднодоступный пласт психики, проникнуть в который возможно, лишь используя методы психоанализа. Однако содержание нашего бессознательного составляют не только проблемы и переживания. Все закрепившиеся навыки, умения и даже знания хранятся на этом уровне. Недаром, профессионал высочайшей квалификации далеко не всегда может описать то, что и как он делает.

Промежуточным между уровнями сознательного и бессознательного является уровень предсознания. На этом уровне находится та информация, которая не осознается субъектом в данный момент времени, но может быть осознана без особых усилий. Так, для осознания, например, мизинца правой ноги достаточно лишь одного упоминания о нем. Иногда предсознание отождествляют со спонтанным, неконтролируемым течением мыслей и образов, в то время как сознание связывается с волевым управлением психикой [Немов, 134].

В человеческом сознании отражаются не только предметы и явления окружающего мира. Уникальной чертой человека является способность к осознанию и оценке самого себя, своих внешних и внутренних свойств и качеств, своего места в мире, что в совокупности находит отражение в Я-концепции. Таким образом, под Я-концепцией понимается относительно устойчивая система представлений человека о самом себе, на основе которой он строит свое взаимодействие с другими людьми и относится к себе [словарь].

Я-концепция представляет собой сложное структурное образование, элементами которого являются Я-образы. Я-образ имеет три аспекта: когнитивный, оценочно-эмоциональный и волевой. Когнитивный аспект составляют знания и представления человека о себе. Оценочно-эмоциональный аспект выражает отношение человека к себе, своим свойствам и качествам. Когнитивный и оценочно-эмоциональный аспекты в совокупности образуют самооценку личности. В волевом аспекте отражается готовность избавиться от тех качеств, которые не устраивают личность, развить недостающие.

Для классификации Я-образов существует несколько оснований. Так, акцентируя внимание на когнитивном компоненте, можно выделить телесное Я, социальное Я, когнитивное Я, профессиональное Я и т.д.

Я-телесное отражает представления человека о собственном здоровье, внешних и физических данных. В Я-социальном представлено самовосприятие человека с точки зрения его социальных контактов, социальных ролей и статусов. Когнитивное Я – это система представлений человека о собственных познавательных, интеллектуальных возможностях. В профессиональном Я отражаются представления о профессиональных качествах личности, оцениваются уровень профессиональной компетентности и собственное место в профессиональном сообществе.

Основываясь на соответствии Я-образа текущему моменту, выделяют: реальное Я, динамическое Я, идеальное Я, фантастическое Я и другие [11]. Рассмотрим некоторые из них []. (11, Самос 278).

Реальное (актуальное) Я – то, каким кажется себе человек в данный момент времени. Образ Я может максимально соответствовать действительности, а может быть неадекватным. В последнем случае человек либо приписывает себе качества, которые ему не присущи, либо, напротив, игнорирует существующие, преувеличивает или преуменьшает выраженность тех или иных свойств. Динамическое Я (Я-желаемое) отражает то, каким человек хочет стать. Фантастическое Я – представление о том, каким бы человек хотел стать, если бы позволили обстоятельства жизни. В идеальном Я отражается представление человека о том, каким он должен был бы стать, исходя из моральных норм и образцов, усвоенных в детские годы. Будущее (возможное) Я – представление индивида о том, каким он может стать. Этот тип может отличаться от Я-идеального: человек стремится стать сильным, но чувствует, что силы его идут на убыль. Идеализированное Я – образ человека, каким ему приятно выглядеть в настоящий момент. Представляемое Я – то, каким человек предъявляет себя окружающим.

Отношение человека к своим качествам и свойствам проявляется в оценочно-эмоциональном компоненте Я-концепции, который обнаруживает себя в таком феномене, как самоуважение, которое может быть адекватным и неадекватным. Для человека с адекватным самоуважением характерно небольшое и регулируемое чувство вины, относительная независимость от чужих оценок. Способность принимать себя таким, какой ты есть, уважать себя, в меру учитывать мнение окружающих и при этом стремиться к дальнейшему развитию – важнейшие признаки личностной зрелости. Неадекватное низкое самоуважение проявляется в склонности к самообману, наличии многих форм психологической защиты, непереносимости критики в свой адрес. Личность с низким самоуважением очень зависима от оценок других людей, она ожидает от окружающих либо агрессии, либо похвалы. Низкое самоуважение является источником переживаний и внутреннего дискомфорта, от которых личность стремится избавиться, используя различные способы компенсации и психологической защиты: отрицание, вытеснение, идентификацию, проекцию и т.д. (см. 1.5 данного пособия) [Питер, стр. 284]

Самоуважение тесно связано уровнем притязаний и уровнем достижений. Уровень притязаний определяется степенью трудности задач, которые ставит перед собой человек. Соотношение уровня достижений и уровня притязаний непосредственно влияет на самоуважение. Например, чем выше уровень притязаний и ниже уровень достижений, тем ниже самоуважение. Снижение уровня притязаний нередко служит способом компенсации низкого самоуважения. Однако достижение максимального результата при неоправданно заниженном уровне притязаний далеко не всегда повышает самоуважение.

Одной из составляющих структуры самосознания личности является представление человека о его ответственности за то, что происходит с ним в жизни. Согласно концепции локуса контроля (Дж. Роттер), люди делятся на интерналов и экстерналов. При интернальном локусе контроля человек видит источник управления своей жизнью в самом себе. Экстернальный локус проявляется в приписывании ответственности внешним факторам: судьбе, людям, случаю. Установлено, что интерналы более уверены в себе, более благожелательны и спокойны. Экстерналам свойственны повышенная тревожность, агрессивность, нетерпимость к другим. [Питер, стр. 248]

На формирование и развитие Я-концепции большое влияние оказывает социальная среда. Главную роль в этом процессе играет семья. Основными механизмами формирования Я-концепции являются сравнение, идентификация, оценка со стороны взрослых. Ребенок, сравнивая себя с ровесниками и взрослыми, стремясь стать похожим на кого-либо, подвергаясь постоянной оценке, формирует представления о своих качествах. Для того чтобы у ребенка формировалась адекватная самооценка, взрослым необходимо соблюдать два простых правила: сравнивать ребенка не с другими, а с самим собой; оценивать не личность, а поступок. Ошибки и негибкость взрослых способствуют формированию неадекватной самооценки, что влечет за собой проблемы как внутриличностного характера, так и в области взаимоотношений с другими людьми. Для личности с завышенной самооценкой характерны заносчивость, самовлюбленность, пренебрежение по отношению к другим. Эти проявления делают человека трудным в общении, что рано или поздно приводит к одиночеству. На основе заниженной самооценки могут сформироваться две противоположных модели поведения. В одном случае неуверенность в себе маскируется высокомерием, хвастовством и бравадой. В другом случае человек ведет себя согласно своему самовосприятию: зажато и неуверенно. Независимо от модели поведения, человек с неадекватной самооценкой пребывает в ситуации хронического психологического дискомфорта, что негативно отражается и на отношениях с окружающими людьми, и на качестве деятельности.

Адекватная Я-концепция является важнейшим признаком личностной зрелости. Детский опыт очень важен для ее формирования, но не является фатальным. Человек, внимательный к своему внутреннему миру, анализирующий свои достоинства и недостатки, способен изменить отношение к себе самому, способен помочь себе повзрослеть, научиться уважать себя и окружающих, чтобы, в конце концов, обрести умение быть счастливым.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 2155; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.