Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Введение. Философия: место и роль в жизни общества и чeлoвeка




По Основам философии

Курс лекций

ВОРОНЕЖСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ

ФГОУ СПО

РФ

ПРОМЫШЛЕННО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ

Е.В. Смирнова

 

методическое пособие

 

 

Воронеж 2010

ББК 87.

Методическое пособие курс лекций по основам философии / Сост. Е.В. Смирнова. – Воронеж: Воронеж. гос. пром. - эконом. колледж, 2010. –с.

Курс лекций разработан в соответствии с Государственным образовательным стандартом среднего профессионального образования и примерной программой по «Основам философии». В пособии кратко отражены основные тенденции развития мировой философской мысли, представлены разделы об онтологии, со­циальной философии, философской антропологии, гносеологии, духовной жизни.

Учебное пособие может быть использовано для аудиторной и внеаудиторной самостоятельной работы.

Рецензент:

 

Печатается по решению методического совета Воронежского государственного промышленно-экономического колледжа.

© Воронежский государственный

промышленно-экономический колледж, 2010

 

Содержание

Введение. Философия: место и роль в жизни общества и человека.

Раздел 1 История философской мысли с древнейших времен до наших дней.

Философия Античности.

Средневековая философия.

Философия Возрождения.

Философия Нового времени.

Отечественная философия.

Философия Новейшего времени и современности.

Раздел II. Человек - сознание – познание

1. Человек в философии.

2. Основные категории человеческого бытия.

3. Сознание.

4. Познание.

5. Истина.

Раздел III. Духовная жизнь человека (наука, религия, искусство)

1. Научная картина мира.

2. Философия и религия. Мировые религии.

4. Философия и искусство.

Раздел IV. Социальная жизнь

1. Философия и история.

2. Философия и культура.

3. Философия и глобальные проблемы человечества.

Литература

 

1. Понятие философии. Зарождение науки. Предмет философии. Главный вопрос философии.

2. Место философии в системе научного знания. Мифология и логос.

3. Философия и мировоззрение.

4. Значение и функции философии.

1. Понятие философии. Зарождение. Предмет.

Философия как наука зародилась в Древней Греции около 2,5 тысяч лет назад. Ее зарождение связано с такими именами как Фалес Милетский, Пифагор, Гераклит, Сократ, Платон, Аристотель.

Философия (от греческого «филио» - любовь, «софия» - мудрость) – любомудрие, любовь к мудрости. Философия есть поиск и нахождение ответов на главные вопросы человеческого бытия.

Предмет философии — все сущее во всей полноте своего содержа­ния и смысла.Философия стремится не определить точ­ные границы и внешние взаимодействия между частями и частицами мира, а на то, чтобы, преодолевая эти границы, понять их внутрен­нюю связь и единство. Соотношение «человек-мир»

Человек спрашивает и не может не спрашивать не только как, но что, почему и зачем. Разрешение их лежит в области философского мышления.

Главный призыв философии – «Познай себя сам». Главным вопросом философии является человек.

Философскими вопросами задается каждый человек на определенном этапе жизненного пути: кто такой человек? в чем смысл жизни? быть или не быть? кто виноват? что делать? Каково соотношение материального и идеального?

2. Место философии в системе научного знания. Структура философии.

На протяжении столетий философию относили то к науке, то к морали, то к искусству. Мораль, так как философия направлена на творение добра в мире. Искусство, так как создает красоту. Научные знания должны проверяться на практике, а практикой является добро.

Каждая наука — это своего рода обрывок знания, а все науки в их простом сложении — это сумма обрывков. Философия же дает систему знания о мире как целом. Она не занимается простым сло­жением всех научных знаний, а интегрирует эти знания, беря их в самом общем виде и, опираясь на этот «интеграл», строит систему знания о мире как целом, об отношении человека к миру, т.е. о разуме, о познании, о нравствен­ности и т.п.

Философия включает в себя учение об общих принципах бытия мироздания (онтология, или метафизика): о сущности и развитии человеческого общества (социальная философия и философия ис­тории); учение о человеке и его бытии в мире (философская антро­пология); теорию познания (гносеология); проблемы творчества; этику; эстетику; теорию культуры; свою собственную ис­торию.

Задача - изучение всего существующего, всей вселенной в полноте своего содержа­ния и смысла; она стремится к пониманию внутренних взаимосвязей и единства всего мира, со всеми его частями мира.

3. Философия и мировоззрение.

Мировоззрение – это обобщенная сис­тема взглядов человека (и общества) на мир в целом, на свое собственное место в нем, понимание и оценка человеком смысла своей жизни и деятель­ности, судеб человечества; совокупность обобщенных научных, философских, социально-политических, правовых, нравственных, религиозных, эстетичес­ких ценностных ориентации, верований, убеждений и идеалов людей.

Три этапа развития мировоззрения: мифологическое, религиозное, научное.

В зависимости от того, как решается вопрос о соотношении духа и материи, мировоззрение называют идеалистическим или материалистическим, религиозным или атеистическим.

Материализм - воззрение, признающее сущностной основой бытия материю. Согласно материализму, мир есть движущаяся материя. Духовное начало, сознание есть свойство высокоорганизованной материи - мозга.

Идеализм - философское мировоззрение, согласно которому истинное бытие принадлежит не материи, а духовному началу - ра­зуму, воле.

Ряд современных философов считают, что материальное и духовное неразрывно связаны. Разделяя материю (физические и биологические предметы и явления) и идею (сознание, идеи, дух) нельзя познать окружающую реальность.

Религиозное мировоззрение – основано на идеях той или иной религии, признает наличие Бога, высших духовных сил и их решающие значение в жизни человека и общества.

Атеистическое мировоззрение - религия часть культуры, выдумкой, отрицает нематериальных духовных сил и их влияния на общество (человека). Все процессы, происходящие в обществе и природе, имеют научное, логическое объяснение.

4. Значение и функции философии.

1) мировоззренческая функция: помогает сформировать целостную картину мира;

2) воспитательная и образовательная функция: участвует в формировании личности;

3) идеологическая функция: создает представление о желательном политическом и общественном устройстве;

4) футурологическая функция: отвечает на вопрос о том, каким должно быть будущее;

5) эвристическая (поисковая) функция: создает новые области теоретического исследования;

6) методологическая функция: формирует правила познания для всех частных наук;

7) гуманистическая функция: способствует человеческому отношению к людям.

Контрольные вопросы:

1. Что такое философия?

2. В чем отличие философии от других наук?

3. Перечислите специфические для философии сферы познания.

4. В чем различие материалистического и идеалистического подходов в философии?

5. Является ли философия наукой?

6. Перечислите функции философии?

 

Раздел 1 История философской мысли с древнейших времен до наших дней.

1. Философия Античности.

2. Средневековая философия.

3. Философия Возрождения.

4. Философия Нового времени.

5. Отечественная философия.

6. Философия Новейшего времени и современности.

Философия Античности.

Философия Античности (2,5 тыс. лет до н. э. – 3 век н. э.) - философия Древней Греции и Древнего Рима.

Характеристика периода:

1) рабовладельческий строй;

2) развитие мореплавания, торговли, широкие культурные связи;

3) высокая ценность образования, искусства, спорта;

4) идеология: «Все познается в сравнении», «Всего должно быть в меру».

Периоды античной философии:

1) натурфилософия (VI-IV вв до н.э.);

2) классический период (IV-III вв до н.э.);

3) период эллинизма (III в до н.э.-III в н.э.).

Натурфилософия (Досократики)

Натурфило­софия - древнегреческие школы и направле­ния, существовавшие до Сократа, объединяет их особый инте­рес к происхождению мира и его целостной сущности. Основные проблемы, интересующие философов – проблема единого и многого, проблема познания (разум или ощущения являются истинным источником знания). Они ищут доступные познанию причины природных явлений, первоосновы мира. Натурфилософы заложили основу современным естественным наукам.

Одно из делений досократических школ:

• ионийская (милетская) - Фалес, Анаксимандр, Анаксимен, Гераклит;

• пифагорейская - Пифагор и его ученики;

• элейская - Парменид, Зенон;

• физиологическая - Эмпедокл, Анаксагор, Левкипп, Демокрит;

• софисты - Протагор, Продик, Гиппий, Горгий.

Первым философом считается Фалес из Милета (ок. 625—547 до н.э.) - родоначальник европейской науки и философии; математик, астроном и политический деятель, пользовавшийся уважением сограждан.

Фалес выдвинул идею субстанции — первоосновы всего, обобщив все многообразие в едино-сущее и усмотрев начало всего во влаге или воде: ведь она пронизывает собой все. Фалес впервые попытался найти физическую основу бытия без посредства мифов. Положил начало естественному объяснению природы.

Он полагал, что душа раз­лита во всем сущем.

Гераклит Эфесский (ок. 530 - 470 до н.э .) - великий диалектик античности. Его называли «темным», так как современники не понимали его речей. Гераклит записал свои идеи в книге, находящейся в храме Артемиды. Считая, что умный прочтет и поймет его идеи, а остальным они не нужны.

Все существующее, по Гераклиту, постоянно переходит из одного состояния в другое. Ему принадлежат знаменитые слова: «Все течет, все изменяется, в одну и ту же реку нельзя войти дважды». Переход явления из одного состояния в другое совершается через борьбу противоположностей, которую он называл вечным всеоб­щим Логосом, т.е. единым, общим для всего существования законом. Мир не создан никем из богов и никем из людей, а был, есть и будет вечно живым огнем, закономерно воспламеня­ющимся и закономерно угасающим. Разум правит всем через все. Гераклит яркий представитель религиозного движения своего времени. Душа бессмертна, смерть есть рож­дение души для новой жизни.

Пифагор с о. Самос (VI в. до н.э.) - древнегреческий философ и матема­тик. Исходная позиция Пифагора - все есть число. Единица – точка, два – прямая, три – плоскость, четыре – пространство. Пифагорейцы видели в числе и математических отношениях объяснения скрытого смысла явлений, законов природы. Они достигли немалых успехов в по­исках гармонии, обусловленной мерой и числом, математической пропорциональностью.

Пифагор учил, что душа бессмертна. Учение о переселении душ в сочетании «памятью предков» и родстве всех живых существ. Все происходящее в мире повторяется через определенные периоды времени.

Парменид Элейский (ок. 540 - ок. 470 гг. до н. э.) – древнегреческий философ, основоположник элейской школы. Представлял мир в виде не подвижного заполненного шара, у которого центр везде, нет начала и конца. Мир не подвижен и не делим, он вечен – нет прошлого, настоящего и будущего, нет движения.

Демокрит из Абдера (ок. 460 – ок. 370 до н.э.) – древнегреческий философ, ученик Левкиппа, один из основателей атомистики. Он признавал два первоначала: атомы и пустоту. Атомы (неделимые частицы материи) неизменны, они вечны и находятся в постоянном движении и отличаются друг от друга лишь формой, величиной, положением и порядком. Такие свойства вещей как звук, цвет, вкус и др. атомам не присущи, а существуют лишь условно. Из соединения атомов образуются тела, распад атомов ведет к их гибели. Бесконечное множество атомов движется в бесконечной пустоте, это приводит к рождению и гибели миров.

Из этих школ резко выделяются софисты - своей ориентацией на человека, на социальные вопросы, на практические действия в повседневных ситуациях. Они обучали приемам и фор­мам доказательства и в конкретных случаях, и обобщая их как об­разцы политической деятельности и философствования. Доказывать и доказать можно все что угодно. Истина относительна и язык многозначен. Взгляды софистов сыграли существенную роль и в теории познания и линг­вистике. (Протагор, Горгий (V в. до нашей эры)

Классический период или период высокого интеллектуализма

Философы обращают внимание на духовный мир человека, на проблемы общества, государства, нравственности.

Сократ (469-399 до н.э.). Внес вклад в логику, один из родоначальников диалек­тики.

Сократ стремился доказать целесообразность и разумность как мира, так и человека. Он совершил поворот в развитии философии, впервые поставив в центр философствования человека, его сущ­ность, внутренние противоречия его души. Познание переходит от философского сомнения «я знаю, что я ничего не знаю» к рождению истины посредством самопознания. Сократ возвел изречение дельфийско­го оракула: «Познай самого себя!». «В споре рождается истина».

Сократ развивал принципы рационализма, т.е. добродетель проистекает из знания и человек, знающий, что такое добро, не станет поступать дурно. Душа бессмертна, он верил в Бога.

Политические воззрения Сократа: власть в государстве должна принадлежать «лучшим», т.е. опыт­ным, честным, справедливым, порядочным и непременно обладаю­щим искусством государственного управления.

Платон (427-347 до н.э.) - великий древнегреческий мыслитель, ученик Сократа, оказавший и оказывающий влияние на всю мировую философскую культуру.

Платон считал, что космос полон божественного смысла, это царство идей (эйдосов), вечных, нетленных и пре­бывающих в своей лучезарной красоте. Мир по природе двойствен: видимый мир изменчивых предметов (многого, материи) и невиди­мый мир идей (единого). Так, отдельные деревья появляются и исчезают, а идея дерева остается неизменной.

Идея - это смысл, сущность вещи. Высшая идея - это идея аб­солютного добра. Истинные идеи находятся в третьем мире, по ту сторону неба. Идея богов - важнейшие условие устойчивости общественного миропорядка.

Душа человека, по Платону, до его рож­дения пребывает в царстве чистой мысли и красоты. Затем она по­падает на грешную землю, временно находясь в человеческом теле, как узник в темнице. Человека нельзя ничему научить, можно лишь помочь вспомнить, то, что душа знала до рождения. Душа сама из­бирает свой жребий: свою участь, судь­бу. Разумная часть души - основа добродетели и мудрости, пылкая - мужества; преодоление же чувственности есть добродетель благоразумия. Задача человека со­стоит в том, чтобы освободить душу от всего телесного, сосредото­чить ее на себе, на внутреннем мире умозрения и иметь дело только с истинным и вечным. Именно таким путем душа может восстать из своего падения в пучину чувственного мира и вернуться к исход­ному, обнаженному состоянию.

Истинная любовь для Платона духовна, лишена физического влечения (платоническая любовь).

Учение о государст­ве. «Идеальное государство» является сообществом земледельцев, ремесленников, производящих все необходимое для поддержания жизни граждан, воинов, охраняющих безопасность, и философов-правителей, которые мудро и справедливо управ­ляют. Оно должно покровительствовать религии, воспитывать в гражданах благочестие, бороться против всякого рода нечестивых.

Аристотель (384-322 до н.э.) - энциклопедический учёный, основоположник логики. Ученик Платона, учитель Александра Македонского, основоположник ликея. Он сумел рассмотреть отдельные науки с точки зрения философии. Его классификация научного знания послужила основой для создания современной системы научного знания. Логику он отделил от метафизики (исследует главные, основные причины мира, вещей), разработал геоцентрическую систему (Земля – центр мира). Написал: «Метафизика».

Проблема единого и много - форма (единое) и материя (многое) неразрывно связаны между собой. Двигателем мира яв­ляется Бог - форма всех форм, вершина мироздания. Материя вечна, несотворима и неуничто­жима. Материя не может возникнуть из ничего, не может также увеличиться или уменьшиться в своем количестве. Но сама по себе материя инертна, пассивна. Чтобы ее возможности превратить в действительность, надо придать ей соответствующую форму (эйдос).

Аристотель дал анализ различ­ных «частей» души: памяти, эмоций, перехода от ощущений к об­щему восприятию, от него - к обобщенному представлению; от мнения через понятие - к знанию, а от непосредственно ощущае­мого желания - к разумной воле. Смерть тела освобождает душу для ее вечной жизни: душа вечна и бессмертна.

Знание начинается с ощущений. Основа­ние опыта - в ощущениях, в памяти и привычке. Формами истинно научного знания являют­ся понятия, представляющие сущность вещи. Он сформулировал ло­гические законы тождества, противоречия и исключенного третье­го, а также разработал учение о силлогизмах, в котором рассматри­ваются всевозможные виды умозаключений в процессе рассуж­дений (является основоположником логики).

Добродетельно то, счи­тал Аристотель, что служит интересам общества, что укрепляет социальный порядок. Добродетели - интеллектуальные и воле­вые (добродетели характера). Решающее значение имеют интеллек­туальные добродетели: мудрость, разумная деятельность, благоразу­мие. Сущность добродетели - в сочетании мудрости и умеренности. Справедли­вым можно быть лишь по отношению к другому, а забота о другом в есть проявление заботы об обществе.

Человек - политическое существо, т.е. социаль­ное, и он несет в себе инстинктивное стремление к «совместному сожительству». Государство возникло в результате создается общение ради благой жизни между семействами и родами, ради со­вершенной и достаточной для самой себя жизни. Аристотель выделял три правильные формы государственного правления: монархия, аристократия и полития. Отклонение от монархии дает тиранию, отклонение от аристократии - олигархию, от политии - демократию. В основе общественных потрясений - имущественное неравенство. При любом государст­венном строе общим правилом должно быть: ни одно­му гражданину не следует давать возможности чрезмерно увеличи­вать свою политическую силу сверх надлежащей меры.

Период эллинизма

Киники. Антисфен (ок. 450 - ок. 360 до н.э.), Диоген (ок. 400 - ок. 325 до н.э) и их последователи, проповедовали верховенство природы и разума, единство всего существующего и ничтожность всех искусственных и исторически разделенных границ, ратуя за принцип космополи­тизма. Человек по самой своей природе имеет высшее достоинство и назначение, состоящее в свободе от внешних привязанностей, за­блуждений и страстей - в непоколебимой доблести духа. Отсюда их осуждения правительства, частной собственности, института брака, рабства, и презрение ко всяким условнос­тям и приличиям - в манерах, одежде, пище. Мир плох, поэтому надо научиться жить независимо от него; блага жизни непрочны - не следует стремиться к ним. Моральная свобода - это освобождение от желаний. Идеал мудреца - опрощение и смирение.

Диоген (ок. 412 – 323)– киник из Синопа – греческий философ. Считал, что человек изначально морален, самодостаточен, он должен удовлетворять лишь необходимые биологические и социальные потребности, для его развития достаточно размышлений. Диоген отказался от материальных ценностей, жил в бочке, одевался в отрепья, просил милостыню.

Эпикуризм. Основоположник - Эпикур Самосский (341 -270 до н.э.). Основным принципом эпикурейцев является удовольствие - принцип гедонизма.Счастье и блаженство - высшие цели и ценности жизни. Счастливая жизнь - разумная, нравственная и справедливая жизнь, дающая безмятежность духа и здоровье тела. Средство достижения такой жизни - познание Вселенной, ее законов, а также познание человека и об­щества, в котором он живет. Мировоззрение отличается созерцательность, благочестие и богопочитание. Ни боги, ни общество не могут дать человеку счастье. Оно - в нем самом, в его духовных наслаждениях и независимости от суетного и преходящего. Составляющие счастье - невозмутимость души, отсутствие телесных страданий и замена государства дружбой. Источник истинного знания – единство чувственных восприятий и общих представлений, основанных на них. Заблуждение объяснял несовершенством человеческого мышления.

Весь мир состоит из атомов, но разных, поэтому боги не могут вмешиваться в судьбу людей.

Скептицизм. Острое ощущение непознанности, переходящей в непознаваемость мира, осознание относительности даже самых ус­тойчивых представлений о нем, социальные катаклизмы, познава­тельная традиция — все это привело к формированию такого на­правления античной философии, как скептицизм. На воззрения главного его создателя и представителя Пиррона (ок. 360 – ок. 270 до н. э.) сильное влияние оказала философия Демокрита. Основной принцип жизни, по Пиррону, безмятежность (атараксия). Философ стремится к счастью, но оно состоит в невозмутимости и отсутствии страданий.

Поскольку невозможно познать суть вещей, мы не можем гово­рить ни о прекрасном, ни о безобразном, ни о справедливом, ни о несправедливом. Отсюда вывод: воздержи­ваться от каких-либо суждений о чем-либо. Этим достигается ата­раксия, в которой и состоит единственно доступное для философа счастье.

Стоицизм. Учение стоиков просуществовало более шести веков. Это свидетельствует о востребованности и о значимости этих взглядов. Наиболее известны поздние стоики Древнего Рима Сенека, Марк Аврелий (3-й этап стоицизма), но основателем стоицизма считается философ III в. до н.э. Зенон Китионский. Вто­рой этап (конец II - сер. I в. до н.э.) представляют древнегре­ческие философы Посидоний и Панеций.

Жизнь полна страданий и катастроф, человек должен всегда быть готовым к ним. Мудрецу присущи умеренность, муже­ственность, рассудительность и справедливость.Из воли исходят все добродетели. В мире господствует принцип всеобщей целесообразности, как добра, так и зла. Покорность, вы­носливость и стойкое перенесение жизненных невзгод, есть проявление свободы: если все предопределено, если ничего в этом мире изменить нельзя, то высшие свобода и достоинство человека могут заключаться только в стойкости и непротивлении злу.

Все человеческие существа равны по природе. В период прав­ления Марка Аврелия было улучшено положение женщин и рабов. Учение стоиков послужило одной из основ ранне­го христианства.

Контрольные вопросы:

1) Перечислите периоды философии Античности.

2) Назовите представителей натурфилософии.

3) Что общего и особенного в идеях натурфилософов.

4) Почему Сократ считается основоположником классической философии?

5) Сравните идеи Платона и Аристотеля.

6) Охарактеризуйте философию эпохи Эллинизма.

 

Философия средневековья (V-XV века)

Характеристика периода:

1) феодальный строй, натуральное хозяйство, монархия;

2) основу идеологии составляют религиозные учения;

3) человек – грешное подобие бога;

4) низкий уровень образованности населения.

Патристика (учение отцов церкви). Крупнейшими философами средневековья были Отцы церкви (от лат. pater — отец произошло название этого богословско-философского направления). Они решали проблемы бытия Бога, обоснования Его триединой сущности, отношения веры и разума, Божественной предопределенности бренной человечес­кой жизни, возможности загробного спасения души, проблемы су­ществования зла в мире и подобные им. В патристике прослежива­ется влияние учения Платона, пришедшего в это направление через раннее христианство.

Августин Блаженный Аврелий (354-430) – Епископ гиппонский (в сев. Африке), христианский богослов и философ – один из «отцов церкви», влиятельный проповедник, основатель христианской философии. В своём сочинение «О граде божьем» он противопоставляет «Земному граду» - (греховному, светскому, основанному на любви к себе) – «Град божий» (всемирное господство церкви). В работе «Исповедь» он показал противоречивость развития личности.

Ближневосточная философия. Если в Европе в X-XI вв. наблюдались серьезные перемены в духовной жизни и отрицание антич­ного наследия, то на Востоке, прежде всего в арабских странах, в этот период происходит значительный подъем, своего рода Предвозрождение. Впрочем, это название не вполне точно, так как здесь скорее надо говорить о преемственности идей античности.

Ближнем Востоке, в частности в Средней Азии, наблюдается значительный подъем во всех сферах жизни. Особенно заметен он в искусстве, науке, философии. Последняя испытала оп­ределяющее влияние идей Аристотеля. В соответствии с этими идеями ведущие восточные философы-энциклопедисты развивают культ Разума и познания. Их ин­тересуют проблемы Бога, творения, мировой души, бессмертия, воз­можностей и границ познания.

Схоластика. СIX—X вв. ведущее положение в богословском философствовании Европы занимает схоластика. Изменения в философии связанны с разделением христианской церкви на католическую и православную ветви.

На передний план для схоластов выходят отношения разума и веры, религии и науки. По проблеме троич­ности Бога развернулись ожесточенные споры между номиналиста­ми и реалистами. Схо­ластика допускала анализ христианского вероучения с позиций не только теологии, но и философии. Была «реабилитирована» и античная фило­софия, ряд положений которой активно переосмысливаются веду­щими схоластами в духе аристотелизма с его «реализмом» и четкой логикой.

Реализм - общие понятия существуют. Доказательство бытия Бога Ансельмом Кентерберийским сводилось к тому, что Высшее существо может существовать только реально; если оно - лишь мыслимо, то оно не может быть высшим. Раз Бог как высшее существо реален, то реальны и общие понятия - универсалии. Эти выводы основывались на положении Аристотеля о существовании общего в неразрывной связи с единичным, являясь его формой. Ре­альное существование общего, универсалий говорило о реальности бытия Бога. Отсюда поддержка этого направления официальной церковью. Сторон­ники реализма получили название реалистов.

Номинализм – его представители считали, что общее присутствует только в человеческом разуме, в мышлении. Они отрицали существование общего как в самой вещи, так и до вещи, считали универсалии лишь именами вещей, «звуками голоса» — «номена» (отсюда название направления). По мнению номиналистов, существует только индивидуальное и лишь оно может быть предме­том познания.

Крайности реализма и номинализма попытался примирить П.Абеляр (1079 - 1142)– французский философ и теолог, который в целом стоял на номиналистических позициях. Для этого он выработал объединяющую, примирительную формулу концептуализма. Согласно этой теории универсалии не обладают самостоятельной реальностью, реально существуют лишь отдельные вещи; универсалии же обретают известную реальность в сфере ума в качестве понятий, представляющих собой результат абстрагиро­вания и обобщения отдельных свойств вещей.

Фома Аквинский ( 1225-1274) - самый крупный представитель схоластической философии. Его основной двухтомник «Сумма против язычников» касается философско-теологических вопросов и не затрагивает проблемы природы.

Исходя во многом из учения Аристотеля, Фома Аквинский рассматривал Бога как первопричину и конечную цель сущего, как «чис­тую форму», «чистую актуальность». Сущность всего телесного за­ключается в единстве формы и материи. Фома канонизировал хрис­тианское понимание соотношения идеального и материального как соотношение изначального принципа формы («принципа порядка») с колеблющимся и неустановившимся принципом материи («слабей­шим видом бытия»). Слияние первопринципа формы и материи рождает мир индивидуальных явлений.

Индивидуальность человека - это единство души и тела, именно душа обладает животворящей силой человеческого ор­ганизма. Душа нематериальна и самосуща: она субстанция, обре­тающая свою полноту лишь в единстве с телом. Душа бессмертна.

Контрольные вопросы:

1. Охарактеризуйте философию Средневековья.

2.Сравните идея Августина Блаженного и Фомы Аквинского.

3. Что такое патристика?

4. Что такое схоластика

5. Сравните номинализм и реализм.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 588; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.076 сек.