КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Специализация и концентрация производства в общественном питании и торговле
Специализация — форма общественной организации производства, обусловленная разделением труда и изменением отраслевой структуры на уровне отраслей народного хозяйства. Специализация является одним из основных направлений совершенствования работы предприятий общественного питания и торговли. Она способствует облегчению труда работников и росту его производительности, более эффективному использованию материально-технической базы предприятия, оказывает положительное влияние на качество обслуживания покупателей. Общественное питание в классификации отраслей хозяйственного комплекса относится к сфере материального производства, а по организации производства предприятия общественного питания сходны с предприятиями пищевой промышленности. Однако в отличие от них предприятия общественного питания вырабатывают продукцию, которая не подлежит длительному хранению. По характеру реализации продукции предприятия общественного питания отличаются и от предприятий розничной торговли, поскольку не только реализуют продукцию, но и организуют ее потребление, а также предоставляют населению услуги, не свойственные торговле. Соответственно формы специализации в торговле и общественном питании существенно различаются. В общественном питании специализация осуществляется, как правило, в двух формах: предметная — обособление производства однородной или ограниченного ассортимента готовой продукции. Эта форма специализации характерна как для отрасли в целом, так и для отдельных предприятий. Предприятия общественного питания специализируются по ассортименту вырабатываемых блюд: пельменные, пирожковые, блинные, шашлычные, рестораны национальных кухонь и др.;
стадийная (технологическая) — обособление отдельных стадий или операций производственного процесса и превращение их в самостоятельные производства. Технологическая специализация в общественном питании проявляется в разделении процессов изготовления блюд и выделении на специализированных заготовочных предприятиях и кулинарных фабриках цехов по производству полуфабрикатов и кулинарных изделий. Предприятия торговли специализируются: по товарному профилю (признаку) — специализированный магазин, универмаг, универсам, магазин товаров повседневного спроса; характеру торгового обслуживания — торговля с заказом товара по почте или по телефону, торговые автоматы, торговля вразнос; относительному вниманию к ценам — магазин сниженных цен, магазин-склад, магазин, демонстрационный зал, торгующий по каталогу. Специализация магазинов по товарному признаку предусматривает ограничение их деятельности торговлей товарами отдельных видов или групп при одновременном расширении внутригруппового ассортимента. Исходя из широты и насыщенности ассортимента выделяют основные типы магазинов: специализированный магазин предлагает узкий ассортимент товаров одной конкретной группы - обувь, ткани, одежду, хлебобулочные изделия и др.; универмаг реализует товары разных групп (обычно одежду), предметы домашнего обихода и хозяйственные товары. Каждой ассортиментной группе товаров выделен специальный отдел, который работает с собственными поставщиками; универсам - сравнительно крупное торговое предприятие самообслуживания, где продают продовольственные и непродовольственные товары многих товарных групп в специализированных секциях; магазины товаров повседневного спроса обычно имеют небольшие площади и предлагают ограниченный ассортимент ходовых товаров повседневного спроса. Они работают, как правило, без перерывов и выходных дней, часто круглосуточно и предлагают товары по сравнительно высоким ценам.
По характеру торгового обслуживания различают определенные формы внемагазинной торговли. Торговля с заказом по почте, телефону, интернету представляет собой деятельность по сбыту с использованием почтовых каналов или телефонных линий для сбора заказов и содействия в доставке проданных товаров. Она имеет несколько форм: торговля с заказом по каталогу осуществляется крупными торговыми компаниями. В целях освоения новых рынков и расширения своей деятельности они рассылают каталоги определенному кругу покупателей бесплатно или по номинальной цене. Такой подход практикуют предприятия торговли со смешанным ассортиментом, предлагающие исчерпывающий перечень товаров. В последнее время рассылкой каталогов стали заниматься и специализированные универмаги, стараясь сформировать рынок потребителей высшего и среднего класса; О «Директ мейл» предполагает рассылку почтовых отправлений — писем, листовок, проспектов — потенциальным клиентам, имена которых занесены в специальные рассылочные списки наиболее вероятных покупателей товаров той или иной категории; О продажи по интернету и телефону приобретают особую актуальность с развитием телефонной связи (в особенности сотовой телефонной связи) и компьютерных технологий. Торговцы обладают необходимыми компьютерными системами, которые осуществляют автоматический набор и передают потребителям обращения, заложенные в памяти компьютера. Торговля через торговые автоматы особенно быстрыми темпами развивалась в 1960-е гг. Преимущества таких автоматов заключаются в том, что они могут работать круглосуточно, без участия торгового персонала. Предметом торговли обычно бывают недорогие товары повседневного спроса, такие, как жевательная резинка, напитки, сигареты, почтовые конверты, открытки и т.п. Торговля вразнос осуществляется по принципу «в каждую дверь», в каждое учреждение или по принципу устройства торговых встреч на дому. Она удовлетворяет людей благодаря удобству, проявлению внимания к покупателю, присущих покупке на дому. Однако цены продаваемых подобным образом товаров весьма высокие, так как в них заложена значительная комиссия коммивояжера — 20—40 % суммы продаж.
Некоторые магазины продают свои товары по ценам ниже обычных за счет минимизации затрат по оказанию услуг и менее высокого качества. Предприятия торговли по ценовой стратегии разделяются на несколько видов: 0 магазины сниженных цен — практикуют самообслуживание, используют простое, функциональное торговое оборудование, делают акцент на марочных названиях общенационального распространения; о магазин-склад — размещается, как правило, на окраинах города, предоставляет ограниченный объем услуг; в таком магазине не осуществляется выкладка товаров на витрины в целях снижения затрат, что позволяет продавать товары по более низким ценам; о магазин-демзал (демонстрационный зал) - использует принцип торговли по каталогам, а также принцип торговли по сниженным ценам для сбыта широкого ассортимента ходовых марочных товаров, продающихся обычно с высокой наценкой. Показатели уровня специализации. Уровень специализации предприятий общественного питания и торговли характеризуется несколькими показателями. В общественном питании определяются: о удельный вес специализированного производства Усп, %, в общем объеме произведенной продукции: Усп=Д/До*100, где Вс — объем выработанной специализированным производством продукции, руб.; Во — общий объем произведенной продукции данного вида, руб.;
удельный вес специализированных предприятий и цехов Усц, %, которые выпускают данную продукцию (например, полуфабрикаты), в общем числе производственных единиц, занятых выпуском этой продукции; рассчитывается по формуле, аналогичной приведенной выше; о удельный вес основной (профильной) продукции Упр, %, в общем объеме вырабатываемой в отрасли продукции Во: Упр=Впр/ВохЖ; где Впр — объем производства основной (профильной) продукции, руб. В торговой сети уровень специализации характеризуется коэффициентом специализации
где Усп — количество специализированных магазинов в данном территориальном образовании; Уо — общее количество магазинов на данной территории. Уровень специализации определяется также как отношение торговой площади магазина или розничного товарооборота специализированных магазинов к товарообороту всех магазинов. Обоснование специализации производства и определение экономической эффективности базируется на сравнении экономических показателей в условиях специализированного и неспециализированного предприятия либо до специализации производства на данном предприятии и после нее. Основными показателями для определения экономической эффективности специализации служат: себестоимость продукции; транспортные расходы; сумма капитальных вложений, необходимых для осуществления специализации; срок окупаемости или коэффициент эффективности капитальных вложений при проведении специализации. Экономический эффект от специализации производства, не требующей капитальных затрат, определяют по формуле
где Э — условная годовая экономия от специализации производства, руб.; С] и С2 — полная себестоимость единицы продук
ции до проведения специализации и после нее, руб.; Тхш Т2 — транспортные расходы на доставку готовой продукции потребителю, приходящиеся на единицу продукции до проведения специализации и после нее, руб.; В2 — годовой выпуск продукции после проведения специализации, натуральные единицы. Экономическая эффективность специализации и кооперирования по совместному использованию объектов производственной инфраструктуры, требующих капитальных затрат, определяется по формуле приведенных затрат Кооперирование — это постоянная производственная связь между предприятиями, которая устанавливается на основе совместного выпуска продукции. Различают кооперирование по отраслевому и территориальному признакам. По отраслевому признаку кооперирование бывает внутриотраслевое, когда производственная связь осуществляется между предприятиями одной отрасли, и межотраслевое, когда производственная связь устанавливается между предприятиями различных отраслей. По территориальному признаку кооперирование бывает внутрирайонное, когда производственные связи установлены между предприятиями в пределах одного экономического или административного района, и межрайонное — между предприятиями, расположенными в разных экономических или административных районах. Процессы специализации и кооперирования производства неразрывно связаны. При этом выделяют: о кооперирование, органически связанное со специализацией и охватывающее специализированные производства, представляющие собой обособившиеся стадии единого процесса производства продукции; кооперирование, вытекающее из необходимости использования свободных производственных мощностей, выступающее как форма взаимопомощи предприятий, не находящихся в прямой взаимозависимости, и носящее временный характер. В общественном питании процесс кооперирования осуществляется главным образом в форме технологического кооперирования вследствие технологической специализации. При этом одно предприятие связано с другим как предприятие-смежник, поставляющее на головное предприятие продукцию определенной степени готовности. Например, кооперирование осуществляется между кулинарными фабриками и мясокомбинатами, колбасными заводами, мясоперерабатывающими заводами и другими предприятиями, получающими с мясокомбинатов шпик, кишки и проч. В современных условиях наиболее подготовленной базой для производства многих видов полуфабрикатов является пищевая промышленность. Привлечению предприятий пищевой промышленности к обеспечению потребностей общественного питания в полуфабрикатах и кулинарной продукции препятствует неравномерность географического расположения предприятий этой отрасли. Известно, что при разработке плана размещения предприятий пищевой промышленности руководствовались принципами: о приближения промышленного производства к источникам сырья, энергии и районам потребления продукции; о размещения предприятий во всех экономических районах с учетом их комплексного развития и профиля специализации, пропорционального промышленного развития всех районов страны. Поэтому размещение большинства предприятий пищевой промышленности не совпадает с расселением населения, в то время как предприятия общественного питания размещены равномерно, и их структура, как правило, в значительной степени соответствует численности населения территории. Уровень кооперирования определяется отношением количества сырья или полуфабрикатов, поставляемых на кооперированных началах, к общему объему переработанного сырья. Кооперирование осуществляется также на основе совместного использования несколькими предприятиями продукции одних и тех же вспомогательных производств. Так, производственная связь между предприятиями устанавливается по использованию горячей воды, пара, холода, электрической энергии, тары и проч., т.е. кооперируются предприятия, которые не имеют прямой производственной связи. Эта форма производственной связи между предприятиями относится к межотраслевому кооперированию и характерна для торговли. Экономическая эффективность кооперирования характеризуется теми же показателями, которые используются при обосновании специализации производства, и достигается в основном за счет экономии капитальных вложений и затрат на переработку сырья. Вместе с тем кооперирование объективно связано с дополнительными транспортными расходами на перевозку сырья, полуфабрикатов, материалов, тары. Поэтому при обосновании эффективности кооперирования учитывают совокупные приведенные затраты. Концентрация — сосредоточение все большей массы материальных, трудовых и финансовых ресурсов, объемов продаж товаров и массы прибыли на крупных предприятиях и объединениях предприятий. В общественном питании при характеристике масштабов предприятий, анализе и планировании концентрации производства используются натуральные показатели (численность работающих, выпуск продукции в натуральном выражении, производственная мощность предприятия) и стоимостные показатели (выпуск продукции, руб., среднегодовая стоимость основных производственных фондов). В большинстве отраслей при анализе уровня концентрации используется не один из перечисленных показателей, а система показателей. Особенности концентрации производства в общественном питании обусловлены тем, что производство продукции общественного питания непосредственно зависит от спроса на нее. Поскольку масштабы предприятия определяются прежде всего уровнем потребления продукции, производимой ими, а предприятия общепита максимально приближены к потребителю по месту работы, учебы, проживания, то, как правило, не возникает необходимости в их укрупнении. Наоборот, в условиях рыночной экономики предпочтение отдается малым предприятиям, ориентированным на определенный круг клиентов и максимально учитывающим их потребности. В торговле процессы концентрации протекают более быстрыми темпами, чем в общественном питании, что обусловлено рыночной целесообразностью — крупные торговые компании извлекают дополнительную прибыль от укрупнения. Основными показателями концентрации капитала в торговле принято считать: распространение новых типов предприятий, например супермаркетов, торговых центров, оптовых продовольственных рынков, современных центров мелкооптовых торговли и т.п.; увеличение размеров традиционных типов предприятий розничной торговли — универмагов, предприятий оптовой торговли; о увеличение годового оборота одного предприятия и среднегодовой численности его работников. Объединение предприятий торговли может осуществляться в следующих формах: о горизонтальная концентрация — объединение двух и более однородных по функциональному значению и товарному профилю предприятий торговли, находящихся в одном владении и образующих цепные торговые системы (например, розничные магазины «Пятерочка», «Копейка»); вертикальная концентрация — объединение, слияние, кооперация или взаимодействие функционально зависимых производителей, посредников, продавцов и потребителей данного продукта. Вертикально интегрированная организация формируется на основе подчинения смежных звеньев товародвижения одному из участников канала, который доминирует, так как обладает наибольшим экономическим потенциалом. В результате традиционные каналы товародвижения, состоящие из независимых производителей, посредников, продавцов и потребителей, превращаются в единую централизованно управляемую систему; диверсификация — подразделяется на два типа — внутриотраслевую диверсификацию, когда происходит объединение функционально независимых предприятий торговли различного профиля, и межотраслевую — объединение функционально независимых предприятий торговли и других отраслей хозяйственной деятельности. Развитие процессов концентрации в торговле является главной причиной возникновения торговых монополий, контроля крупнейшими торговыми корпорациями деятельности малых и средних предприятий торговли и других отраслей. Все это оказывает негативное влияние на развитие конкуренции в отрасли, так как крупный торговый капитал разнообразными методами оказывает давление на производителей товаров, спрос потребителей, уровень цен на товары. Подрыв свободной конкуренции при закупке товаров обусловлен тем, что крупные предприятия торговли могут предписывать формально самостоятельным компаниям условия производства товаров, закупочные цены и условия поставки товаров. В результате закупочные цены для крупных предприятий торговли оказываются ниже, чем для малых и средних. Снижение конкуренции при продаже товаров проявляется в реализации дифференцированной политики цен крупными торговыми предприятиями, т.е. ценовая политика зависит от степени популярности предприятия торговли на рынке. Такая возможность вызвана более низким уровнем издержек обращения предприятия торговли и закупками товаров по более выгодным ценам. Крупные предприятия торговли получают преимущества также благодаря монополизации удобных мест расположения магазинов и складов, проведению гибкой ассортиментной политики и активной массированной рекламы. Эти и другие преимущества дают возможность крупным предприятиям торговли получать больше прибыли на единицу авансированного капитала, чем на малых предприятиях. КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ 1. В чем суть такой формы общественной организации производства, как специализация? 2. Какие виды специализации производства характерны для предприятий общественного питания? 3. Какие формы специализации присущи предприятиям торговли? 4. Каковы отличительные черты видов производственной специализации в общественном питании и розничной торговле? Чем обусловливается их различие? 5. От каких факторов зависит длительность срока окупаемости вложений? 6. Что понимается под понятием концентрация? Распространена ли концентрация в общественном питании? Почему? 7. Какие формы объединений предприятий торговли существуют?
ПРОИЗВОДСТВО ПРОДУКЦИИ и товарооборот 5.1. Развитие розничного товарооборота Основу коммерческой деятельности торгового предприятия на потребительском рынке составляет процесс продажи товаров. Экономическое содержание этого процесса отражает товарооборот предприятия. Розничный товарооборот — объем реализации товаров в денежном выражении, который характеризует заключительный этап движения продукции из сферы обращения в сферу потребления. Розничный товарооборот отражает пропорции между производством и потреблением, спросом и предложением, реализацией и денежным обращением, объемом и структурой торговой сети, материальными и трудовыми ресурсами1. Товарооборот осуществляется процессом продвижения товаров на основании актов купли-продажи. Другими словами, содержание товарооборота как экономической категории определяют два признака: О наличие товара как объекта продажи; наличие продажи как формы продвижения товаров от производителя к потребителю. Только в совокупности два эти признака образуют категорию «товарооборот» Субъектами хозяйственной деятельности, осуществляющими розничный товарооборот, выступают: юридические лица, для которых основным видом деятельности является розничная торговля (включая предприятия розничной торговли потребительской кооперации); фирмы, выполняющие заказы по почте; о фирмы, организующие продажу с аукционов; физические лица (без регистрации юридического лица), осуществляющие продажу товаров на вещевых, смешанных и продовольственных рынках1. В состав розничного товарооборота принято включать стоимости продаж: товаров (новых и бывших в употреблении) населению: 1) за наличный расчет юридическими лицами, их обособленными подразделениями с помощью кредитных карточек по расчетным чекам сберегательных банков; по перечислениям со счетов вкладчиков по их поручениям (в товарообороте учитывается как продажа за наличный расчет); фирмами, организующими продажу товаров с аукциона, на борту самолетов и в пассажирских поездах (включается в товарооборот по времени сдачи магазину-складу денежной выручки бортпроводниками и проводниками поездов); 2) по безналичному расчету: населению фирмами по почтовым заказам на покупку товаров (включается в товарооборот по времени сдачи ими посылок в отделения связи); от дельным юридическим лицам (социального значения) продовольственных товаров из розничной торговой сети для организации питания обслуживаемых ими контингентов населения; товаров в кредит с рассрочкой платежа (в объем товарооборота включается полная стоимость товаров по ценам фактической реализации на момент получения товара покупателем); упаковки, имеющей свою индивидуальную цену (например, полиэтиленовые пакеты), при расфасовке продовольственных товаров в магазинах; товаров длительного пользования по образцам, например мебели, холодильников, легковых автомобилей и др. (включается в товарооборот по времени доставки или отпуска их покупателю независимо от времени уплаты денег); отдельных товаров (лекарственные средства, топливо и проч.) со скидкой ряду категорий населения (в объем товарооборота включается полная стоимость товаров); - печатных изданий - книг, газет, журналов и т.д. (включается в товарооборот по моменту выписки счета без учета стоимости доставки); - товаров, сданных на комиссию (включается в товарооборот по моменту продажи в объеме комиссионных вознаграждений, если предприятие торговли не является собственником товаров, или в размере полной стоимости, если предприятие торговли является собственником товаров); - порожней тары. Кроме того, в розничный товарооборот включается продажа через розничную сеть товаров юридическим лицам за наличный расчет. В состав розничного товарооборота не включаются: -стоимость возвращенных покупателями товаров, которые не выдержали гарантийных сроков службы; - стоимость проданных населению проездных билетов на все виды транспорта. Товарооборот определяется как сумма торговой выручки, сданной в банк или кассу, объема мелкооптовых продаж (по безналичному расчету) и расходов, произведенных за счет кассовой выручки (по документам). Развитие товарооборота торговых предприятий имеет большое значение в экономической и социальной политике страны. Это связано с тем, что товарооборот характеризует масштабы и уровень удовлетворения спроса населения на товары, стимулирует развитие производства и способствует ускорению оборота капитала производственных предприятий, в значительной степени определяет масштабы внешнеэкономической деятельности, денежного оборота, бюджетных поступлений и других макроэкономических показателей. Развитие розничного товарооборота тесно связано с такими экономическими показателями, как спрос и предложение товаров, товарные запасы, прибыль, численность работников, расходы на оплату труда. Товарооборот является важнейшей характеристикой деятельности предприятия розничной торговли, отражает конечный результат хозяйственной деятельности предприятия торговли; его сопоставление с объемом затраченных ресурсов (трудовых, материальных, финансовых) дает информацию об эффективности их использования (в обобщенном виде показатель эффективности характеризует соотношение результата и затрат). В зависимости от розничного товарооборота различают: О макроструктуру — общее, крупное деление товаров (народного потребления и производственно-технического назначения, продовольственные и непродовольственные); О товарно-групповую структуру — деление товаров по назначению, производственному происхождению (хлебобулочные изделия, овощи—фрукты, одежда, обувь, мебель, радио- и телеаппаратура, лесоматериалы, топливо, резинотехнические изделия и др.); товарно-ассортиментную структуру — соотношение отдельных видов товаров, входящих в определенные группы (одежда мужская, женская, детская; обувь мужская, женская, детская; мебель для жилья, служебных помещений и офисов, дачи и т.п.); о микроструктуру, которая учитывает удельный вес конкретной продукции в объеме реализации данного ассортимента (костюмы; пальто; спецодежда; обувь: зимняя, летняя, демисезонная; мебель: для гостиной, спальни, кухни; телевизоры: цветные, ЖК, плазменные, переносные и т.п.). На структуру розничного товарооборота оказывают влияние следующие факторы: о социально-демографические, т.е. соотношение численности городских и сельских жителей, рабочих, служащих, мужчин, женщин, детей, взрослого и пожилого населения и др.; экономические, а именно: соотношение между промышленным и сельскохозяйственным производством, специализация производства, квалификация работников, наличие и состояние транспортных коммуникаций, масштабы, расположение, материально-техническая база торговой сети, географическое положение региона; о климатические условия; о национальные особенности региона. В настоящее время в нашей стране очевидны положительные результаты рыночных преобразований в торговле: широкий ассортимент товаров, отсутствие ажиотажного спроса и унизительных очередей в магазинах, наличие слоя собственников, способных умело и энергично хозяйствовать, обеспечивая высокий уровень торгового обслуживания населения. Но низкий уровень платежеспособности населения, резкий спад производства и сохраняющаяся нестабильность товарного рынка оказывают негативное влияние на развитие розничного товарооборота. За последние годы изменилась структура розничного товарооборота: увеличилась доля продовольственных товаров и значительно уменьшилась доля непродовольственных. Это говорит об ухудшении качества жизни населения, которое стало тратить меньше денег на промышленные товары за счет увеличения расходов на питание. На фоне насыщенности товарами потребительского рынка в предприятиях розничной торговли повысилась оборачиваемость товарных запасов, следовательно, уменьшилось время пребывания товаров в торговле и достигнуто сокращение издержек обращения. Увеличение скорости обращения товаров связано прежде всего с ростом доли продовольственных товаров в структуре товарооборота, а также с улучшением снабжения предприятий товарами, благодаря чему нет нужды в значительных товарных запасах. Кроме того, происходят изменения в структуре розничного товарооборота по формам собственности: сокращение объема товарооборота, формирующегося в государственном секторе торговли, при постоянном увеличении доли негосударственного сектора торговли. Таким образом, можно сделать вывод о снижении объема товаров, поступающих в розничную торговлю непосредственно от предприятий-изготовителей. В то же время постоянно увеличивается объем товаров, поступающих в организации розничной торговли от оптовых, посреднических фирм и индивидуальных предпринимателей. Этот факт говорит об усилении позиций оптовых и посреднических организаций в обеспечении розничной торговли товарами, а также о том, что предприятия-изготовители в основном ориентируются на производство продукции, а для организации ее сбыта чаще привлекают посредников.
Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 4365; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |