Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Основные принципы размещения розничной торговой сети




Розничная торговая сеть — это совокупность розничных предприятий торговли и других торговых единиц, размещенных на определенной территории с целью продажи товаров и обслуживания покупателей1.

Розничная торговля осуществляет ряд функции1: исследует конъюнктуру, сложившуюся на товарном рынке; определяет спрос и предложение на конкретные виды товаров; осуществляет поиск товаров, необходимых для розничной тор­говли;

> проводит отбор товаров, их сортировку при составлении требуемого ассортимента;

> осуществляет оплату товаров, принятых от поставщиков;

> проводит операции по приему, хранению, маркировке и реализации товаров, устанавливает на них цены;

> оказывает поставщикам, потребителям транспортно-экспедиционные, консультационные, рекламные, информационные и

другие услуги.

Основными показателями качества розничной торговой сети выступают:

-соотношение количества предприятий по торговле продоволь­ственными и непродовольственными товарами; о удельный вес специализированных магазинов в общем коли­честве торговых предприятий;

- используемые формы продажи и методы обслуживания; о соотношение торговых и неторговых площадей магазина, ис­пользуемых для реализации отдельных групп товаров; о продолжительность использования торговой площади в тече­ние дня (режим работы);

- соотношение торговой площади предприятий, расположен­ных в отдельно стоящих и встроенных зданиях;

-удельный вес магазинов, обеспеченных холодильным обору­дованием, в том числе предприятий, торгующих скоропортя­щимися товарами;

- средняя торговая площадь одного магазина; о плотность торговой сети - число торговых единиц, приходя­щихся на 10 000 жителей;

-обеспеченность населения розничной торговой сетью — торго­вая площадь, приходящаяся на 1000 жителей; 0 общее число предприятий торговли.

Классификация предприятий розничной торговли являет­ся одним из важнейших направлений управления торговой сетью. Необходимость классификации магазинов вызывается широтой и разнообразием ассортимента товаров, постоянным его усложнением.

Предприятия розничной торговли в соответствии с введен­ным с 2002 г. ГОСТ Р 51773—2001 классифицируют по видам и типам1.

В зависимости от ассортимента реализуемых товаров выде­ляют магазины:

-специализированные — предприятия розничной торговли, реализующие одну группу товаров, например хлебобулочные изделия, молочные продукты, обувь, одежду и т.п.;

- неспециализированные — магазины с комбинированным ас­сортиментом товаров, реализующие несколько групп товаров, связанных общностью спроса и удовлетворяющих отдельные потребности покупателей (магазины «Продукты», «Промтова­ры», «Все для дома», «Товары для женщин» и др.), а также мага­зины со смешанным ассортиментом — предприятия рознич­ной торговли, реализующее отдельные виды продовольствен­ных и непродовольственных товаров;

- универсальные — предприятия розничной торговли, реализу­ющие универсальный ассортимент продовольственных и не­продовольственных товаров («Универмаг», «Универсам» и т.д.). Каждый вид магазина (за исключением неспециализи­рованных магазинов со смешанным ассортиментом товаров) классифицируют в зависимости от торговой площади и приме­няемых форм торгового обслуживания:

- гипермаркет — реализует продовольственные и непродоволь­ственные товары универсального ассортимента преимущест­венно по форме самообслуживания. Торговая площадь от 5000 кв. м;

5 универмаг — реализует непродовольственные товары универ­сального ассортимента, используя различные формы торгово­го обслуживания покупателей. Торговая площадь в городской торговле не менее 3500 кв. м, в сельской торговле — не менее

универмаг «Детский мир» — реализует непродовольственные товары универсального ассортимента для детей, используя раз­личные формы торгового обслуживания покупателей. Торго­вая площадь от 2500 кв. м;

магазин-склад — реализует продовольственные и (или) непродо­вольственные товары универсального ассортимента, используя форму самообслуживания преимущественно из транспортной тары (ящики, контейнеры и др.), населению, а также предпри­ятиям (индивидуальным предпринимателям) для последующей перепродажи, использования в мелком производстве или оказа­ния услуг населению. Торговая площадь от 650 кв. м; > универсам (супермаркет) — реализует продовольственные това­ры универсального ассортимента и непродовольственные това­ры частого спроса, используя преимущественно форму самооб­служивания. Торговая площадь от 400 кв. м; о гастроном — реализует продовольственные товары универсаль­ного ассортимента с преобладанием в нем гастрономии с инди­видуальным обслуживанием покупателей через прилавок. Тор­говая площадь от 400 кв. м;

магазин товаров повседневного спроса - реализует продоволь­ственные и непродовольственные товары частого спроса, ис­пользуя преимущественно форму самообслуживания. Торго­вая площадь от 100 кв. м;

магазин «Продукты» (минимаркет) - реализует продовольственные товары узкого ассортимента, основные из которых хлебобулочные изделия, кондитерские товары, гастрономия, винно-водочные изделия, пиво, безалкогольные напитки; форма обслуживания — индивидуальное через прилавок. Торговая площадь

от 18 кв. м;

: о дом торговли - реализует товарные комплексы предметов туа­лета и гардероба для мужчин и женщин, использует различные формы торгового обслуживания покупателей. Торговая площадь от 1000 кв. м;

: о магазин «Промтовары» — реализует непродовольственные то-

вары узкого ассортимента, основные из которых швейные и

трикотажные изделия, обувь, галантерея, парфюмерия. Торговая площадь от 18 кв. м;

комиссионный магазин — осуществляет продажу товаров, при­нятых от организаций или отдельных лиц на комиссионных началах.

Рациональное размещение магазинов на территории населен­ного пункта является важным условием эффективности функ­ционирования розничной торговой сети.

При размещении магазинов в городах учитывают следу­ющие факторы:

о градостроительные — площадь города, форма плана (компакт­ная, расчлененная и др.), функциональное зонирование терри­тории (селитебная, промышленная, коммунально-складская, транспортная и др.), плотность населения, размещение адми­нистративных и культурных центров, спортивных комплексов, мест приложения труда;

о транспортные — направление и интенсивность основных пото­ков движения, развитие средств общественного и индиви­дуального транспорта, размещение остановок наземного транспорта, станций метро;

о социальные — необходимость снижения совокупных затрат вре­мени на посещение магазинов;

о экономические - обеспечение эффективного использования инвестиций.

Вопросы размещения каждого конкретного магазина нель­зя решать в отрыве от всей структуры торговой сети. Они долж­ны рассматриваться комплексно, с учетом назначения каждого магазина, его взаимосвязи с другими и роли в общей системе торгового обслуживания.

Размещение магазинов розничной торговой сети бывает равномерное, групповое и ступенчатое.

Равномерное размещение магазинов предполагает их распо­ложение равномерно по всей территории города с учетом плот­ности населения. Этот принцип применим не ко всей торговой сети, а лишь к однотипным магазинам, прежде всего к магази­нам товаров повседневного и частого спроса, к которым отно­сится значительная часть продовольственных товаров. Такие магазины обслуживают в основном постоянный контингент покупателей.

Групповое размещение магазинов предполагает террито­риальное сближение магазинов различного товарного профи­ля, осуществляющих продажу товаров, связанных комплекс­ностью спроса, или взаимозаменяемых. При отсутствии уни­версального продовольственного магазина или универсама такое комплексное размещение небольших магазинов по про­даже хлебобулочных изделий, молока, мяса, рыбы, овощей и т.п. позволяет сократить затраты времени покупателей на приобретение товаров.

Ступенчатое размещение магазинов предполагает концен­трацию широкого ассортимента товаров или только товаров периодического и редкого спроса в магазинах общегородского значения и максимальное приближение магазинов товаров частого и повседневного спроса к месту жительства покупате­лей. Такие магазины имеют небольшой радиус обслуживания, тогда как магазины, торгующие максимально широким ассор­тиментом товаров или только товарами периодического и ред­кого спроса, имеют радиус деятельности, включающий рай­оны деятельности магазинов первой ступени.

Функциональная система размещения торговой сети сложи­лась на основе указанных выше методов, действующих одно­временно. В соответствии с этой системой торговая сеть города подразделяется на две взаимосвязанные группы магазинов — местного и городского значения.

Магазины местного значения, обеспечивающие население основными продовольственными и непродовольственными то­варами повседневного и частого спроса, размещаются так, что­бы обеспечить минимальные затраты времени потребителя на посещение и обслуживание. Такие магазины размещают отно­сительно равномерно в жилой зоне города (микрорайонах, жи­лых районах, жилых комплексах и других жилых образованиях) с учетом остановок общественного транспорта и основных на­правлений пешеходных потоков; они обслуживают население в пределах пешеходной доступности («шаговой доступности»).

Магазины городского значения предоставляют населению максимальный выбор товаров и услуг, удовлетворяющих за­просы и отвечающих вкусам разных людей. К предприятиям городского значения относятся: универмаг, магазин типа «Гастроном» и специализированные магазины. Их размещают в об­щегородском центре, центрах планировочных районов, на площадях и главных магистралях города с учетом транспорт­ной доступности.

В зависимости от специфики обслуживания потребителей розничная торговля подразделяется на стационарную, пере­движную, посылочную.

Стационарная торговая сеть наиболее распространена и включает в себя как крупные современные, технически обору­дованные магазины, так и ларьки, палатки, киоски, торговые автоматы. При этом выделяют магазины самообслуживания, где покупатель имеет свободный доступ к товарам.

Разновидностью стационарной торговли являются магази­ны типа «магазин-склад», где товары не выкладываются на витрины, полки, что значительно снижает расходы по их по­грузке, разгрузке, укладке, поэтому продажа товаров здесь осу­ществляется по более низким ценам. Такие магазины работа­ют, как правило, на окраинах крупных городов.

В магазинах, торгующих товарами по каталогам, торговля основана на предварительном отборе товара. Каталоги либо раздают потенциальным покупателям, посетившим данный магазин, либо рассылают им по почте. Покупатель, изучив ка­талоги, отобрав товар, направляет заказ с указанием своих рек­визитов в магазин по почте, телефону, интернету. Магазин принимает решение об отгрузке товара покупателю. При нали­чии в магазине демонстрационного зала покупатель может лично выбрать необходимый ему товар.

Организация продажи товаров через торговые автоматы имеет немалые потенциальные возможности. Торговые авто­маты могут работать круглосуточно, не требуют торгового пер­сонала. Они устанавливаются внутри магазина или вне его — на улицах, вокзалах, в кафе, вестибюлях гостиниц и т.д. Предме­том торговли обычно бывают определенный круг товаров повседневного спроса — напитки, бутерброды, жевательная ре­зинка, сигареты, канцелярские принадлежности, почтовые конверты, открытки и др.

Передвижная торговая сеть предполагает приближение то­вара к покупателю и оперативное его обслуживание. Эта тор­говля может быть развозной с использованием автоматов, вагонолавок или разносной с применением лотков и других не­сложных устройств. Разновидностью данного вида торговли является прямая продажа на дому, когда торговые агенты изго­товителей, сбытовых, посреднических и предприятий торгов­ли поставляют и реализуют продукцию непосредственно поку­пателю.

Посылочная торговля занимается обеспечением населе­ния, предприятий, организаций книжной продукцией, канц­товарами, аудио- и видеозаписями, радио- и телеаппарату­рой, лекарственными средствами. С помощью такой формы торговли потребители могут получать и некоторую продук­цию производственно-технического назначения — запасные части, инструменты, резинотехнические изделия, метизы, подшипники и др.

Развитие материально-технической базы розничной торговли в

России в настоящее время осуществляется преимущественно с помощью частных лиц. Субъекты предпринимательской дея­тельности самостоятельно формируют розничную сеть, исходя из имеющихся финансовых и материальных ресурсов, часто весьма ограниченных. Поэтому в стране за последние годы увеличилось число объектов мелкорозничной сети — киос­ков, палаток и т.п. Этот процесс неоднозначно воздействует на торговое обслуживание. С одной стороны, увеличение числа пунктов реализации товаров способствует сокращению време­ни покупателей на поиск и приобретение товаров, созданию конкурентной среды.

С другой стороны, опережающие темпы роста числа объек­тов мелкорозничной сети отрицательно сказываются на разви­тии процессов формирования торговой сети в целом:

мелкорозничная сеть не способствует развитию производства, о чем свидетельствует однообразный ассортимент реализу­емой импортной продукции;

многообразие и многочисленность объектов мелкорозничной сети нарушают архитектурный ансамбль городов;

отсутствие условий хранения продукции, несоблюдение сани­тарных норм отрицательно влияют на качество товаров, здо­ровье потребителей;

для покупателей, среднедушевой доход которых равен или немного превышает прожиточный минимум;

специализированные магазины, крупные универмаги, супермар­кеты и гипермаркеты, находящиеся главным образом в централь­ных торговых зонах, торгующие высококачественными дороги­ми товарами, — для покупателей, среднедушевой доход которых значительно превосходит прожиточный минимум.

В каждой группе торговых предприятий проводится раз­личная ассортиментная и ценовая политика, предоставляется различный набор и уровень торговых услуг, разный уровень технического оснащения и оформления интерьера.

Обострение конкуренции привело к появлению новых под­ходов к развитию розничных предприятий. Современные кон­цепции развития торговли основаны на идеях формирования общего ассортимента и стандарта обслуживания населения. При этом предусматриваются создание единообразного внеш­него облика и внутреннего оформления магазинов, использо­вание схожего оборудования, применение единых принципов ассортиментной политики и методов продажи товаров. В такие концепции обычно включают следующие разделы: ассорти­ментные перечни товаров; схемы размещения оборудования и товаров; указания по организации расчетных узлов, определе­нию зон самообслуживания и продажи определенных товаров через прилавок; перечни дополнительных услуг; порядок фор­мирования цен, предоставления скидок на отдельные товары; требования к качеству товаров; эскизы современного оформ­ления продуктов питания и фирменной одежды персонала; об­разцы ценников и др.

«Торговые цепи» различного рода предоставляют наиболь­шие возможности для реализации концепций развития роз­ничной торговой сети. В зарубежной практике в их составе преобладают:

О продовольственные магазины самообслуживания с сопутст­вующими непродовольственными товарами, рассчитанные на каждодневные покупки (супермаркеты);

о крупные универсальные магазины, расположенные преиму­щественно в пригородах и на трассах, имеющие большие сто­янки для автомобилей и рассчитанные в основном на закупки товаров на неделю или более длительный период (гипермаркеты);

магазины-дискаунты, торгующие товарами по ценам, более низким по сравнению с другими предприятиями торговли.

Подобные тенденции в формировании торговой сети полу­чили развитие и в России.

Особенность современных торговых корпоративных организаций в том, что они стремятся вовлечь потребителей в I корпоративные интересы, сформировать постоянные груп пы «лояльных клиентов», приверженных покупкам товаров в I торговых предприятиях данной корпорации. Так, для постоянных покупателей предусматриваются введение корпоративных I пластиковых карт, служащих удобной формой расчетов, пре-I доставление различного рода скидок и бонусов. Примером подобного подхода может служить осуществление в Москве эксперимента по созданию «народных магазинов», когда потенциальные покупатели вносят денежные вклады на создание I подобных магазинов, а после их ввода в действие получают право приобретения товаров с 5%-ной скидкой.

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

1. Что понимается под розничным товарооборотом?

2. Как можно охарактеризовать структуру розничного товарооборота?

3. В чем состоят особенности развития розничного товарооборота в России?

4. Какие виды розничного товарооборота вы знаете?

5. Назовите этапы процесса управления товарооборотом предприятия торговли.

6. Перечислите основные этапы планирования товарооборота предприятия.

7. Какие виды продаж включаются в состав розничного товарооборота?

8. Назовите методы размещения предприятий розничной торговой сети в городах.

6.1. Роль и функции оптовой торговли в системе хозяйственных отношений

Оптовая торговля выступает посредником меж­ду производителем и розничной торговой сетью, охватывая всю сферу товарных ресурсов. На товарном рынке оптовая тор­говля представляет собой активную часть сферы обращения.

Особенностью оптовой торговли является то, что товар за­купается крупными партиями, формируется торговый ассор­тимент; далее товар направляется с определенной надбавкой к стоимости в розничную торговую сеть.

Оптовая торговля складывается из отношений между орга­низациями, причем хозяйственные связи по поставкам про­дукции формируются самостоятельно. Большое влияние она оказывает на систему экономических связей между регионами, промышленными отраслями, определяет пути перемещения товаров.

К принципам оптовой торговли можно отнести:

О определение ресурсной базы, т.е. достижение соответствия то­варов и денежных средств, иначе говоря, спроса покупателей v их платежеспособности;

о создание рынка, позволяющего осуществлять подбор партне­ров и устанавливать коммерческие связи;

о формирование системы финансово-ценовых регуляторов нг всех этапах оптовой торговли, включающей элементы мате­риального стимулирования и установления уровня ответствен­ности за нарушение правил и норм в рамках оптовой торговли. В советское время выделялись следующие основные фор­мы оптовой торговли:

торговля через оптовые организации и транзитом осуществля­лась территориальными органами Госснаба СССР;

о реализация продукции через оптовые магазины;

о реализация продукции в порядке мобилизации внутренних ре­сурсов.

В плановой экономике роль оптовой торговли немаловаж­ная, однако распределительная система изжила сама себя, так как не позволяла следить за спросом, а соответственно и в пол­ной мере удовлетворять потребности населения.

Качественно новый этап в развитии оптовой торговли в России связан с упразднением централизованного распределе­ния продукции и принятием законов РСФСР «О собственно­сти в РСФСР» от 24 декабря 1990 г. и «О предприятиях и пред­принимательской деятельности» от 25 декабря 1990 г. С этого времени начали создаваться новые организационные формы института оптовой торговли — торговые дома, товарные и фон­довые биржи, постоянно действующие оптовые выставки и яр­марки.

Отличительными признаками этих структур является ры­ночный характер их деятельности, а именно: альтернативный выбор партнеров, полная финансовая самостоятельность, не­зависимость, моральная и материальная ответственность за итоги коммерческой деятельности.

Оптовая торговля отличается от розничной рядом призна­ков:

о предприятие оптовой торговли располагается обычно на ок­раине города или в пригороде; главные требования — хорошие подъездные пути и большие складские площади;

о объем оптовых сделок значительно крупнее розничных.

В российской экономике оптовая торговля выделяется в особую структуру по обороту с товаром на рынке, появляется такое понятие, как «оптово-розничная торговля», т.е. оптови­ки начинают внедряться на рынок, минуя розничное звено, тем самым подрывая сами принципы оптовой торговли.

Система оптовой торговли решает ряд насущных вопро­сов — формирование оптимального торгового ассортимента, обеспечение бесперебойной поставки товаров, занятость и трудоустройство населения. При этом спрос на рабочую силу на рынке труда (занятость населения, обеспечиваемая крупными предприятиями, использующими наемных работников) на­прямую зависит от спроса на производимую продукцию. Так­же здесь значительная роль принадлежит продолжительности деловых взаимоотношений продавца - предприятия оптовой торговли, и покупателя; особое место отводится сложности выполняемых работ, немаловажна деятельность государства и профсоюзов, выполняющих социальные функции.

В настоящее время перед российской оптовой торговлей

стоит ряд задач:

-создание банка данных о текущих исследованиях, прогнозах состояния рынка, спроса на продукцию производственно-технического сектора и товары народного потребления;

о качественное и своевременное обслуживание потребителей и обеспечение их товарами в соответствии с полученными заказами, заключенными договорами и контрактами;

- внедрение прогрессивных форм и методов оптовой торговли, в частности использование высокомеханизированных погрузочно-разгрузочных средств, мобильного транспорта, современных видов тары;

использование экономических методов управления и стимулирования системы взаимоотношений оптовой торговли между поставщиками и покупателями;

- создание компьютеризованной системы учета всех операций, осуществляемых предприятием, что обеспечивает более точ­ную отчетность и контроль за своей деятельностью; о максимально возможная совокупная экономия в результате снижения уровня издержек обращения на всех этапах оптовой торговли.

Предприятие оптовой торговли, осуществляя коммерче­скую деятельность, стремится к максимизации прибыли и ми­нимизации издержек, поэтому перед ним стоит проблема вы­бора оптимальной комбинации используемых ресурсов при каждом объеме выпуска продукции (или комбинации затрат при получении прибыли за счет реализации товаров).

рост массового производства на крупных предприятиях, от­даленных от основных пользователей готовой продукции (перерабатывающие предприятия в основном располагают­ся в местах, удаленных от жилых массивов, например ме­бельная фабрика «Evanty» в поселке «Дубки» Саратовской области);

увеличение объемов производства и создание товарных за­пасов;

• увеличение числа уровней производителей (например, транс­национальные корпорации) и пользователей в связи с тем, что сейчас нет предприятий-производителей, которые могут обеспечить весь технологический процесс, сократились масштабы производства и производственные мощности. Начиная с 1970-х гг. наблюдается бурный рост транснациональных кор­пораций (ТНК) — крупных компаний, имеющих филиалы и дочерние компании (в том числе торговые предприятия) во многих странах мира. Роль ТНК исключительна для мировой экономики. В начале 2000 г. в мире насчитывалось более 63 тыс. ТНК, на внутрикорпорационные поставки ТНК приходится около трети всей мировой торговли;

- необходимость подбирать материальные блага определенного количества и качества для целевых групп потребителей.

По структуре оптовую торговлю в России можно разделить на два направления:

- оптовая торговля сырьем и полуфабрикатами, которая вклю­чает в себя оптовую торговлю средствами производства, про­довольственными товарами без переработки, а также осущест­вляет торговые связи с производством;

- оптовая торговля готовой продукцией, которая включает в се­бя торговлю потребительскими товарами, в том числе продо­вольственными товарами без переработки, и торговлю средст­вами производства; осуществляет торговые связи с потребите­лями.

Таким образом, оптовая торговля находится в центре хо­зяйственных связей, осуществляемых оптово-посредниче-ским звеном и с производством, и с потреблением, является важнейшим опосредованным звеном между сферами произ­водства и потребления в процессе воспроизводства.

С помощью средств массовой информации (газет, радио, телевидения) оптовая торговля воздействует на промышлен­ность и потребителя, привлекает внимание общественности к поставщикам, выпускающим товары низкого качества, кото­рые не пользуются спросом у покупателей, тем самым застав­ляя производителя заботиться о качестве выпускаемой им про­дукции и его ассортименте. Оптовая торговля активно воздей­ствует на предприятия розничной торговли, способствуя расширению торгового ассортимента, повышению качества товаров, увеличению доли фасованных товаров, организации передовой технологии доставки и продажи товаров, улучше­нию обслуживания покупателей.

Оптовые базы объединяют поставщиков и покупателей, ко­торые могут контактировать между собой. Товароведы опто­вых баз организуют и осуществляют оптовую продажу товаров повседневного спроса непосредственно для потребителей, совместно с розничной торговлей изучают спрос, проводят выставки-продажи, организуют рекламные и дегустационные мероприятия, проводят розыгрыши призов, а также лотереи. Оптовую торговлю классифицируют:

- по широте ассортимента — торговля широкого ассортимента (до 1—100 тыс. наименований), ограниченного ассортимента (менее 1000 наименований), узкого ассортимента (менее 200 наименований), специализированного ассортимента;

- по способу доставки — собственным транспортом, транспор­том покупателя;

- по степени кооперации — горизонтальная кооперация для оп­тового сбыта предприятий, вертикальная кооперация для роз­ничного сбыта продукции конечным потребителям;

- по отношению к системе сбыта — эксклюзивная система сбыта (организация-производитель предоставляет официальную ли­цензию на торговлю своим товаром по условиям франчайзин­га); селективная система сбыта (распространительские согла­шения между производителем и оптовыми организациями); интенсивная система сбыта (работа одновременно со всеми посредниками);

- по сумме товарооборота — крупные, средние, мелкие системы сбыта.

Выбор формы оптовой торговли зависит от вида товара, его расположения на рынке товаров, от сделки оптовой компании с продавцом товара. Выделяют две основные формы оптовой торговли — транзитную, складскую.

При транзитной форме товары доставляют от организа­ции-производителя до потребителей или до мелких оптовых компаний, обходя при этом склады-посредники. При этом возможно ускорение оборота, снижение логистических издер­жек, улучшение сохранности товара. Транзитная поставка применяется, когда не требуется промежуточная подготовка товара — расфасовка, переработка и т.д. В этом случае опто­вик-посредник не имеет возможности формировать ассортимент, т.е. осуществляет торговлю производственным ассортиментом.

Наиболее распространенными видами складской оптовой торговли являются:

- личный отбор товара на складе;

-по письменной заявке магазина (например, по факсу) или по устной его заявке по телефону;

- через выездных торговых представителей — торговых агентов, менеджеров по сбыту;

- торговля на оптовых выставках и ярмарках.

Выбор вида торговли для оптовика определяется с учетом желания и масштабов розничного предприятия.

Таким образом, роль и функции оптовой торговли в совре­менной российской системе хозяйственных отношений претер­певают изменения под влиянием сложившейся в стране эконо­мической ситуации, но тем не менее основной ее задачей так или иначе остается максимальное удовлетворение потребитель­ского спроса и быстрого бесперебойного распределения товар­ной массы в розничной торговой сети с полным ассортиментом.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 3369; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.