Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Виды международных соглашений в области прав человека

Общечеловеческие ценности нашли свое признание в важнейших международно-правовых актах: Декларации Организации Объединенных Наций, Заключительном акте Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе, итоговом документе Венской встречи и Парижской хартии для новой Европы.

Права человека - это проявление свободы во всех сферах жизнедеятельности личности. В связи с этим следует вспомнить слова Н.А. Бердяева о том, что человек свободен изначально, если он человек: "Свободу нельзя ни из чего вывести, в ней можно лишь изначально пребывать".

Общечеловеческое в основных правах и свободах человека подразумевает, что в них в наибольшей степени проявляется человеческое в человеке, то, что отвечает стремлениям всех людей и народов. Именно за эту общечеловеческую ценность, в конечном счете, шла и идет борьба сил мира и демократии против сил войны и тоталитаризма.

Гениальную мысль высказал К. Маркс: "Законодатель... должен смотреть на себя как на естествоиспытателя. Он не делает законов, он не изобретает их, а только формулирует, он выражает в сознательных положительных законах внутренние законы духовных отношений".

Общечеловеческие ценности как регулятивная идея, образец, идеал не являются просто мечтой, за ними стоит опыт человечества, его устремления.

Нормы, в том числе и правовые, регламентируют деятельность людей. Но в своем существовании нормы неотрывны от существующих в данной культуре ценностей, так как переводят представления о ценностях в инструментальный план. С изменением ценностной шкалы, выдвижением новых идеалов изменяются и нормы. "Право призвано обеспечить свободу, без которой не может формироваться и развиваться человеческая личность, а в государстве нет свободы, если власть не ограничена правом".

Права человека являются одной из высших культурных ценностей, поскольку они ставят личность в центр всех процессов общественного развития, определяют его свободу и равноправие. В идее прав человека осуществилась кристаллизация исторического гуманитарного мышления - политического, правового, нравственного, религиозного, социокультурного. Права человека - одна из главных ценностей человеческого бытия, и в качестве таковой она должна выступать измерителем всех процессов, происходящих в обществе, так как нарушение прав человека деформирует нормальное развитие общества, дегуманизирует его. Поэтому трудно переоценить значимость принципа "человеческое измерение", выработанного международным сообществом в последней четверти XX в. и являющегося ориентиром в тех сложных противоречивых процессах, которые происходят сегодня в мире.

Проблема прав человека, даже вне контекста развития цивилизаций, является очень сложной и многомерной, она не имеет однозначного решения и так же многообразна, как и само представление о цивилизации.

Концепция прав человека воплощает важнейшие социально-политические и духовные ценности человечества.

Осмысление таких проблем, как соотношение общечеловеческих ценностей и прав человека в работах западных ученых, педагогов позволяет сделать ряд теоретических обобщений и выводов. Коренное изменение политической ориентации в современном мире все в большей степени выводит на первый план человеческую личность. Степень развития интеллектуальных, моральных, творческих, физических качеств человека, гарантии защиты его прав и формирование ответственности за сохранение жизни ради будущего являются решающими факторами общественного прогресса мировой цивилизации. Таким образом, создание в обществе условий для раскрытия потенциальных возможностей человека, всестороннего развития личности и гарантий соблюдения этих условий выдвигаются в число глобальных проблем человеческого бытия. Исследование исторической литературы показало, что права человека не могут быть только национальной проблемой, ибо все крупнейшие мировые события накладывают на нее свой отпечаток, независимо от территориальных или идеологических барьеров. Закономерно, что права человека были расценены мировым сообществом как важнейшая фундаментальная проблема. Признание обществом прав человека предполагало не только некий договор, который призывал людей уважать личность, но и создание правовой системы, защищающей ее от произвола. Именно такими документами стали Всеобщая декларация прав человека, Международный пакт о гражданских и политических правах, Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах, Факультативный протокол к Международному пакту о гражданских и политических правах и др. Концепция прав человека включает в себя два основных понятия. Первое состоит в том, что неотъемлемые и неотчуждаемые права присущи человеку просто потому, что он человек. Это моральные права, которые вытекают из самой человеческой природы каждого индивидуума, и их назначение - в том, чтобы поддерживать в человеке чувство собственного достоинства. Ко второму понятию концепции прав человека относятся юридические права, устанавливаемые в соответствии с нормотворческими процессами, происходящими как на национальном, так и на международном уровнях. Положения, зафиксированные в основных международных документах, позволяют дать определение "прав человека". Наиболее приемлемым, на наш взгляд, является определение, сформулированное известным юристом Б.Л. Назаровым, в котором права человека представляются как признаваемые и охраняемые обществом, государством и международным сообществом определенные равные социальные возможности для отдельных лиц и их объединений по удовлетворению ими своих естественных и социальных потребностей и соответствующих притязаний, гарантии которых обеспечивают достойное и справедливое, свободное и ответственное развитие и активное участие личности в многообразных общественных, в том числе правовых отношений.

Изменения, происходящие в странах Восточной Европы и нашей стране, несомненно, связаны с началом перестройки, осуществлением политических и экономических реформ, первым шагом которых стало утверждение, что общечеловеческие ценности не подчиняются непосредственно классовым интересам, и что они будут лежать в основе прогресса. Права человека, как и право в целом, несмотря на их принадлежность к определенной социальной системе, восходят к категории общечеловеческих ценностей. Таким образом, анализ философской, социологической и исторической литературы позволяет сделать вывод о том, что если спроецировать аспект культуры на личность и на все социальные институты общества, то мы увидим, что культура прав человека складывается из ценностей и норм как институционального, так и субъективного характера. Между этими аспектами существует органическая взаимосвязь: культурные особенности общества формируют нравственные, духовные, общечеловеческие ценности народа, которые, в свою очередь, адекватно влияют на институциональную культуру.

Права и свободы личности имеют свою историю, которая формировалась под воздействием человеческих сообществ с различными культурными традициями и воззрениями. Исключительная роль в этом принадлежит образованию. Успешная реализация прав человека требует определенного, достаточно высокого уровня развития граждан, терпимости, чувства собственного достоинства и уважения ко всем людям. Изучение основных прав и свобод является тем фундаментом, который лежит в основе регламентации прав человека, именно на него опирается политическая структура человеческих свобод; достижение человеком свободы генерирует его желание, в равной степени, как и способность, к дальнейшему экономическому и социальному прогрессу; достижение экономического и социального прогресса обеспечивает основу для действительного мира.

Если говорить о роли образования, то здесь в частности имеется в виду юридическое образование. Надо согласиться по этому вопросу с заместителем Председателя Государственной Думы Федерального Собрания России Жириновским В.В., который сказал, что необходимо повысить качество подготовки юристов. Нужно запретить вечернюю и заочную формы обучения юристов, должна быть только дневная форма обучения, как у врачей. И только при таких условиях законодатель сможет воплотить общечеловеческие ценности в позитивное право.

Для общечеловеческих ценностей характерны понятия абсолютного добра и зла, красоты и т.д. К сожалению, отсутствие твердых моральных принципов мы наблюдаем повсюду. Мы пренебрегаем своим здоровьем и здоровьем окружающих, мы не уделяем должного внимания образованию и формированию тех свойств характера человека, которые необходимы ему для жизни в цивилизованном обществе.

Права человека, уважение к интересам любых меньшинств, приоритет личности в решении любых проблем социальной жизни - основа функционирования государства и законодательной системы.

Стремление жить в цивилизованном государстве отнюдь не означает жить не в России. В любом случае мы остаемся россиянами, и никто не сделает из нас американцев или немцев. Но как заставить нас, сохранив все лучшее в народе - нашу духовность и доброту, самоотверженность и терпение, отзывчивость и готовность помочь другим и многое-многое другое, становиться ответственными и точными, инициативными и законопослушными? Как заставить нас уважать права слабых, национальных меньшинств и просто право человека на жизнь? Иными словами, как войти в цивилизованный мир, сохранив русскую духовность?

Для этого профессор Б.Л. Назаров предлагает сделать две вещи. Во-первых, расширить наш моральный кругозор, понять, чем мотивируются поступки людей в других странах, чем определяется "моральная политика". Это будет непросто. Второе, что очень важно сделать, - это постараться понять самих себя. Что такое русская духовность, чем отличается наша культура от культуры европейской или американской? Право пользоваться культурой должно быть осознанным. Нам нужно разобраться, во что мы верим и какими должны быть моральные принципы, которыми мы руководствуемся в различных сферах жизни. Для многих из нас гораздо важнее понять, как следует работать, как установить хрупкий баланс между материальной обеспеченностью и полной реализацией своего жизненного потенциала и творческих способностей. Нам нужно понять, что в любых условиях многое зависит от самого человека, и даже в условиях тоталитарного режима находились люди, не поступившиеся законами чести и нравственности. Сейчас, когда предоставлена свобода, многие продолжают ориентироваться на навязанные стереотипы тоталитарного режима, оглядываться на разрешения и запреты, на помощь государства, надеяться на принятие новых законов. И это в обстановке, когда большинство должностных лиц продолжают работать в режиме ожидания.

Нам важно понимать, что борьба за достойное общественное существование, права человека, безусловное доминирование личности в общественной системе не является безусловным стремлением к индивидуализму. Напротив, смысл индивидуализированного развития состоит в том, чтобы создавать такие культурные традиции, которые, всячески поддерживая индивидуальность человека, способствовали бы ограничению и сдерживанию его эгоистических устремлений.

 

Международные стандарты в области прав человека

Под международными стандартами в области прав человека понимаются международно-правовые нормы, закрепляющие и развивающие принципы прав человека. В первую очередь, это обязательства государств предоставлять индивидам основополагающие права и свободы и не предпринимать действий, посягающих на эти права и свободы, не допускать какой-либо дискриминации, а также пресекать действия, нарушающие права человека. Помимо этого, устанавливается ответственность государств за невыполнение своих обязательств, определяются международные механизмы защиты прав человека.

Стандарты делятся на универсальные, т.е. признанные во всем мире (как правило, это нормативные акты, принятые ООН) и региональные, действие которых распространяется на определенный регион, обычно на территории какого-либо межгосударственного объединения (Совет Европы, Европейский Союз, СНГ и пр.) Региональные стандарты часто бывают более конкретными, предусматривающими более строгую ответственность в рамках межгосударственного объединения для государств-нарушителей этих стандартов.

Международные стандарты бывают в виде деклараций, международных договоров (пакты и конвенции), резолюций международных организаций, руководящих принципов.

Декларации принимаются обычно итоговым документом совещаний межгосударственных органов (например, резолюцией Генеральной ассамблеи ООН) и не имеют обязательной силы. Декларация – это свод принципов, определяющий дальнейшее направление развития международных отношений в определенной сфере. Государство может стараться приводить свое законодательство в соответствии с декларацией, но не обязано это делать.

Основу международной системы защиты прав человека составляют международные договоры (соглашения) – пакты и конвенции. Эти формы международно-правовых актов носят общеобязательный характер для всех государств, их ратифицировавших или к ним присоединившихся. На основе договоров создаются специализированные международные органы для контроля за соблюдением условий соглашений. Так, в рамках ООН функционируют так называемые конвенционные органы по правам человека– семь комитетов, созданных на основании основных международных договоров ООН по защите прав человека для контроля за выполнением государствами обязательств по эти договорам:

• Комитет по правам человека

• Комитет по расовой дискриминации

• Комитет по ликвидации дискриминации в отношении женщин

• Комитет по экономическим, социальным и культурным правам

• Комитет против пыток

• Комитет по правам ребенка

• Комитет по защите всех трудящихся мигрантов и членов их семей

• Комитет по правам лиц с ограниченными возможностями.

 

Среди указанных комитетов один — Комитет по экономическим, социальным и культурным правам — создан не на основе международного договора, а решением (резолюцией) Экономического и социального совета (ЭКОСОС) — одного из главных органов ООН.

В рамках Совета Европы действует Европейский Суд по правам человека – орган, призванный восстанавливать нарушенные права, созданный в соответствии с Конвенцией о защите прав человека и основных свобод. Но не менее важная функция Суда – выработка стандартов в области прав человека путем толкования указанной Конвенции и придания нового смысле содержащимся в ней положениям, включая содержание конкретных прав и свобод.

К основополагающим документам в области прав человека относятся Устав ООН, Международный Билль о правах человека, Европейская конвенцию о защите прав человека и основных свобод и Европейская социальная хартия.

 

Устав ООН[1] не содержит конкретного перечня прав человека. Тем не менее, этот документ стал одним из первых важнейших международно-правовых актов, в котором поставлен вопрос о необходимости универсального обеспечения прав личности, закреплен принцип всеобщего уважения прав и свобод всех людей и каждого человека, исключающего какую-либо дискриминацию. Пункт «с» ст. 55 обязывает государства содействовать «всеобщему уважению и соблюдению прав человека и основных свобод для всех, без различия расы, пола языка и религии».

Одним из главных достижений стало то, что Устав ООН заложил основы для вывода проблемы соблюдения прав человека из-под исключительной внутренней юрисдикции государства и создал предпосылки для эффективного регулирования этого вопроса непосредственно международным правом.

 

Международный билль о правах человека включает в себя: Всеобщую декларацию о правах человека (1948), Международный пакт о гражданских и политических правах (1966), Международный пакт об экономических и социальных правах (1966), Факультативный протокол к Международному пакту о гражданских и политических правах (1966), второй Факультативный протокол к Международному пакту о гражданских и политических правах, направленный на отмену смертной казни (1989).

 

Всеобщая декларация прав человека была принята резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН 10 декабря 1948 г. День ее принятия отмечается ежегодно как Всемирный день прав человека. В Декларации закреплен широкий перечень гражданских, политических, социально-экономических и культурных прав. В тексте документа отражен естественный характер прав человека, в ст. 1 говорится: «Все люди рождаются свободными и равными в своем достоинстве и своих правах».

Всеобщая декларация прав человека носит лишь рекомендательный характер. Но одним из источников международного права является обычай, т.е. сложившаяся практика государств, которая постепенно начинает признаваться в качестве обязательной и оформляться в виде правовых норм. Таким образом, положения Декларации стали для большинства современных государств обязательными, найдя свое отражение в законодательстве этих стран. В конституциях многих государств содержатся непосредственные ссылки на Декларацию, ее положения включены во все основные законодательные акты. Национальные суды нередко признают и используют положения Декларации. Так, в частности, Пленум Верховного Суда РФ в своем постановлении № 8 от 31 октября 1995 г. рекомендовал всем российским судам прямо ссылаться на Всеобщую декларацию прав человека в решениях по соответствующим делам.

 

Принятие в 1966 г. Пактов о правах человека стало новой вехой в развитии международного права. Впервые индивид стал субъектом не только внутригосударственного, но и международного права. В соответствии с положениями Пактов, все лица, проживающие в государстве-участнике пактов или на которых распространяется юрисдикция этого государства, получают возможность пользоваться правами, предусмотренными пактами, без различия по признаку расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических и иных убеждений, национального социального происхождения, имущественного, сословного или иного положения. Все государства-участники обязаны привести национальное законодательство в соответствие с нормами Пактов. Кроме того, в соответствии с Факультативным протоколом к Пакту о гражданских и политических правах, гражданин любого государства-участника Пакта, подписавшего Протокол, может обращаться непосредственно в Комитет по правам человека за защитой своих прав.

Правом рассматривать индивидуальные сообщения от граждан наделены также Комитет по ликвидации расовой дискриминации, Комитет по ликвидации дискриминации в отношении женщин и Комитет против пыток и Комитет по правам лиц с ограниченными возможностями.

 

Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод 1950 г. закрепляет право гражданина обращаться в первый наднациональный судебный орган – Европейский Суд по правам человека. Причем ответственность государств за невыполнение решений суда предусмотрена гораздо более строгая, чем Первым факультативным протоколом к Пакту о гражданских и политических правах за невыполнение рекомендаций Комитета по правам человека при ООН.

Европейский суд по правам человека рассматривает дела по нарушениям только тех прав, которые записаны в Конвенции. Но поскольку формулировки бывают слишком общие, Суд наделен правом толкования положений Конвенции, при этом его решения являются прецедентными. Это означает, что при рассмотрении похожих дел в будущем следует руководствоваться не прямо положениями Конвенции, а тем их значением, который был раскрыт в прецедентных решениях. Таким образом, более, чем за 50 лет деятельности Суда, содержание прав, записанных в Конвенции, было значительно расширено и конкретизировано решениями Суда.

Следует добавить, что основным условием подачи жалобы как в Комитеты ООН, так и в Европейский суд по правам человека, является исчерпание всех внутригосударственных средств правовой защиты.

 

В российской правовой системе международные нормы имеют приоритет над внутренним российским законодательством[2]. Под этим подразумевается, что в случае противоречия между федеральным законом или иным нормативным актом и положениями ратифицированного международного договора, применяются положения договора. При этом, верховенство все же остается за Конституцией РФ.

 


[1] Устав ООН подписан 26 июня 1945 г. в Сан-Франциско на заключительном заседании Конференции Объединенных Наций по созданию Международной Организации и вступил в силу 24 октября 1945 г. Офиц. издание ООН, 1968 г.

[2] Ч.4 ст. 15 Конституции Российской Федерации

 

 

Суверенитет государства - свойство государства самостоятельно и независимо от других государств и иных организаций осуществлять свои внутренние и внешние функции (то есть свободно решать свои дела как внутри страны, так и за её пределами, в международных отношениях). Суверенитет государства проявляется в верховенстве, единстве и независимости государственной власти.

 

Особенности формирования международных стандартов в области прав и свобод человека.(Всеобщая Декларация)

Брошюра

Всеобщая декларация прав человека — рекомендованный для всех стран-членов ООН документ, принятый на третьей сессии Генеральной Ассамблеи ООН резолюцией 217 А (III) («Международный пакт о правах человека»)[1] от 10 декабря 1948 года. Текст Декларации является первым глобальным определением прав, которыми обладают все люди. Состоит из 30 статей и является частью Международного билля о правах человека, наравне с Международным пактом об экономических, социальных и культурных правах, Международным пактом о гражданских и политических правах, двумя Факультативными Протоколами.[2]

Всеобщая декларация прав человека, принятая и провозглашенная резолюцией 217 А (III) Генеральной Ассамблеи ООН 10 декабря 1948 г. ратифицирована Российской Федерацией 5 мая 1998 г. Когда ВДПЧ была ратифицирована СССР неизвестно, однако в документах СССР и уже РФ встречаются подтверждения её действия на территории Союза.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Права человека в системе общечеловеческих ценностей | Составление
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 1169; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.