Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Р.А. Бушков




План

И управленческий потенциал организационного поведения

Организационная сущность управления

Лекция 3.

1. Организационное поведение в системе управленческих отношений.

2. Мотивация и стимулирование в системе организационного поведения.

3. Циклическая природа управления и организационное поведение.

1. Организационное поведение в системе управленческих отношений. Организационное поведение – это поведение работников, вовлеченных в определенные управленческие процессы, результат управленческий усилий. Поведение в организации должно быть управляемым. Это главное условие использования организационной формы для достижения целей. Например, падение объема продаж заставляет не только обратиться к технологическому процессу, но и рассмотреть возможность изменения поведения сотрудников.

Характеристики управляемости организационной системы

Гибкость – способность к перестройкам,
оперативность – скорость проработки информации для быстрого решения возникающих проблем,
устойчивость невосприимчивость к помехам извне и изнутри,
сбалансированность – возможность компенсаций неудач в одном направлении работ успехами в другом,
кумулятивность – концентрация усилий всех ответственных лиц на достижении конечных результатов,
активность – инициативная задействованность ресурсов.

 

Если организационное поведение понимать как управленческий процесс, то изучению и трансформации подлежат управленческие отношения. Организатором управленческих отношений является руководитель, но это не означает, что управленческие отношения являются вектором, направленным из одного руководящего источника в сторону подчиненных.

Управленческие отношения представляют собой пространство, конституируемое различными векторами,

Это могут быть следующие векторы:

1. Векторы воздействия (власти) и влияния (авторитета).

2. Отношения зависимости подчиненных от руководителя и руководителя от подчиненных (их квалификации, ответственности, готовности продуктивно трудится).

3. Отношения зависимости между подразделениями, между службами различных иерархических уровней, между вышестоящими и нижестоящими руководителями (горизонтальные, диагональные, вертикальные).

4. Вектор стихийность – сознательность. Управленческие отношения могут складываться стихийно или моделироваться целенаправленно.

 

Соотношение стихийности и целенаправленности управленческих процессов – это характеристика организационного порядка фирмы, учреждения, предприятия.

Моделирование управленческих отношений осуществляется руководителем по линиям:

субординации (т.е. взаимодействий, выстроенных иерархически «сверху вниз»)

координации (т.е. «горизонтальных» взаимодействий, на стыках проблем).

Если субординационное поведение может строиться в пределах узкофункциональных представлений, то координация поведения, как взаимоувязывание проблем на «стыках» подразделений, требует более широкого, панорамного видения проблем.

Когда «стыковые» проблемы решаются более эффективно – доминирует сплачивающая модель поведения как широкий спектр взаимодействий, взаимоподдержек, взаимостраховок в решении совместных задач. В противном случае коммуникации между сотрудниками сужены до минимального набора прямых производственных функций.

Практика организационного консультирования в российских фирмах показала, выявила два диаметрально противоположных типа организаций:

1. тип. Доминирует приобщенный тип работника и высокий уровень взаимосогласованности. Модель поведения – сплачивающая.

2 тип. Доминирует отчужденный тип работника и высокий уровень рассогласований,а его модель поведения оказывается разобщающей[1].

Большинство реальных фирм занимают позицию в континууме между этими двумя типами, тяготея к тому или иному полюсу.

В социальных науках традиционно противопоставляется два типа отношения к работникам: инструментальное и ценностное. В фирмах первого типа преобладает ценностное отношение «люди наше главное богатство». Отношения в организациях второго типа часто строятся в соответствии со словами «Вы за это деньги получаете, вы должны». Ценностное отношение, вера в способности работников и стремление заинтересовать их в результатах деятельности способны разблокировать мотивационные ресурсы работников, в то время как равнодушие к их интересам и способностям способны заблокировать и способности и мотивы продуктивной деятельности.

Кроме того, что инструментальное или ценностное отношения преобладают в той или иной организации, существует различие в ориентации управляющих и управляемых. Инструментальное отношение более характерно для управляющих высшего звена, в то время как персонал ожидает к себе ценностного отношения и негодует, сталкиваясь с проявлениями инструментализма. Противоположность ценностного и инструментального отношения – одна из граней противопоставления управляющих и управляемых как «мы – они».

Пространство управления в фирме выстраивается формализованными и личностными (персонализованными) отношениями и зависимостями.

Базовой, первичной в организации является формализованная структура отношений – она совпадает с штатно-должностной структурой. Неформальная, персонализованная структура в управлении организацией складывается под воздействием стихийных факторов или целенаправленного управленческого воздействия. Поскольку работники должны выполнять должностные обязанности в обязательном порядке, формализованная структура управления выполняет понуждающую функцию. Персонализованная структура вовлекает работников в самоорганизацию, поэтому выполняет стимулирующую функцию.

Комбинация формализованных и персонализованных отношений образует полюса управленческого пространства. Такими полюсами являются:

бюрократическая – инноваторская,

технократическая – гуманизаторская,

автократическая – демократизаторская ориентации.

 

Ориентации на формализованную структуру Ориентации на персонализованную структуру
- бюрократическая руководитель безусловно подчиняет работников организационному порядку - инноваторская руководитель предоставляет подчиненным им свободу творчества
- технократическая руководитель подчиняет работников технологическим закономерностям производственного процесса - гуманизаторская руководит на основе заботы о работниках и уважения их человеческого достоинства.
- автократическая руководитель подчиняет их своей воле. - демократизаторская руководитель либо постоянно учитывает мнение работников в корректировке рабочего процесса

 

Каждая из ориентаций является идеально-типической. В реальности управленческие отношения располагаются в континууме между крайними ориентациями.

Выбор управленческой ориентации осуществляется преимущественно на основе предпочтений конкретного руководителя. Представим каждую из управленческих ориентаций в виде схемы.

 

 


[1] Красовский Ю.Д. Организационное поведение. М., 2007. С. 70.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 326; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.017 сек.