Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Наводка на резкость

Умелая наводка на резкость может значительно улучшить снимок, неумелая - полностью его испортить. Можно добиться того, что все объекты в зоне, начиная с переднего плана и кончая бесконечностью, будут находиться в пределах резко изображаемого пространства; можно выделить основной объект на нерезком фоне, а можно, наоборот, использовать контраст между резким фоном и размытым передним планом. Все зависит от того, как вы используете фокусировочное устройство и диафрагму, а также от выбора объектива. При наводке на резкость действует следующее правило: чем ближе к объективу находится предмет, тем больше должно быть расстояние между объективом и пленкой; чем дальше предмет от объектива, тем это расстояние меньше. Когда расстояние между объективом и пленкой равно фокусному расстоянию объектива, то объектив наведен на удаленные предметы - «на бесконечность».

ля стандартного объектива это практически означает расстояние, несколько превышающее 10 м. Наводка на резкость производится перемещением либо всего съемочного объектива, либо отдельных элементов внутри него. В любом случае фотограф вращает кольцо фокусировки на тубусе объектива и либо замечает нужное положение на кольцевой шкале, либо наблюдает за результатом своих действий сквозь зеркальный видоискатель1. 1 В дальномерных камерах устройство, фиксирующее момент точной наводки на объект (обычно по слиянию двух половин «разрезанного» изображения в одно), также объединено с видоискателем. - Прим. ред. Стандартный объектив обычно позволяет осуществлять наводку на резкость, если объект съемки находится на расстоянии не менее 50 см, иначе потребовалось бы слишком большое удаление объектива от пленки. Для наводки на резкость при более близком расположении объекта съемки камера должна допускать возможность смены объективов. В этом случае между объективом и корпусом аппарата можно установить удлинительные кольца или фокусировочный мех. Можно также применить насадочные линзы2. Они представляют собой простые дополнительные линзы, которые устанавливаются перед основным объективом, уменьшая его фокусное расстояние и позволяя делать наводку на резкость при близком расположении объекта. 2 Они пригодны и для камер с несменной оптикой. - Прим. ред. Обычно границы пространства, находящегося в фокусе для каждого положения наводки на резкость, определяются глубиной резко изображаемого пространства, т. е. зоной допустимой нерезкости по обе стороны от основной плоскости фокусировки. Например, если объектив сфокусирован на точку, удаленную на 3 м, то все, расположенное на расстоянии от 2 до 8 м, может быть достаточно резким, чтобы считаться находящимся в фокусе. Эта область, равная 6 м, и есть глубина резко изображаемого пространства. Она зависит от трех факторов: относительного отверстия (диафрагмы), расстояния до предмета и фокусного расстояния объектива. Чем больше диафрагма, тем меньше глубина резко изображаемого пространства. Если, например, 50-мм объектив сфокусирован на расстояние 4 м, то глубина резко изображаемого пространства при диафрагме 16 будет заключена в пределах от 2 м до бесконечности; при диафрагме 8 - от 2,5 до 7,5 м; при диафрагме 2,8 она будет охватывать не более нескольких сантиметров по обе стороны от точки, на которую сфокусирован объектив. Чем дальше от аппарата находится предмет, тем больше глубина резко изображаемого пространства. Если, например, 50-мм объектив сфокусирован на расстояние 1,5 м при диафрагме 5,6, то глубина резко изображаемого пространства будет заключена в пределах от 1,3 до 1,75 м, т. е. составит всего 45 см; этот же объектив при том же самом значении диафрагмы, но сфокусированный на расстояние 10 м, обеспечивает глубину резко изображаемого пространства от 5 м до бесконечности. Чем больше фокусное расстояние, тем меньше кажущаяся глубина резко изображаемого пространства. Понятие «кажущаяся» употребляется потому, что глубина резко изображаемого пространства, строго говоря, не целиком определяется фокусным расстоянием. При съемке длиннофокусным объективом удаленного объекта глубина резко изображаемого пространства будет меньше, чем при съемке этого же объекта с той же самой точки, но с применением более широкоугольного объектива. Если изменить точку съемки таким образом, что тот же самый объект попадет в кадр с помощью широкоугольного объектива, то сам факт, что расстояние между аппаратом и объектом уменьшилось, означает, что глубина резко изображаемого пространства тоже уменьшится. Однако очевидно и то, что чем больше фокусное расстояние, тем больше диаметр открытия диафрагмы при определенном относительном отверстии. Например, диаметр отверстия при диафрагме 8 у 200-мм объектива в четыре раза больше, чем при той же диафрагме у 50-мм объектива. Следовательно, в действительности глубина резко изображаемого пространства при съемке длиннофокусным объективом будет меньше.

В однообъективных зеркальных аппаратах, имеющих устройство для предварительной оценки глубины резко изображаемого пространства (репетир), ее можно определять с помощью видоискателя. В современном однообъективном зеркальном аппарате фокусировка производится при полностью открытой диафрагме, а ее рабочее значение устанавливается только в момент экспозиции. Диафрагмирование объектива для предварительной оценки глубины резко изображаемого пространства осуществляется вручную с помощью кнопки или рычажка, при этом фотограф может следить за результатами своих действий через видоискатель. В незеркальных аппаратах удобно также пользоваться шкалой глубины резкости, которая обычно гравируется на тубусе объектива (такая шкала есть и на многих зеркальных аппаратах). Это ряд значений диафрагмы, симметрично нанесенных по обе стороны установочного индекса точной наводки на резкость. При пользовании шкалой объектив фокусируют обычным способом и затем для выбранного значения диафрагмы, нанесенного по обе стороны от индекса точной наводки на резкость на этой шкале, по шкале расстояний определяют границы глубины резко изображаемого пространства. Сказанное подводит нас к понятию гиперфокального расстояния. Когда объектив сфокусирован на бесконечность, то глубина резко изображаемого пространства при заданной диафрагме будет равна расстоянию от бесконечно удаленной точки до некоторой точки перед аппаратом. Расстояние до передней границы резко изображаемого пространства при установке объектива на бесконечность называется гиперфокальным расстоянием данного объектива при выбранной диафрагме. Если сохранить значение диафрагмы постоянным и сфокусировать объектив на его гиперфокальное расстояние, то все предметы, начиная с расстояния, равного половине гиперфокального, до бесконечности, окажутся в фокусе. Поясним это на примере. Предположим, что 50-мм объектив установлен на бесконечность при диафрагме 16; шкала глубины резко изображаемого пространства покажет нам, что предметы, находящиеся на расстоянии 5 м и далее, фактически находятся в фокусе. Если теперь сфокусируем объектив на расстояние 5 м, то та же шкала покажет, что передняя граница резко изображаемого пространства будет уже на расстоянии 2,5 м, а задняя - в бесконечности. На практике существует еще более простой способ определения гиперфокального расстояния при наличии шкалы глубины резкости. Сначала следует выбрать диафрагму, а затем совместить символ °° с числом на шкале глубины резкости, которое соответствует выбранному значению диафрагмы, а не с установочным индексом. Таким способом вы всегда получите максимальную глубину резко изображаемого пространства. Следует, однако, помнить что при каждом изменении фокусировки вы должны изменять диафрагму.

Фотограф, снимающий пейзажи, постоянно имеет дело с объектами, находящимися в фотографической бесконечности, и часто тратит много времени на то, чтобы добиться резкого изображения предметов, находящихся на переднем плане. Поэтому навык установки гиперфокального расстояния, как и умение выбрать выдержку и диафрагму, следует отработать до автоматизма.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Диафрагма | Применение объективов
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 591; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.