КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Ориентация социального обеспечения на достойный уровень жизни
Гарантированность социального обеспечения при наступлении социального риска Принцип гарантированное™ социального обеспечения выражает идею об обеспечении при наступлении любого из общепризнанных социальных рисков: болезнь, безработица старость, трудовое увечье или профессиональное заболевание многодетность, беременность и роды, инвалидность, потеря кормильца, бедность, потребность в медицинской помощи. Новые экономические условия привели к возникновению новых для нашей страны социальных рисков. Одним из них является безработица. Бедность также стала повседневной реальностью. Показатели уровня жизни населения, соотношение между минимальными размерами оплаты труда, пенсий, других социальных выплат и прожиточным минимумом, находится на социально опасном уровне. Борьба с бедностью является одним из приоритетных направлений социальной политики государства. Перед Правительством поставлена задача повышения размера базовой части трудовых пенсий до величины прожиточного минимума в 2008-2009г г. Успешное решение этой Задачи требует комплексного подхода и, прежде всего, реформы системы оплаты труда, выведения ее «из тени». В условиях сложной политической обстановки в России постоянно возникают новые обстоятельства, в связи с которыми граждане утрачивают средства существования, несут дополнительные расходы, попадают в трудные жизненные ситуации и нуждаются в краткосрочной социальной помощи. В 90-х годах в России вновь появились беспризорные дети, количество которых точно неизвестно. По оценкам экспертов, в стране насчитывается около 2 миллионов бездомных детей. Для их социальной реабилитации создаются специализированные учреждения: центры для несовершеннолетних; социальные приюты для детей и подростков; центры помощи детям, оставшимся без попечения родителей и др.
Законодательство о социальном обеспечении быстро изменяется, чутко реагируя на новые виды социального неблагополучия, которые обусловлены объективными причинами и не зависят от воли физических лиц. Так, в целях социальной поддержки семей военнослужащих по призыву в 2007 г. введены новые виды пособий - единовременное пособие беременной жене военнослужащего и ежемесячное пособие на ребенка военнослужащего (ФЗ от 25.10.2007 г. № 233). Конституция РФ 1993 г. провозглашает Россию социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. Достойная жизнь предполагает наличие средств, необходимых для удовлетворения не только минимальных физиологических потребностей, но и социальных и духовных интересов личности. Однако сегодня не достигают величины прожиточного минимума не только минимальные размеры пенсий, но и средние. Это означает, что отечественная пенсионная система находится в кризисе. Пытаясь его преодолеть, правительство лечит следствие, а не причину, поскольку изменяет лишь механизм исчисления пенсий. Однако любая методика расчета пенсий имеет как достоинства, так и недостатки. В мировой практике встречается несколько способов исчисления пенсий по старости. В частности, пенсия по старости может рассчитываться в процентном отношении от прежнего среднего заработка пенсионера за весь период трудовой деятельности, либо за любые 5-10 лет стажа с наиболее высоким заработком по выбору пенсионера или непосредственно перед уходом на пенсию. Такой способ исчисления пенсий по старости применяется в Бельгии, Италии, Португалии, Франции. При этом заработок, как правило, ограничивается максимальной суммой. Но обязательной нормой является использование одних и тех же пределов заработка для исчисления пенсий и уплаты пенсионных взносов.
В некоторых странах (Великобритания, Греция, Дания, Ирландия, Нидерланды) пенсия по старости складывается из двух частей - базовой и дополнительной (корпоративной или профессиональной). Размер базовой части устанавливается в фиксированной сумме, а дополнительной - в процентах от прежнего заработка. Соотношение между прежним заработком пенсионера и средней заработной платой в стране используется при исчислении пенсий в Германии. Пенсии по инвалидности определяются в процентах от прежнего заработка инвалида с учетом степени утраты трудоспособности и наличия иждивенцев. Пенсии по случаю потери кормильца в большинстве стран пропорциональны размеру пенсии по старости, право на которую приобрел бы кормилец по достижении пенсионного возраста. Их размеры повышаются при наличии нетрудоспособных иждивенцев. Пособия по безработице, по временной нетрудоспособности, по беременности и родам рассчитываются в процентном отношении от прежнего заработка. Размеры социальных пенсий и пособий устанавливаются на уровне прожиточного минимума, величина которого зависит от многих факторов. Но в любом случае она позволяет удовлетворять не только физиологические, но и социальные, и духовные потребности человека. Кроме того, при наличии особых потребностей (например, у инвалидов) к социальным пенсиям и пособиям могут выплачиваться надбавки за счет средств местных бюджетов. Что касается России, то размеры пенсий и пособий остаются низкими. Одним из исключений с 1918 г. являлось пособие по беременности и родам, которое достигало 100% утраченного среднего заработка. Однако с 2003г. его размер ограничивается максимальной суммой независимо от величины заработка. Пособие по безработице рассчитывается в процентах от прежнего заработка (75%, 60%, 40%), но не может быть ниже или выше установленных законом пределов. Возможность одновременного получения различных видов социального обеспечения всегда рассматривалось как достоинство отечественной системы. Это относится к ситуации, когда одно и то же обстоятельство влечет возникновение права на различные виды пособий, услуг и льгот. В частности, установление инвалидности II или III степени дает право на получение базовой части трудовой пенсии по инвалидности в повышенном размере с учетом иждивенцев, бесплатное протезирование, бесплатное или льготное приобретение лекарств, льготы по оплате коммунальных услуг и пр. В связи с рождением ребенка мать приобретает право на единовременное пособие, на пособие по беременности и родам, на пособие по уходу за ребенком до 1.5 лет. В совокупности с пенсиями и пособиями, предоставление бесплатных или частично-платных услуг увеличивает реальные доходы их получателей. Именно низкий уровень социального обеспечения привел к созданию в нашей стране разветвленной системы льгот, не имеющей аналогов в мире.
В соответствии с Федеральным законом от 24.10.1997 г. «О прожиточном минимуме в Российской Федерации» прожиточный минимум предназначается для определения устанавливаемых на федеральном уровне размеров стипендий, пособий и других социальных выплат. Однако содержание Федерального закона от 17.12.2001 г. «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» свидетельствует о том, что величина прожиточного минимума учитывается при определении размера трудовой пенсии лишь косвенно. В целях поэтапного приближения к прожиточному минимуму размеры базовой части трудовой пенсии могут повышаться федеральными законами одновременно с утверждением федерального бюджета на соответствующий финансовый год. Правительство РФ поставило задачу увеличения базовой части трудовой пенсии до федерального прожиточного минимума к 2009 г. Государство пытается стимулировать граждан к повышению собственного благосостояния за счет личного участия в создании финансовой базы пенсионного обеспечения. Эта идея заложена в пенсионное страхование в виде накопительной части трудовой пенсии. Однако нет никаких гарантий, что размер накопленной части пенсии будет достаточным для обеспечения достойной жизни. Сегодня можно лишь весьма приблизительно предсказать темпы инфляции и уровень цен к 01.01.2013 г., когда возникнет право на эту часть пенсии. По данным статистики за 2007г., ни одна управляющая компания, инвестирующая пенсионные накопления, не получила доходности на уровне инфляции. Предыдущие годы были более успешными. Что касается Государственной управляющей компании (Внешэкономбанка), то в его управлении находятся более 360 млрд. руб. пенсионных накоплений. По состоянию на 01.01.2008 г. доходность от их инвестирования составила лишь 5,98 процентов. Поэтому проблема защиты средств пенсионных накоплений об обесценивания в связи с инфляцией является чрезвычайно актуальной. Аналогичная проблема стоит и перед негосударственными пенсионными фондами. Одним из возможных вариантов решения может быть расширение инвестиционного портфеля, который в настоящее время прорабатывается Правительством РФ.
Прошел третье чтение в Государственной Думе РФ проект федерального закона о добровольных пенсионных накоплениях, который предусматривает государственное софинансирование в пределах 12 тыс. рублей (см. Федеральный закон от 30.04.2008. №56-ФЗ "О дополнительных страховых взносах на накопительную часть трудовой пенсии и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений"). Механизм соизмерения всех видов краткосрочных пособий (по безработице, по временной нетрудоспособности, по беременности и родам и других) с прежней заработной платой (трудовым доходом) является вполне приемлемым, поскольку именно она формирует уровень жизни человека и при нормально функционирующей экономике позволяет удовлетворять необходимые потребности человека. Помимо прежней заработной платы на уровень жизни лиц, пострадавших от социального риска, существенное влияние оказывают индивидуальные потребности, связанные с состоянием здоровья, наличием детей и другими факторами. Указанные обстоятельства должны находить отражение в правовом регулировании. На достижение этой цели направлена система надбавок к базовой части трудовых пенсий, а также льготы по оплате различных видов услуг. Однако действующие надбавки установлены в твердых суммах, не зависящих от реальных потребностей нетрудоспособных иждивенцев. Для сохранения покупательной способности пенсий в мировой практике не создано никаких других способов, кроме их индексации в соответствии с ростом цен или средней заработной платы в стране. Эти механизмы закреплены и в российском законодательстве. Поэтому задачей государства является неукоснительное соблюдение им же установленных правил, прекращение практики занижения темпов инфляции и сдерживания роста заработной платы в стране. Контрольные вопросы 1. Что такое принципы права? 2. По каким признакам можно классифицировать принципы права? 3. Какие принципы права социального обеспечения вы мо-жете назвать? 5. Как можно раскрыть содержание принципа всеобщности социального обеспечения? 6. Что означает дифференциация условий, определяющих право на социальное обеспечение? 7. Как Вы понимаете гарантированность социального обеспечения при наступлении социального риска? 8. Что означает ориентация социального обеспечения на достойный уровень жизни?
Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 1273; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |