Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Понятие и принципы социального обслуживания




Задачи

1. Ровенский является одиноким инвалидом с ограничением способности к трудовой деятельности II степени. Проживает по договору найма в 2-комнатной квартире общей площадью 56кв. м. Получает пенсию в размере 2600 руб. в месяц.

Какой норматив жилой площади установлен законодательс­твом для инвалидов?

Имеет ли он право на субсидию для оплаты жилья и комму­нальных услуг?

2. В 1941 г. Горбатко был репрессирован по политическим мотивам. Освобожден в 1950 г., реабилитирован, получает пен­сию в размере 4258 руб. в месяц. Проживает в г. Ногинске Мос­ковской области вместе с семьей дочери в приватизированной квартире общей площадью 64 кв.м. Дочь не работает, ухаживает за тремя детьми 5, 7 и 11 лет. Зарплата мужа дочери составляет 32000 руб. в месяц.

Имеет ли Горбатко право на субсидию для оплаты жилья и коммунальных услуг?

3. Жительница Санкт-Петербурга Алексеева, мать двоих не­совершеннолетних детей (9 и 13 лет), обратилась в орган со­циальной защиты за предоставлением социальной помощи. Еесреднемесячный заработок составляет 12320 руб. На детей она получает пенсию по случаю потери кормильца в размере 2400 руб. (по 1200 руб. на каждого), а также пособие по уходу за ре­бенком до 16 лет - по 500 руб. на каждого. Имущество семьи состоит из приватизированной трехкомнатной квартиры, машины «Москвич» (1997 г. выпуска) и приусадебного участка размером 800кв.м.

Является ли семья Алексеевой малоимущей?

Как определяется среднедушевой доход семьи?

Имеет ли Алексеева право на получение социальной помо­щи? Если да, то в каком размере?

4. Пенсионер Петров, награжденный знаком «Жителю бло­кадного Ленинграда», обратился в орган социальной защиты по месту жительства за путевкой на санаторно-курортное лечение. Работник органа социальной защиты дал разъяснение, что Пет­рову следует обратиться за путевкой в территориальный орган Фонда социального страхования.

Прав ли работник органа социальной защиты? Имеет ли Петров право на набор социальных услуг? Что входит в набор социальных услуг? Из каких источников финансируется предоставление набора социальных услуг?

5. Участник Великой Отечественной войны Дюжев решил отказаться от бесплатного проезда на пригородном железнодо­рожном транспорте.

К какой категории льготников относится Дюжев?

Имеет ли он право на полный или частичный отказ от набора социальных услуг?

Куда и в какой срок ему следует обратиться?

Какая сумма будет выплачиваться Дюжеву ежемесячно вместо бесплатного проезда на пригородном железнодорожном транспорте?

6. Радченко, проживающая в Волгограде, была уволена в связи с ликвидацией организации по п.1 ст.83 ТК РФ. В апре­ле 2008 г. она была зарегистрирована в качестве безработной. Размер пособия по безработице составляет 3000 руб. в месяц. Имущество семьи состоит из приватизированной двухкомнат­ной квартиры и «приусадебного участка размером 1200кв.м. Радченко является одинокой матерью, имеет ребенка 5 лет.

Имеет ли Радченко право на ежемесячное пособие на ре­бенка до 16 лет?

Куда следует обратиться?

Какова процедура назначения пособия на ребенка до 16 лет?

РАЗДЕЛ II. ОСОБЕННАЯ ЧАСТЬ

7. Орлова является инвалидом II степени, получает трудо­вую пенсию по инвалидности в размере 3875 руб. в месяц. Кро­ме того, она получает ежемесячное пособие на ребенка (уча­щегося колледжа) в размере 750 руб. В марте 2008 г. ребенку исполнилось 18 лет, но Орлова не сообщила об этом в террито­риальный орган социальной защиты населения и продолжала получать пособие. В июле 2008 г. работники территориального органа социальной защиты населения обнаружили переплату и обратились в территориальное отделение ПФР с просьбой об удержании излишне выплаченной суммы из пенсии Орловой.

Может ли территориальный орган ПФР производить удержа­ния из пенсии Орловой?

В каком порядке может производиться взыскание?

8. Зайцев является инвалидом III степени ограничения спо­собности к трудовой деятельности, после автомобильной ава­рии ему ампутировали руки. В феврале 2008 г. он обратился в территориальное отделение ФСС с просьбой выделить путевку в летний период в подмосковный санаторий «Барвиха» для него самого и сопровождающего лица. Однако ему отказали в связи с тем, что санаторий «Барвиха» не входит в перечень санаториев, предоставляющих набор социальных услуг.

В каком порядке производится выделение бесплатных путе­вок инвалидам?

Имеет ли Зайцев право на бесплатную путевку для сопро­вождающего лица?


ГЛАВА 19. СОЦИАЛЬНОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ План занятия

1. Понятие и принципы социального обслуживания.

2. Социальное обслуживание на дому и в полустационарных учреждениях.

3. Стационарное социальное обслуживание.

4. Протезно-ортопедическая помощь.

5. Обеспечение инвалидов транспортными средствами.

6. Ритуальные услуги.

Неотъемлемым элементом государственной системы соци­ального обеспечения в РФ является социальное обслуживание престарелых, нетрудоспособных, семей с детьми и других кате­горий населения, которое включает различные виды социаль­ных услуг, направленных на удовлетворение их потребностей.

Правовую базу, необходимую для осуществления социаль­ного обслуживания, составляют Федеральные законы, адресо­ванные различным группам населения, - престарелым, инвали­дам, ветеранам, детям, беженцам, вынужденным переселенцам и другим.

Рамочным законом, устанавливающим основы правового ре­гулирования отношений по предоставлению социальных услуг, является Федеральный закон от 10.12.1995 г. № 195 «Об осно­вах социального обслуживания населения в РФ».

Социальное обслуживание представляет собой деятель­ность социальных служб по социальной поддержке, оказанию социально-бытовых, социально-медицинских, психолого-педа­гогических, социально-правовых услуг и материальной помощи, проведению социальной адаптации и реабилитации граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации.

Впервые в отечественном законодательстве сформулиро­вано понятие такого социально-значимого обстоятельства как трудная жизненная ситуация, которая не*относится к традици­онным социальным рискам. Например, жестокое обращение в семье никак не связано с утратой заработка (дохода от трудовой деятельности) или дополнительными расходами на содержание нетрудоспособных членов семьи, но, безусловно, вызывает не-обходимость в защите ребенка со стороны государства и обще­ства.

Трудная жизненная ситуация - ситуация, объективно на­рушающая жизнедеятельность гражданина, которую он не мо­жет преодолеть самостоятельно. Причинами ее возникновения могут быть самые различные обстоятельства: инвалидность, преклонный возраст, болезнь, сиротство, жестокое обращение в семье, безработица, отсутствие определенного места житель­ства и пр.1

Право на социальное обслуживание имеют граждане РФ; иностранцы и лица без гражданства, постоянно проживающие в РФ, если иное не установлено международными договорами РФ.

Социальное обслуживание, как часть системы социального обеспечения, находится в совместном ведении РФ и ее субъ­ектов. К полномочиям федеральных органов государственной власти относится установление основ федеральной политики и принятие федеральных законов в области социального об­служивания, а также контроль за их исполнением. Органы го­сударственной власти субъектов РФ вне пределов полномочий федеральных органов государственной власти осуществляют собственное правовое регулирование отношений по социально­му обслуживанию населения. К полномочиям органов государс­твенной власти субъектов РФ относятся: разработка, финан­сирование и реализация региональных программ социального обслуживания; определение структуры органов управления социальным обслуживанием и организация их деятельности; создание, управление и обеспечение деятельности учреждений социального обслуживания и др.

Социальное обслуживание основывается на следующих принципах:

1) Адресность, т.е. предоставление социальных услуг кон­кретному лицу в соответствии с его потребностями. Работа по выявлению и созданию банка данных таких лиц ведется орга­нами социальной защиты населения по месту их жительства. Информацией о детях-сиротах, многодетных и неполных семь­ях располагают также органы народного образования; о бежен­цах - миграционная служба, о лицах без определенного места жительства - органы внутренних дел и пр.

2) Доступность, т.е. оказание социальных услуг бесплатно или с частичной оплатой стоимости в соответствии с террито­риальными перечнями, утвержденными высшими органами ис­полнительной власти субъектов РФ. Перечни социальных услуг

1. Приложение. Рис.42.

РАЗ ДЕЛ II. ОСОБЕННАЯ ЧАСТЬ

определяются с учетом потребностей тех групп населения, для которых они предназначены. Финансирование услуг, входящих в перечни, осуществляется за счет средств бюджета субъекта РФ. Качество услуг должно соответствовать государственным стандартам.

3) Добровольность означает, что социальное обслуживание осуществляется только на основании обращения заинтересо­ванного лица или его законного представителя, органа госу­дарственной власти, органа местного самоуправления или об­щественного объединения. В любое время можно отказаться от получения социальных услуг.

4) Гуманность подразумевает, что лица, проживающие в стационарных учреждениях, имеют право на свободу от нака­заний. Не допускается в целях наказания или создания удобств для персонала использование лекарственных средств, средств физического сдерживания, а также изоляция. Работники стаци­онарных учреждений, допустившие указанные нарушения, не­сут дисциплинарную, административную или уголовную ответс­твенность.

5) Приоритетность предоставления несовершеннолет­ним обусловлена повышенной социальной уязвимостью детей в силу возраста. Социальное государство ставит своей приори­тетной задачей особую заботу обо всех детях, в том числе тех, которые попали в трудную жизненную ситуацию.

6) Конфиденциальность, означает, что сведения личного ха­рактера, ставшие известными работникам учреждений социаль­ного обслуживания при оказании социальных услуг, составляют профессиональную тайну. Работники, виновные в ее разглаше­нии, несут установленную законом ответственность.

На принципы студентам следует обратить особое внимание, т.к. они образуют основу правового статуса личности в сфере социального обслуживания.

Законодательство предусматривает следующие виды соци­ального обслуживания:

- материальная помощь;

- социальное обслуживание на дому;

- стационарное социальное обслуживание;

- временный приют;

- дневное пребывание в учреждениях социального; обслужи­вания;

- консультативная помощь;

- реабилитационные услуги2.

Материальная помощь предоставляется гражданам, находя­щимся в трудной жизненной ситуации, в виде денежных средств, продуктов питания, средств санитарии и гигиены, средств ухода за детьми, одежды, обуви и других предметов первой необхо­димости, топлива, а также специальных транспортных средств, технических средств реабилитации инвалидов и лиц, нуждаю­щихся в постороннем уходе.

В учреждениях социального обслуживания предоставляются консультации по вопросам социально-бытового и социально-ме­дицинского обеспечения жизнедеятельности, психолого-педаго­гической помощи, социально-правовой защиты. Постановле­нием Правительства РФ от 22.08.2005 г. № 534 «О проведении эксперимента по созданию государственной системы оказания бесплатной юридической помощи малоимущим гражданам» ут­верждено Положение об оказании такой помощи.

В государственных учреждениях социальные услуги предо­ставляются бесплатно:

1) лицам, не способным к самообслуживанию в связи с пре­клонным возрастом, болезнью, инвалидностью, не имеющим родственников, которые могут обеспечить им помощь и уход, если их среднедушевой доход ниже величины прожиточного ми­нимума, установленного в субъекте РФ, где они проживают;

2) лицам, попавшим в трудную жизненную ситуацию в связи с безработицей, стихийными бедствиями, катастрофами, воору­женными и межэтническими конфликтами;

3) несовершеннолетним детям.

Платные социальные услуги оказываются государственны­ми социальными службами в порядке, установленном органа­ми государственной власти субъектов РФ. Негосударственные социальные учреждения предоставляют социальные услуги на платной основе в порядке, утвержденном ими самостоятельно.

Право социального обеспечения регулирует только те от­ношения, которые возникают в связи с предоставлением бес­платных или частично-платных услу г. Условия предоставления платных услуг регламентируются нормами гражданского права.

Все виды социальных услуг, оказываемые как государствен­ными (или муниципальными) учреждениями, так и индивидуаль­ными предпринимателями или коммерческими организациями должны соответствовать стандартам, утвержденным Постанов­лением Госстандарта РФ от 24.11.2003 г.

Студентам необходимо знать основания оказания социаль­ных услуг, виды социального обслуживания, права и обязан­ности субъектов социального обслуживания, уметь раскрыть содержание принципов социального обслуживания.

РАЗД ЕЛ II. ОСОБЕННАЯ ЧАСТЬ

2. Социальное обслуживание на дому и в полустационарных учреждениях

Социальное обслуживание на дому и в полустационарных учреждениях предоставляется лицам, не нуждающимся в пос­тоянном постороннем уходе. Оно направлено на максимально возможное продление пребывания лиц пожилого возраста и ин­валидов в привычной для них социальной среде в целях подде­ржания их социального статуса.

К числу надомных социальных услуг относятся:

- организация питания, включая доставку продуктов на дом;

- помощь в приобретении медикаментов, продовольствен­ных и промышленных товаров первой необходимости;

- содействие в получении медицинской помощи, в том числе сопровождение в медицинские учреждения;

- поддержание условий проживания в соответствии с гигие­ническими требованиями;

- организация получения образования инвалидами с учетом физических возможностей и умственных способностей:

- создание условий для социально - трудовой реабилита­ции;

- содействие в организации юридической помощи и иных

правовых услуг;

- содействие в организации ритуальных услуг и др.

Если гражданин проживает в жилом помещении без цент­рального отопления и (или) водоснабжения, то в число надо­мных социальных услуг, входит содействие в обеспечении топ­ливом и (или) водой.

По Распоряжению первого заместителя Мэра г.Москвы от 04.07.2007 г. № 115-РЗМ социальные услуги на дому пре­доставляются пенсионерам и инвалидам в соответствии с их потребностями в целях обеспечения надлежащего санитарно-эпидемиологического благополучия, улучшения качества и ком­фортности проживания. Право на их получение имеют одинокие и одиноко проживающие пенсионеры и инвалиды, которые по состоянию здоровья частично или полностью утратили способ­ность к самообслуживанию, при наличии постоянной регистра­ции в г.Москве.

Постановка на социальное обслуживание на дому произво­дится на основании письменного заявления на имя директора центра социального обслуживания. В недельный срок с момен­та получения заявления проводится проверка содержащихся в нем сведений, в частности, обследование материально-бытовых условий проживания заявителя. Кроме того, из ПФР запрашива-ются данные о размере получаемой пенсии, а из лечебно-про­филактического учреждения - заключение о состоянии здоро­вья и отсутствии медицинских противопоказаний к социальному обслуживанию на дому.

На основании представленных документов в недельный срок принимается решение о зачислении заявителя на постоянное или временное социальное обслуживание на дому, видах услуг" и периодичности их оказания, размерах оплаты или мотивиро­ванный отказ в удовлетворении заявления.

С лицом, принятым на социальное обслуживание на дому на условиях частичной или полной оплаты, заключается письмен­ный договор.

Лица пожилого возраста и инвалиды должны быть ознаком­лены с перечнем и содержанием социальных услуг, условиями и правилами их предоставления, а также с правилами поведения при социальном обслуживании на дому.

В учреждениях дневного пребывания предоставляются социальные услуги пожилым людям и инвалидам, сохранившим способность к самообслуживанию и активному передвижению, а также другим лицам, в том числе несовершеннолетним. В число таких услуг могут входить лечебное питание, лечебная физкультура, массаж, различные виды консультационных услуг (психологические, педагогические, юридические и др.), социаль­но-культурные мероприятия (просмотр кинофильмов, посеще­ние музеев, выставок, экскурсии и т.п.).

Для лиц без определенного места жительства и занятий (прежде всего престарелых и инвалидов) создаются специали­зированные учреждения полустационарного типа - дома ночно­го пребывания, социальные гостиницы, социальные приюты и т.п.

В домах ночного пребывания предоставляются:

- койка для ночлега с постельными принадлежностями в те­чение 12 часов;

- талон на одноразовое бесплатное питание;

- консультативная помощь по трудоустройству и условиях определения в стационарные учреждения социального обслу­живания;

- первая доврачебная помощь и санитарная обработка. Койко-место для ночлега выделяется бесплатно одному

лицу на срок не более 10 дней подряд и не более 30 дней в году, на более продолжительный срок - за плату, устанавливаемую органом исполнительной власти субъекта РФ. При наличии сво­бодных коек ночлег может предоставляться за плату и другим категориям граждан.

РАЗДЕЛ II. ОСОБЕННАЯ ЧАСТЬ

В дом ночного пребывания принимаются как лица, обратив­шиеся самостоятельно, так и направленные органами внутрен­них дел или органами социальной защиты.

Противопоказаниями к приему в дом ночного пребывания являются;

- туберкулез в активной стадии;

- заразные заболевания кожи и волос;

- острые инфекционные и венерические заболевания;

- психические заболевания, сопровождающихся на момент поступления расстройствами поведения, опасными для самого больного и окружающих;

- острое алкогольное или наркотическое опьянение.

Лица, у которых обнаружены указанные заболевания, а так­же повышенная температура, сыпь неясной этиологии, подле­жат направлению в учреждения здравоохранения. *




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 2489; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.042 сек.