Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Социологическая мысль в России XIX — начала XX вв




Значительное место в формировании теоретико-методологических принципов социологических исследований, в обогащении современных знаний исторического развития принадлежит русской социологической мысли второй половины XIX начала XX вв.

История социологии России XIX—XX вв. — это часть общемировой социологической культуры. Социология того периода теоретически выражала в различной форме требования реформирования существующих в России порядков. Поэтому ее появление в России после реформы 1861 г. является не случайным, а вполне закономерным явлением, поскольку именно в это время начались интенсивные процессы индустриализации и урбанизации, изменения структуры общества, в результате чего идеи и идеалы дореформенного времени потеряли свою актуальность.

Вызванная реальной обстановкой того времени востребованность научно-рационалистического объяснения социальных процессов в их связи с общественным целым, желание адекватного понимания проблем социальной жизни привели к развитию социологии в России в традициях позитивизма. Работы русских социологов-позитивистов получили признание и известность во всем мире.

Для русской социологической мысли характерен ряд специфических черт:

антропологизм, то есть интерес к человеческой жизни;

историчность — при построении отвлеченных общественных теорий она отталкивается от конкретной русской действительности, ее интересуют будущее предназначение Российского государства и его роль в мировом историческом процессе;

синтетичность при изучении общества как органичного целого;

противоречивость (противоборство между славянофилами и западниками);

тесная связь социальной теории с антикрепостническим движением и отечественными революционными традициями;

связь социологической теории с французским Просвещением и немецким романтизмом, широкое распространение в России в конце XIX и начале XX в. марксизма, его растущее влияние на социально-политическую жизнь общества.

Во второй половине XIX в. в России зарождается ряд социологических школ и направлений. О школах как таковых можно говорить с некоторой долей условности. Институционально они не были оформлены, и в основном под ними подразумевалась идейная общность, литературное сотрудничество и дружеские контакты. Можно лишь с определенными оговорками говорить об одной сложившейся субъективной школе и двух неоформленных, полуорганизованных школах М.М. Ковалевского и Л. И. Петражицкого.

Развитие социологии шло в рамках натуралистического и психологического направлений. Натуралистическое направление представляли идеологи географического детерминизма Л. И.Мечникова (1838—1888) и др., и органицизма А.И. Стронина (1826-1889) и П.Ф. Лилиенфельда (1829-1903).

Представителями психологического направления были: Е.В. де Роберти (1843-1915 ), Н.И. Кареев (1850-1931), Н.М. Коркунов (1853-1904).

Также необходимо отметить большую роль, которую играли в этом процессе социологические теории народников — М.А. Бакунина (1814-1876), П.Н. Ткачева (1844 - 1886) и существующей в их рамках субъективной школы социологии (П.Л. Лавров, Н.К. Михайловский).

Особое место в этот период занимали плюралистическая школа М.М. Ковалевского (1851-1916) и ортодоксальный марксизм Г.В. Плеханова (1856-1918).

Для всех направлений и теории социологической мысли России характерным было обращение:

к процессам общественного развития страны;

специфике социально-классовых отношений и генезису социальных институтов;

роли личности и народных масс в историческом развитии.

Так, сторонники народнической социологии, исследуя социально-психологические аспекты общественных отношений и закономерности их развития (теория подражания Н.Михайловского,теория космического существования и будущности человечества Н. Кибальчича и Н. Морозова), отстаивали идею самобытности русской социально-экономической и политической жизни.

К концу XIX — началу XX в. особенно выделяется позитивистское направление в русской социологической мысли, ярким представителем которого был Максим Максимович Ковалевский - один из ведущих русских социологов, историк, правовед и этнограф.

М.М. Ковалевский:

принадлежал к числу создателей сравнительно-исторического метода, разработанного в рамках исторической социологии;

попытался обосновать плюралистический подход к обществу, многофакторности социального развития;

полагал, что социология "является синтезом результатов, полученных конкретными общественными науками". Социология, отмечал он, — это наука, имеющая своей целью установление законов и тенденций общественного развития.

В социологической теории М.М. Ковалевского учитывалось действие совокупности биологических, психических и экономических факторов. С помощью принципа плюрализма он пытался преодолеть односторонность уже существующих направлений в социологии. Для того, чтобы получить истинный взгляд на общество, необходимо было синтезировать все положительное различных социологических школ.

Ученик и секретарь М.М. Ковалевского- П. Сорокин отмечал, что центральной социологической -проблемой была проблема факторов социальной жизни.

В центре социологической теории М.М. Ковалевского находится также учение о солидарности, с помощью которого ученый:

объяснил историческое движение человечества как постоянный рост солидарности;

строится концепция прогресса, при этом под социальным прогрессом подразумевается расширение сферы солидарности между социальными группами, классами и народами.

Поэтому основной задачей социологии, по мнению М.М. Ковалевского, является выявление сущности солидарности, а также описание и объяснение ее многообразных форм и видов. Он отрицательно относился к революции как источнику общественного прогресса, считая ее патологией.

М.М. Ковалевский также выдвинул идею эволюции, т. е. органической смены стадий общественного развития. Ученый считал, что, используя сравнительно-исторический метод через "параллельное изучение факторов и явлений общественной эволюции народов, можно выявить общую форму поступательного движения общественной жизни". С помощью этого метода он пытался выявить общее и особенное в социальных явлениях. Его интересовали, главным образом, истоки и генезис основных социальных институтов. Предметом изучения и социологического осмысления были такие социальные институты, как род, семья, община, институт частной собственности и государство.

Начало марксистской традиции в русской социологической теории положил Г.В. Плеханов, разрабатывавший вслед за К. Марксом проблемы материалистического понимания истории, роли личности и народных масс в общественном развитии.

Труды В.И. Ленина ознаменовали особый этап в развитии отечественной социологии. Ленин впервые из видных теоретиков соединил теорию с практикой. Это был деятель, одержимый революцией: в этом его преимущество и недостаток. Ленин и сформировался вначале как революционер, а потом уже как теоретик. Он читал К. Маркса именно с позиций политика, нацеленного на революцию, что и стало основой для детальной подготовки и проведению социалистической революции. А все, что мешало этому, Ленин просто отметал. Подобная заданность объективно ограничивала теоретические воззрения и политическую практику Ленина.

Основные положения ленинизма:

марксизм — идеологическая и теоретическая основа революции;

новые явления (того времени) капиталистического развития России делают возможным и реальным подготовку и осуществление революции;

необходимо использовать традиции русской социальной мысли и революционного движения.

Ленинские идеи социальной философии, строительства нового общества, трансформированные в политику КПСС, определили дальнейшее развитие социологии в СССР, реальной практики общественной жизни в России.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 773; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.017 сек.