Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Мораль как форма общественного сознания. В понимании морали Р.Г. Апресян[78] выделил несколько подходов и несколько уровней:

В понимании морали Р.Г. Апресян[78] выделил несколько подходов и несколько уровней:

1. Нигилизм, гедонистический протест против морали, навязывающей «принцип реальности», который накладывает запрет (ограничения) на получение каких-либо или даже некоторых удовольствий. Для гедонистически ориентированной личности главное – возможность неограниченного саморазвития, мораль же как упорядочивающее правило, всеобщий образец воспринимается не более как опека;

2. Протест против запретительности или непременности нормы, критическое отношение к бытующим и стихийно воспроизводимым в нравах общепринятым нормам поведения. Мораль понимается как восстание против обыденности, как возможность творческого самоосуществления личности. Добродетель не подвластна правилу, она сама себе правило;

3. Констатация необходимости морали как целесообразного взаимодействия в обществе. Мораль – совокупность «правил поведения», адекватных потребностям и целям общества;

4. Регулятивность морали. Мораль интерпретируется не как сила надиндивидуального контроля за поведением граждан, но как вырабатываемый самими людьми и закрепляемый в «общественном довогоре» механизм интериндивидуального взаимодействия, поддерживающий «паритет свобод». Моральная регуляция – это система требований и запретов, предстающая как бы горизонтальной в отличие от государственного законодательства структурой, являющейся по сути дела сетью взаимных обязательств, которые люди как граждане одного государства взяли на себя с целью поддержания целостности системы и справедливого удовлетворения интересов всех граждан;

5. Моральная регуляция как побудительность. В таком значении морали ограничение, запрет остаются в тени, на первый план выступает побуждение. Любое нормирование, коль скоро устанавливается определенный стандарт, пусть даже в форме отвлеченно декларированного идеала, указывает тем самым и на недопустимое, то есть запретное. Любое нормирование, иными словами, представляет собой ограничение конкретных действий обобщенным опытом таких действий, в морали и аналогичных ценностно-регулятивных системах - аксиоматизированным опытом культуры. В области социальной этики, ключевые представления которой связаны с правами и обязанностями обязательствами) человека, индивидуальная свобода личности во многом выражается в уважении к чужой свободе, и это уважение заключается в том, что личность накладывает определенные ограничения на собственные действия. Моральное требование не предполагает угрозы, ее санкция носит идеальный характер, оно обращено к человеку как сознательному и свободоному субъекту;

6. Взаимо- и самоограничения, вменяемые моралью, указывают на ту ее особенность, что требования и нормы нравственности задают форму воления. От человека прямо зависит, исполнит он требование или нет. Исполняя требование, он как бы сам провозглашает его. Впрочем, эта особенность неинституционализированных форм нормативной регуляции деятельности была понята задолго до дифференцированных дефиниций морали:

«Не имея закона, они сами себе закон: они показывают, что дело закона у них написано в сердцах, о чем свидетельствует совесть их и мысли их, то обвиняющие, то оправдыващие одна другую» (Рим. 2:13-15)

Вместе с тем все ограничения, которые человек добровольно накладывает на себя, и действия, которые он совершает во исполнение требования, имеют моральный смысл при том непременном условии, что он действует в уверенности своей правоты.

Мораль играет особую роль в жизни общества, в регулировании поведения его членов. Мораль – форма общественного сознания, в которой находят свое отражение взгляды и представления, нормы и оценки поведения отдельных индивидов, социальных групп и общества в целом.

Наряду с правом мораль выполняет роль регулятора поведения людей, но вместе с тем имеет отличительные особенности:

1. Мораль – такая регулятивная система, которая обязательна для каждой формационной и цивилизационной ступеней развития общества. Право же является атрибутом только «государственных» формаций, в которых мораль сама по себе не может обеспечить соответствующее данному общественному порядку поведение людей;

2. Нравственные нормы поведения поддерживаются лишь общественным мнением, правовые нормы – всей силой государственной власти. Соответственно и нравственная санкция (одобрение или осуждение) имеет идеально-духовный характер: человек должен осознавать оценку его поведения общественным мнением, понять его внутренне и скорректировать свое поведениена будущее. Юридическая же санкция (награда или наказание) принимает характер принудительной меры общественного воздействия;

3. Принципиально отличаются друг от друга и категории правовых и моральных систем. Если основными категориями права выступает законное и незаконное, правомерное и неправомерное, то основными оценочными категориями морали и этики являются добро, зло, справедливость, долг, счастье, совесть, честь, достоинство, смысл жизни;

4. Моральные нормы распространяются и на такие отношения между людьми, которые не регулируются государственными органами (дружба, товарищество, любовь и т.д.)

С появлением классового общества мораль принимает во многих своих проявлениях классовый характер не только по своему содержанию, но и по своему субъекту: можно совершенно точно говорить о морали классов господствующих и о морали классов угнетенных. В связи с этим можно выделить исторические типы морали: мораль рабовладельцев и мораль рабов, мораль феодалов и мораль крепостных крестьян, мораль буржуазии и мораль пролетариата.

В этико-философской традиции мораль понимается как дихотомия добра и зла, как такая сторона деятельности, в которой проявляются стремление человека к добру и отвращение от зла. При таком подходе к морали значимым выступает то, что совершает человек, к каким результатам приводят его поступки, а не то, каким должен быть человек как субъект нравственности, каким образом мораль действует на него, каков характер требования к нему, какие социальные и культурные механизмы гарантируют его реализацию.

Основными понятиями морали являются «добро» и «зло», «справедливость», «правильное» и «неправильное», «честь», «долг», «стыд», «совесть», «счастье» и др. В истории общества менялось содержание категории морали. Люди по-разному понимали, к примеру, что такое «добро» или «счастье». Однако несомненным оставалось то, что высшими ценностями являются добро, совесть, справедливость, честь, долг, счастье человека. Опираясь на соответствующие представления, люди вырабатывали правила или заповеди, принципы поведения, отношения к себе подобным и к обществу в целом. Ряд таких правил (заповедей) сформулированы в религии.

Основополагающими категориями морали являются добро и зло, поскольку служат для различения морального и аморального, нравственного и безнравственного, ответственного и безответственного в поведении человека.

В философской традиции добро понималось различно: как наслаждение, прибыток, польза, общее благо, слава, солидарность, совершенство, человечность и т.д..

В понятии добра отражается в виде абстрактной моральной идеи то, что должно быть и заслуживает одобрения; люди выражают в понятии добра свои наиболее общие интересы, пожелания, надежды на будущее. Добро – этот нравственное выражение того, что способствует счастью людей.

О значении нравственной категории добра в системе духовных ценностей человека прекрасно сказал известный русский религиозный философ В.С. Соловьев (1853 – 1900):

Наша жизнь, чтобы иметь настоящий смысл, или быть достойною духовной природы человека, должна быть оправданием добра. Этого требует и этим удовлетворяется наше нравственное существо… Чтобы жизнь человека имела такой смысл, или была оправданием добра, кроме естественных добрых чувств стыда, жалости и благочестия, принадлежащих самой природе человеческой, необходимо еще нравственное учение, которое не только закрепляет эти чувства в форме заповедей, но и развивает заложенную в них идею добра, проводя в разумную связь все ее, в природе и истине данные, проявления и выводя из нее полноту нравственных норм для направления, управления и исправления своей личности и общественной жизни» (Соловьев В.С. Сочинения: в 2 т. – М., 1990 – Т.1 – С.311.).

Понятию «добро» противостоит понятие «зло». Понятие «зло» – это категория, которая по своему содержанию является противоположностью добру. Добро и зло проявляются как нормативно оценочные понятия и явления, и в зависимости от того, что подлежит оценке, выделяют добродетели, имеющие моральную ценность и пороки, не содержащие ее. К наиболее известным комплексам добродетели относится мудрость, мужество, умеренность, справедливость; христианские добродетели веры, надежды, любви, покаяния, смирения, милосердия и сострадания; добродетели этики ненасилия; толерантность, согласие, понимание. Проявления добра в жизни связывают с ценностями здоровья, мира, идеями альтруизма, добровольности, долженствованием, отношением к человеку как к цели. К проявлениям зла относятся различные формы девиаций и деструктивности, враждебность и равнодушие к человеку, отношение к нему как к средству, греховность и порочность, корыстные ориентации.

Таким образом, оперируя определенным образом интерпретированными категориями «добра» и «зла», люди дают оценку поступкам человека, моральным качествам личности, взаимоотношениям людей, состоянию общества в целом. Добро и зло, взаимодополняя друг друга, всегда существуют в единстве, выступая как один из атрибутивных, фундаментальных признаков общественного и индивидуального бытия.

Изучением различных пониманий и истолкований добра и зла занимается этика, представляющая собой науку о нравственности. Этика ориентирована на теоретическое обоснование морали как совокупности общезначимых принципов, норм и правил поведения человека в обществе. Она исследует место морали в системе других общественных отношений, анализирует ее природу и внутреннюю структуру, изучает происхождение и историческое развитие нравственности.

Таким образом, моральные нормы в качестве регулятивов обеспечивают не просто упорядочение общественной жизни, но направлены на устремленность к одухотворенному существованию. Общечеловеческие ценности добра, истины, любви, справедливости, долга, красоты и т.д. представляют собой то, что наиболее ценно людям, то, к чему они стремятся, то, чего бы им хотелось, то, без чего их жизнь лишена смысла. Без ориентации на эти ценности, без перехода к новому, ноосферному мышлению и образу жизни на началах ненасилия, без отказа от доминирования ценностей техногенной цивилизации будущее человечества не поднимется на новую ступень духовности.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Мораль как форма общественного сознания | Характеристики культур О. Шпенглера
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 543; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.019 сек.