Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Личностные факторы управления

Тема 9. СОЦИОЛОГИЯ УПРАВЛЕНИЯ

Субъектами управленческого взаимодействия всегда выступают отдельные люди и группы людей, которые являются носителями психологических характеристик, влияющих на результат управленческой деятельности. Но управлять людьми, не зная людей, невозможно. Любое воздействие на человека, в том числе, управленческое, всегда соотносится с ответом на вопрос - что в человеке является главными, а что второстепенным. Правильное научное понимание человека гарантирует успешность индивидуального подхода к нему. Незнание или игнорирование закономерностей, установленных наукой приводит как минимум к недоразумениям, взаимному непониманию, натянутости отношений, конфликтам.

Большое значение для понимания сути человеческой личности имеет изучение психологической структуры личности, в которой в качестве подсистем выступают:направленность личности; волевая и познавательная (интеллектуальная) сферы;темперамент и характер.

При этом направленность личности является одной из основных и определяющих сущностных характеристик личности, ибо она включает в себя потребности, мотивы деятельности, интересы, идеалы, ценностные ориентации. Потребности выражают объективную зависимость человека от внешнего мира, от социальной среды и характеризуют условия его жизнедеятельности.

Американский психолог Абрахам Маслоу выделяет семь уровней потребностей, и каждый человек может быть охарактеризован тем, на каком уровне развития находятся его потребности.

Физиологические потребности - самый низкий уровень потребностей человека как биологического существа (голод, сон, жажда, холод, либидо, потребность в одежде, жилье). По мере развития общества, обретения им цивилизованных форм, естественные потребности человека социализируются. Это означает, что цивилизованный человек нуждается в определенном типе жилья и одежды, в пище определенного качества, что обусловлено конкретно-историческим развитием общества, национальными традициями, религиозно-нравственными нормами.

Потребности в безопасности могут игнорироваться человеком, испытывающим сильный голод или другую физиологическую потребность. Но обычно она является доминирующей.

Потребность принадлежности к общности, то есть какой-либо группе людей (семье, группе друзей, группе по интересам, профессиональной, политической группе и так далее).

Потребности уважения, через достижение компетентности, успеха, через признание и авторитет. Эти потребности присущи большинству людей и диктуют стратегию работы с людьми - уважать в человеке личность.

Познавательные потребности выражаются в стремлении много знать, понимать, многому научиться. Это довольно высокий уровень потребностей и активизируется не у всех людей.

Эстетические - в стремлении к красоте, порядку, гармонии во всем. Наличие этих потребностей проявляется в точности и аккуратном выполнении работы.

Потребности в самореализации - самый высокий уровень человеческих потребностей. Они выражаются в стремлении реализовать свои способности и возможности, в развитии себя как личности.

Потребности выступают внешним источником активности личности, непосредственно же побуждают человека к деятельности мотивы - отражение в сознании людей их объективных потребностей и интересов. Мотивы обусловливают выработку человеком целей и условий деятельности для их реализации. Поэтому, одним из правил работы с людьми является повышение осознанности мотивов деятельности каждым исполнителем. Для того, чтобы мотивировать деятельность конкретного исполнителя менеджер должен дать ему возможность через труд удовлетворить свои актуальные потребности не только низших, но и высших уровней.

Важной составляющей направленности личности являются ценностные ориентации, которые отражают ее фундаментальные социальные интересы, определяют стратегическую направленность ее деятельности и проявляются как жизненная позиция индивида, его мировоззрение, нравственные принципы.

В структуру направленности личности также входят социальные интересы человека. Социальный интерес - одна из важнейших движущих сил поведения и деятельности любого социального субъекта, в том числе и конкретной личности. Он объективно обусловлен реальными возможностями, социальной средой. Однако реализуется интерес лишь вследствие осознания личностью своих потребностей и возможных путей их удовлетворения в соответствии с ее положением в обществе. Осознание потребностей и интересов личностью никогда не бывает абсолютно адекватным их объективному содержанию.

Специфическим социально-психологическим образованием, влияющим на выбор личностью форм поведения, является самооценка своих физических, интеллектуальных и волевых свойств. Личность не делает ни одного шага без преломления решения действовать через свою самооценку, которая может быть завышенной, заниженной и адекватной. При завышенной самооценке о человеке можно сказать, что уровень его притязаний намного выше уровня его достижений. При заниженной - у личности формируется комплекс неполноценности. Наиболее правильный выход - формирование самооценки, адекватной достижениям.

Большое значение в деятельности человека играют такие его психологические характеристики как темперамент и характер. Темперамент - характеристика индивида со стороны его динамических особенностей: интенсивности, скорости, темпа, ритма психических процессов и состояний. Выделяются четыре основные типа темперамента: сангвиник, xoлерик, меланхолик и флегматик.

Темперамент не характеризует содержательную сторону личности (направленность мотивационной сферы, ценностные мировоззренческие ориентации) и не определяет непосредственно содержательные черты личности. Однако свойства темперамента могут как благоприпятствовать, так и противодействовать формированию определенных черт личности.

Характер - совокупность устойчивых индивидуальных особенностей личности, складывающаяся и проявляющаяся в деятельности и общении, обусловливая типичные для нее способы поведения. Познание характера индивида позволяет со значительной долей вероятности предвидеть его поведение и тем самым корректировать ожидаемые действия и поступки. Характер обусловлен общественным бытием личности, усвоением социального опыта, что порождает типические его черты.

Характер проявляется в системе отношений человека к окружающей действительности: в отношении к другим людям (общительность или замкнутость, правдивость или лживость, тактичность или грубость); в отношении к делу (ответственность или недобросовестность, трудолюбие или леность и так далее); в отношении к себе (скромность или самовлюбленность, самокритичность или самоуверенность, гордость или приниженность); в отношении к собственности (щедрость или жадность, бережливость или расточительность).

Однако сами по себе черты характера не определяют однозначно социальную позицию индивида: жизнерадостностью или тревожностью могут обладать люди, коренным образом отличающиеся друг от друга по своим взглядам и убеждениям. Относительная устойчивость черт характера не исключает его высокой пластичности. Для формирования характера решающее значение имеет социальное воспитание, включение личности в коллективы.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Социальная сущность труда | Управление в социальной группе
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 939; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.