Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Социология культуры и культурной политики

Тема 10. СОЦИОЛОГИЯ КУЛЬТУРЫ И РЕЛИГИИ

 

В жизни любого общества культура занимает особое место. Социологическая наука рассматривает этот феномен в неразрывном единстве со всей системой жизнедеятельности общества. Термин «культура» был введен в научный оборот немецким философом Иоганном Гердером в конце ХУШ века. В его понимании «культура» - это убеждения, ценности и уровень цивилизации общества.

В изучении культуры как сложного общественного феномена определились два основных подхода. Согласно первому, культура – это творчество, творческая деятельность человека, овеществленная в культурных ценностях и духовности человека. Согласно второму, культура – способ реализации сущностных сил человека как социального субъекта, что выражается в продуктах материального и духовного производства.

Наличие такой специфической деятельности человека по воспроизводству и потреблению культурных ценностей определяет существование относительно самостоятельной сферы общественной жизни – духовной сферы. Н.А.Бердяев писал, что всякая культура (даже материальная) есть культура духа; всякая культура имеет духовную основу – она есть продукт творческой работы духа над природными силами стихии.

Социологический подход к духовно-культурной сфере определяют, по крайней мере, три обстоятельства:

1. Культура является мерой общественного прогресса. Следовательно, состояние культуры – есть состояние общества, которое проявляется через показатели культуры, измеряемые социологическими методами.

2. Культурная жизнь воплощает гуманистические цели развития в обществе, отражает состояние цивилизованного содержания общественных отношений, что также изучается социологией.

3. Имеется определенная технология превращения богатств человеческой истории во внутреннее достояние личности. Через анализ культурных ценностей определяется культурная социализация, что также является социологической проблемой.

Эти методологические предпосылки реализуются в социологии культуры через осмысление основополагающих компонентов культуры. К ним следует отнести: понятия (языковая структура); отношения (связи в пространстве и времени явлений, фактов жизни); ценности (нормы морали, нравственные устои общества); правила и нормы (система регулирования ценностей и норм поведения, стандарты, санкции).

Таким образом, объектом социологии культуры является культурно-духовная сфера, окружающая человека, а предметом – культурные институты, деятельность людей в области социокультурных отношений, процесс институализации культурно-духовных форм поведения, а также экономические и политические условия возникновения, развития и действия культурного поведения личности и социальных групп.

В последнее время проблемы культуры приобретают все большее значение, что связано с ростом влияния духовных интересов на жизнь общества и усилением цивилизационных процессов в культурной жизни нашей страны и других стран. Глобальные процессы культуры получают общечеловеческий смысл, выступают условием социального партнерства и достижения политического консенсуса. В этих условиях социология культуры становится инструментом решения жизненно-важных задач, инструментом преодоления противоречий современной духовной жизни.

Культура включает в себя ценности, носителями которых являются члены определенных социальных групп, нормы, которым люди следуют, и материальные блага, производимые ими. В повседневной жизни мы часто под культурой понимаем лишь искусство, литературу, поэзию, музыку, живопись. В социологии понятие культуры включает не только эти виды творческой деятельности, но и много другое. Культура относится ко всему образу жизни, она включает манеру одеваться, брачные ритуалы, религиозные церемонии, трудовую деятельность и проведение свободного времени. Всякая великая культура, есть не просто конгломерат разнообразных явлений, сосуществующих, но никак друг с другом не связанных, а есть единство, все составные части которого пронизаны одним основополагающим принципом и выражают одну ценность.

О культуре можно говорить как о какой-то системе социальных ценностей, созданных руками, умом различных поколений людей. Но для социологии первоочередную задачу представляет поведенческий аспект культуры. В этом случае можно говорить о двух моментах данной проблемы.

Во-первых, поведенческий аспект культуры состоит в том, что культура есть продукт творческой работы духа над природными и социальными силами. Собственно культурным актом является созидательное действие.

Во-вторых, он выражается в воспроизводстве в поведении, действии, поступке культуры (культурной компоненты). Если в первом случае речь идет о производстве культуры, то во втором – о ее потреблении.

Всякое общество время от времени сталкивается с кризисом культуры. Это неизбежный процесс, поскольку культура как система знаний, верований, моральных воззрений, законов и пр., постоянно испытывает давление новой жизни, цивилизации. Неизбежно происходит подмена целей жизни средствами жизни, орудиями жизни. Цели жизни представляются иллюзорными, средства жизни признаются реальными. Так, наиболее серьезное испытание для культуры представлял технический прогресс. Нередко говорят о «технической культуре» как о высшей стадии культурного прогресса. Но если ценности технической культуры покоятся в ценностях жизни, то отсюда лишь следует, что техника не обладает самодовлеющей ценностью.

Ученые указывают также на серьезные трудности, возникающие на пути сохранения и развития культуры в современных обществах. Первая состоит в отсутствии у данного поколения понимания того, что есть и что, должно быть. Люди нашего времени решительно не хотят видеть вещи такими, каковы они есть, и всеми силами стараются придерживаться максимально оптимистического взгляда на них.

Другая трудность состоит в восстановлении культурных идеалов. Они давно известны и дошли до нас во множестве формулировок, утративших ныне силу своего воздействия. Необходимо возродить утраченные идеалы, чтобы со всей серьезностью использовать их воздействие на современную действительность, оказывать влияние на склад мышления общества и, в конечном счете, определять его.

Культуры в мире весьма разнообразны. Это относится как к материальной, так и к духовной сферам культуры. Отличительные особенности культурных идеалов определяется в зависимости оттого, что ставится на первое место в обществе – индивидуализм или коллективизм. Для западно-индустриальных обществ характерны ценности индивидуализма. Это означает, что в таких обществах отдается предпочтение самостоятельности человека и личному благополучию в ущерб социальной идентичности. В азиатских культурах и в странах третьего мира больше ценится коллективизм. Наивысший приоритет люди приписывают целям и благополучию своих групп – семейных, клановых, трудовых. Обычно коллективизм процветает там, где люди постоянно сталкиваются с бедствиями, например, с голодом; там, где семьи велики и жизнь требует взаимовыручки.

Коммунитариантская модель сегодня предполагает нечто среднее между индивидуализмом Запада и коллективизмом Востока, между защитой индивидуальных прав и общественных интересов. Эту смесь индивидуализма и коллективизма уже сегодня можно обнаружить в некоторых западных культурах. Например, в попытках Великобритании усилить стимулирование отдельных членов общества в условиях экономики свободного рынка; в американских усилиях поощрять взаимную ответственность граждан и правительства, устанавливающую баланс между тем, что общество дает индивиду (финансирование народного образования), и тем, что индивид возвращает обществу, работая на общественных началах.

Культурное многообразие покоится на сохранении культурной идентичности. Наиболее характерным примером можно считать удивительную гибкость, устойчивость субкультур. Вместе с тем можно также говорить и о процессах аккультурации – взаимовлияния культур, в ходе которого одна социальная система воспринимает свойства другой социальной системы. В результате формируется некая «одинаковость» обеих культур. На практике аккультурация означает медленную ассимиляцию культуры меньшинства с титульной (господствующей) культурой.

Среди многообразия культурных идеалов обнаруживаются и некоторые общие черты. Те из них, которые присуще всем или почти всем обществам, получили название культурных универсалий. Универсалиями являются язык, речь, письменность, институт брака, религиозные ритуалы, право собственности и др.

Культура как социальное явление, отражающая сущностные стороны социальной сферы общества, реализуется через культурную политику. В понятие «культурная политика» входят три социально значимых условия. Во-первых, планирование культуры, которое определяет спрос, предложения и экономические факторы производства и потребления продуктов культуры. Во-вторых, цели культуры, которые представляют социальные и экономические результаты культурного развития общества и его институтов. В-третьих, средства культуры, включающие в себя финансовые компоненты, средства юридической охраны, в том числе законодательные акты и меры регламентации в поддержку собственно национальной культуры.

В сложившейся социальной практике встречаются три типа культурной политики.

Первый, когда культурная политика строится на позициях государственного вмешательства в сферу культуры через административный, управленческий, идеологический контроль. В этом случае культурное развитие не является первостепенной целью государственной политики. Примером этого типа может служить культурная политика Советского Союза и стран Восточной Европы в период существования мировой системы социализма.

Второй тип культурной политики осуществляется в условиях, когда вмешательство государства носит гибкий характер. Управление и финансирование культурными процессами осуществляется путем привлечения средств местных органов власти, общественных и негосударственных фондов, средств частных фирм и отдельных лиц. Развитие культуры в этом случае является одной из целей общей государственной политики. Наиболее ярким примером успешного осуществления этого типа культурной политики являет собой практика Французской республики периода президентства Ф.Миттерана.

Третий тип культурной политики реализуется при минимальном, косвенном влиянии государства в сферу культуры. Развитие культуры в этом случае является побочной целью государственной политики. При этом вся культурная деятельность, в том числе и финансовая поддержка учреждений культуры, опирается на местное самоуправление и контролируется общественными организациями. Это не исключает наличия государственных, общенациональных объектов культуры, но их число резко ограничено. Примером подобного типа культурной политики служат США и Канада.

Суммируя вышеизложенное, можно дать следующее определение культурной политики. Культурная политика – это комплекс мер, направленных на достижение определенных целей в области культуры и предполагающих их осуществление определенными средствами. Культурная политика имеет в своем выражении различные аспекты, среди которых, кроме идеологического и экономического, важное значение придается социологическому аспекту.

Социологический анализ культурной политики позволяет решать следующие проблемы:

- развитие творчества и свободы личности;

- определение критериев уникальности предметов культуры;

- выстраивание адекватной системы потребления культуры;

- изучение роста культурного уровня населения и условий снижения проявлений антикультуры;

- построение системы социальных показателей культуры;

- изучение культурных потребностей и ценностных ориентаций общества и личности;

- пути демократизации культуры и ее влияние на развитие личности.

В последнее время вопросы культурной политики мировое социологическое общество рассматривает в ряду глобальных общечеловеческих ценностей. Начиная с Х11 Всемирного конгресса по социологии (Мадрид,1990), на последующих международных форумах (Белифельд, июль 1994 г. и Канада, август 1998 г.) культурная политика широко обсуждалась в плане разработки комплексной программы и четкой концепции культурного развития мировой цивилизации в новых условиях.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Управление в социальной группе | Возникновение, развитие социологии религии
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 347; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.02 сек.