Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Лекция 1. Введение в социологию




Становление и основные этапы развития социологии

Введение

Предлагаемый студентам учебник представляет собой курс лекций по социологии, соответствующий требованиям Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования, программы и тематического плана вуза.

Лекции занимают главное место в структуре аудиторных занятий и составляют основу теоретической и частично практической подготовки студентов по изучаемой дисциплине. Цель лекции – сформировать общее представление об актуальных проблемах социологии, предложить систематизированные основы научных знаний. В ходе чтения лекций преподаватель обеспечивает студентов необходимыми наглядными пособиями, отражающими главные тезисы (схемы, таблицы, диаграммы, рисунки, карточки с проблемными заданиями и прочее). В данном курсе имеется как текст лекции, так и нетекстовые компоненты.

В тексте лекций раскрываются важнейшие характеристики социальной реальности, уделяется внимание цивилизационном особенностям российского общества.

Большое место отводится изложению, как теоретических вопросов, так и новейших исследований по различным прикладным проблемам социологии. Однако большая часть обзоров научной литературы, которая представлена во время чтения лекции, здесь опущена, но перечень упоминаемых и комментируемых преподавателем научных статей и монографий имеется в списке литературы к каждой лекции. В нем также имеется целый ряд рекомендуемых доступных учебников и учебных пособий, которые могут быть применены для самостоятельного углубленного изучения, закрепления знаний и в конечном итоге – успешной сдачи экзамена.

Материал курса лекций апробирован и, как представляется автору, оптимален. Объем текста лекций различается в силу отводимых по тематическому плану часов, сложности отдельных тем, соотношения теории и эмпирических данных, характера лекции (проблемная, интегрированная в блок ряда социо-гуманитарных дисциплин, «сквозная» по курсу – концептуальная и др.).

Текст лекций сопровождается общим библиографическим списком.

Цель данного курса лекций – организация самостоятельной работы студентов по овладению содержанием дисциплины «Социология» с учетом ее актуальности и социальной значимости.

 

 

Раздел 1. Введение в социологию.

 

План

 

1. Введение в социологию. Социология как учебная дисциплина.

2. Социология как наука. Объект, предмет, функции, цели, задачи науки.

3. Место социологии в системе общественных и гуманитарных наук.

4. Структура социологического знания.

5. Методы и методология социологических исследований.

 

Рекомендуемая литература:

1. VII Харчевские чтения: Судьбы и перспективы эмпирической социологии // Социс. – 2005. – № 10.

2. Авраамова, Е. М. Формирование среднего класса в России: определение, методология, количественные оценки [Текст] / Е.М. Аврамова. // ОНиС. – 2002. – № 1.

3. Горбунова, М. Ю. Социология. Ответы на экзаменационные вопросы [Текст] / М.Ю. Горбунова. – М., 2005. – с.10-15 (гл.1).

4. Кравченко, А. И. Социология [Текст]: Учеб. / А.И. Кравченко. – М.: Проспект, 2004. – с. 11-55 (гл. 1-5).

5. Кухарчук, Д. В. Социология: краткий курс лекций [Текст] / Д.В. Кухарчук. – М., 2002. – 236с.

6. Покровский, Н. Е. Социология, социологическая культура и их место в современном российском обществе [Текст] / Н.Е. Покровский. // ОНиС. – 2002. – № 2.

7. Социология. Пособие для подготовки к экзамену. Конспект лекций [Текст] – М., 2005.

8. Танатова, Д. К. IV Международный социальный конгресс [Текст] / Д.К. Танатова. // Социс. – 2005. – №5.

9. Форум методологов: VI Харчевские чтения [Текст] // Социс. – 2005. – №2.

10. Ядов, В. А. Социологические исследования. Методология. Программа. Методы. –2-е. изд. / В.А. Ядов. – М., 1987.

11. Яковлев, А. М. Российская государственность (историко-социологический аспект) / А.М. Яковлев. // ОНиС. – 2002. – №5.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 812; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.