Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Специальные социологические теории и субкультуры




Виды культуры

3.1. В зависимости от социальной структуры общества выделяют следующие виды культуры:

1) элитная субкультура (в ней зарождаются новые культурные образцы);

2) поддерживающие субкультуры (они адаптируют элитную субкультуру к массам потребителей);

3) основная субкультура – «субкультура публики» (часть общества, понимающая высококультурные ценности, интеллигенция);

4) массовая культура – субкультура массового потребителя: нерациональна, имеет развлекательный характер, отдельные культурные образцы – товар для удовлетворения потребителей;

5) традиционная культура – она над всеми культурами стоит, неподвластна времени, имеет неповторимость.

Наряду с отмеченными видами культуры социологи выделяют ряд ее разновидностей по отдельным социальным груп­пам. В связи с этим используются понятия «доминирующая культура», «субкультура» и «контркультура».

1 ) Доминирующая культура — это совокупность убеждений, ценностей, норм, правил поведения, которые принимаются и разделяются большинством членов общества. Данное понятие отражает систему жизненно важных для общества норм и ценностей, образующих его культурную основу. Без такой общепри­нятой системы культурных норм и ценностей не может нормаль­но функционировать ни одно общество.

2) Субкультура — это особая система культурных ценностей и норм, присущая определенной социальной группе и отличающаяся в той или иной степени от доминирующей культуры. Любая субкультура предполагает свои правила и образцы поведения, свой стиль одежды, свою манеру общения. Это — своеобразный малый культурный мир, который отражает особенности образа жизни различных сообществ людей.

Выделяют множество субкультур: возрастные, профессиональные, территориальные, национальные, конфессиональные. В силу ряда социальных, политических или экономических причин субкультура может трансформироваться в контркультуру.

3) Под контркультуройпонимается такая субкультура, которая не просто отличается от доминирующей культуры, но находится с ней в составе открытого конфликта (хиппи – это контркультура).

 

Далее рассмотрим некоторые аспекты специальных социологических теорий (социология религии, молодежи, свободного времени, преступности) и субкультур.

4.1. Социология религии — специальная социологическая тео­рия, издающая генезис, социальные функции, место и роль религии в обществе, ее структуру. Религия рассматривается в качестве социальной подсистемы в общем социальном контек­сте. Исследуются взаимосвязи религиозных групп, общностей, институтов с другими общественными группами и институтами.

Структура религии представляет систему, состоящую из следующих компонентов: религиозное сознание, религиозная деятельность, религиозные отношения, религиозные организации. Все они рассматриваются в орга­ническом единстве.

Религиозное сознание как одна из форм общественного сознания существует в форме ре­лигиозной идеологии и религиозной психологии. Религи­озная идеология — это совокупность религиозных догматов и различных положений о мире и человеке, разрабатывае­мых священнослужителями. Религиозная психология есть своеобразный синтез религиозных образов, идей, хао­тичных представлений, видений, эмоций, настроений и т. д.

Как научная дисциплина социология религии свои первые шаги сделала в середине XIX века. Уже О. Контом (1798-1857) была четко выражена мысль, что религия, представляющая собой неотъемлемую часть человеческого общества в период его возникновения, постепенно вытесняется и преодолевается научными знаниями.

Несколько иную точку зрения на религию высказал Г.Спенсер (1820—1903). Он рассматривал ее как один из регулятивов жизни общества в деле поддерживания образцов поведения, но менее значимый по сравнению с рынком и политической деятельностью.

Э. Дюркгейм (1858-1917) в работе «Элементарные формы религиозной жизни. Тотемическая система в Австра­лии» (1912) обстоятельно обосновал свой главный тезис — ре­лигия как фактор социальной интеграции, выполняет в об­ществе некую необходимую для его существования функцию.

К.Маркс (1818—1883) рассматривал религию в качестве важного социального фактора, обладающего вполне реальными функциями в жизни общества: идеологической, ибо религия оправдывает существующие социальные порядки, и компенсаторной, представляющей собой «сердце бессердечного мира» - страдания в этом мире не напрасны, они будут вознаграждены в будущей жизни.

Особое место в социологии религии занимает позиция М.Вебера (1864 -1920), который считал, что главная функция религии – функция смыслополагания, рационализации человеческой деятельности. В работе «Протестантская этика и дух капитализма» он доказывает, что протестантизм способствовал рационализации экономической деятельности и воспитанию аскетизма. Он убедительно показал, что идео­логия протестантизма привела к вершинам успехов предпри­нимательской деятельности именно представителей этого религиозного направления, проповедующего аскетизм, воздер­жание, требовательность к себе и окружающим. В этой связи напрашивается сравнение и со старообрядческой ветвью православия: по данным А. П. Шихарева (1996), 2% старообрядцев дали 80% представителей купеческого и предпринимательскою мира России конца XIX-начала ХХ века.

В дальнейшем социологические концепции религии развивали Б. Малиновский, А. Р. Рэдклиффмен, Т. Парсонс, Н. Луман, Р. Мертон и др.

В отечественной философской и социологической мысли видное место принадлежит С.Н. Булгакову, в принципе разделяющему веберовскую точку зрения на роль религии в экономической жизни. В 20-е годы науковедческий аспект исследования религии был заменен предвзятым идеологичес­ким подходом, в основе которого лежало рассмотрение религии как пережитка в сознании людей, а не как особенной формы общественной личной культуры человека.

В советский период религия была вытеснена на периферию общественной жизни, церкви было запрещено вести какую-либо самостоятельную социальную (даже благотворительную) деятельность. Ее научным исследованием занимался сравнительно узкий круг академических ученых. Сегодня религия оказалась в центре общественного внимания. В обществе широко используются религиозные символы и сюжеты для обретения привлекательного имиджа. Религия все чаще рассматривается как фундамент подлинной морали, как незаменимое средство нравственно-духовного возрождения.

Вместе с тем исследования 90-х годов повторяют то, что было выявлено в специальных исследованиях 70–80-х годов (Р.А. Лопаткин, В.Г. Пивоваров, Г.М. Закович и др.), которые свидетельствовали о серьезной укорененности в общественном сознании идей религиозного видения мира и предупреждали об опасности форсирования атеистическим усилий (да ещё и с помощью государства) по пропаганде светского мировоззрения и светского образа жизни.[32]

Как и другие отраслевые социологические дисциплины, социология религии исследует свой объект на двух уровнях — теоретическом и эмпирическом.

На теоретическом уровне предметом исследования являются религия в целом как социальная подсистема, ее социальная природа, место и роль в обществе, социальные функции, ее внутренняя структура и взаимосвязь составляющих ее элементов, происходящие в ней процессы и изменения.

На эмпирическом уровне социологического анализа религии предметом исследования становятся религиозное со­знание и поведение людей, больших и малых групп, общест­венное мнение о религии и церкви, деятельность религиозных институтов, организаций и движений, конфессионально ориентированных политических партий, отношение к религии различных групп населения, воздействие религии на поведение людей в различных сферах общественной жизни.

На этом уровне ключевыми понятиями, доступными операционализации, выступают религиозность, ее уровень, степень, характер, динамика, состояние религиозного сознания, религиозное поведение, религиозная группа (община, объединение верующих).

Под религиозностью понимается определенное состояние отдельных людей, их групп и общностей, верующих в сверхъестественное и поклоняющихся ему, их приверженность к религии, принятие ее вероучения и предписаний.

Под уровнем религиозности принято понимать соотношение респондентов, обладающих признаком религиозности, со всей совокупностью опрошенных.[33]

4.2. В современной социологии изучаются особенности молодежной субкультуры, для которой, в частности, характерно следующее:

1. Субкультурные феномены легко поддаются описанию, но их классификация и типологизация затруднены многообразием несводимых в систему признаков. Методологи­чески важно видеть, что какой-то стройной классификации субкультур создавать нет смыс­ла. Упорядочение фиксируемых данных, скорее всего, возможно в рамках каждого из отдель­ных фрагментов субкультурной мозаики.

2.Молодежные субкультуры в России несут на себе воздействие криминализации общества, западной культурной экспансии, тяги к преодолению рутины повседневности, «родимых пятен» советской эпохи. Эти воздействия переплетаются, они в разной мере присущи тем или иным субкультурным феноменам. Главное же состоит в том, что субкультурная специфика не свойственна молодому поколению россиян как таковому, это мозаика социокультурных образований, фрагментарно рассеянная в молодежной среде.

3.Некоторые из молодежных субкультур могут создавать платформу для развития нега­тивных тенденций в молодежной среде (проблемы наркомании, насилия и т.д.), другие скорее имеют позитивное общественное значение (экология и т.д.). Во всех случаях важно, что через субкультурные формы для определенной части молодежи лежит путь к освоению социальности.

4.Анализ ряда субкультурных феноменов в современной России свидетельствует, что в российской социальной практике появляются те стороны общественного взаимодействия моло­дежи, которые в советское время реализовывались в деятельности комсомола. Утеря этого института социализации по соображениям политического характера не была восполнена на уровне обыденности, что вызывает определенную неудовлетворенность и поиск новых форм коллективности. Это обстоятельство следует учитывать при рассмотрении вопроса о молодежных субкультурных феноменах в современной России. С такой точки зрения яснее станет характер организованных структур в российском молодежном движении. Собствен­но, это и позволяет более широко представить субкультуры молодежи в России — в их специфике, генезисе и возможном влиянии на стили жизни в ближайшие десятилетия.[34]

4.3. В контексте проблем культуры следует рассматривать проблемы социологии свободного времени.

Понятия необходимого и свободного времени в социологии введены в 20-х годах С.Т. Струмилиным. Необходимое и свободное время подразделяется на общественно-организованное и индивидуально-организованное.

Свободное время – часть внерабочего времени, остающегося у человека, за вычетом затрат необходимого времени для свободного развития личности.

Составляющие свободного времени:

· время, расходуемое на общественную, творческую и другую деятельность;

· собственно досуг.

Подходы к исследованию свободного времени: экономический и социологический.

Основные направления социологического подхода:

· рассмотрение комплекса материальных, организационных условий с целью увеличения свободного времени;

· исследование объективных аспектов его реализации (наличие театров, клубов и т.д.);

· изучение субъективных аспектов реализации свободного времени (интересы, стремления, ориентации людей и групп);

· разработка планов и прогнозов свободного времени, разных социально-демографических групп в разных социально-территориальных общностях (городе, селе, на предприятии, в стране в целом).

Классификация свободного времени:

· физическое развитие (физкультура, спорт, туризм и т.д.);

· культурная самодеятельность (общественные обязанности, посещение лекций, музеев, художественная самодеятельность);

· культурный отдых (зрелища, домашние игры);

· прочие развлечения (прием гостей, поход в гости и т.п.);

· бездеятельный отдых и прочее.

Особенности свободного времени:

· Культура свободного времени – рациональное использование свободного времени, взаимосвязь личного и общественного. Критерием рациональности считается соответствие свободного времени всестороннему и гармоническому развитию личности.

· В макроструктуре внерабочего времени самым рациональным считается время, идущее на удовлетворение духовных, интеллектуальных и социальных потребностей людей.

Самыми малоэффективными с общественной точки зрения являются затраты времени на труд на подсобном участке и домашний труд.

Изменение социального статуса человека находится в прямой зависимости от использования свободного времени. Например, время, затраченное на учебу или повышение квалификации, способствует социальному продвижению.

4.4. Определенного внимания заслуживают исследования о преступной субкультуре. Так, А.А. Табаков выделяет следующие особенности:

Криминальная субкультура имеет длительную историю, и ее генезис связан с профессиональной преступностью. Одним из пунктов ее передачи и распространения выступают места лишения свободы, и в настоящее время наиболее значимыми ее носителями являются представители профессионального корыстного криминалитета. В то же время проникновение отдельных элементов преступной субкультуры в сознание и поведение законопослушных граждан, их тиражирование в рамках социальных институтов граждан­ского общества, политики, и т.п. свидетельствуют об изменении культурных установок самого социума, что, вероятно, связано с определенными тенденциями в сфере правосозна­ния людей. Это тревожный показатель, отражающий в целом формирование "смягченной" позиции общества в отношении преступного мира.[35]




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 928; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.