Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Социальное развитие и прогресс

Обычно социальное развитие как реальный процесс характе­ризуют тремя взаимосвязанными чертами — необратимостью, на­правленностью и закономерностью. Необратимость означает по­стоянство процессов накопления количественных и качественных перемен; направленность — ту линию или линии, по которым со­вершается накопление; закономерность — не случайный, а необходимый процесс накопления таких перемен. Принципиально важная характеристика социального развития — время, промежуток времени, в течение которого осуществляется развитие. Пожалуй, еще важнее то обстоятельство, что только с течением времени выявляются основные черты социального развития. Результатом процесса социального развития является новое количественное и качественное состояние социального объекта, что может выражаться в повышении (или понижении) уровня его организации, изменении места в общественной эволюции и др.

Совершенно необоснованны предпринимающиеся иногда попытки исключить проблематику социального развития из социологии, объявить ее областью социальной философии, но не социологии[41]. История развития социальных общностей, структур, институтов, их эволюция, их происхождение и отмирание — неотъемлемая составная часть предмета социологии как науки.

В социологической и близкой к ней социально-философской литературе выкристаллизовались две крайние точки зрения на проблему прогресса в истории общества. Одна заключается в выдвижении совокупности таких идей, которые в той или иной форме утверждают абсолютность и неизбежность прогрессивного развития общества в целом и многих отдельных его сфер. Так, доказывают, что прогресс имеет всеобщий характер и проявляется в развитии производительных сил, в науке, технике и технологии, в политической, социальной и духовной сферах жизни общества. Прогресс не остановим и необратим — колесо истории вспять повернуть невозможно, прогрессивная тенденция пробьет себе дорогу сквозь все препоны. Отсюда делаются опти­мистические выводы о светлом будущем, хотя, как правило, не очень-то представляют, какими конкретными путями и способа­ми оно может быть достигнуто.

Другая крайность заключается, по существу, в отрицании воз­можности научной постановки вопроса о социальном прогрессе, в отрицании самой возможности говорить на языке науки о более высоком качестве одних форм социальной жизни и институтов по сравнению с другими. Представители таких взглядов обычно вы­носят проблему прогресса за пределы науки. При этом они ссыла­ются на то, что пытаться квалифицировать те или иные социаль­ные изменения как проявления прогресса означает осуществлять оценку этих изменений с точки зрения определенных ценностей. Такая оценка, доказывают они, всегда будет субъективной. Поэто­му и понятие прогресса — тоже понятие субъективное, а субъек­тивным понятиям нет места в науке.

Наличие крайних позиций и острые дискуссии, споры вокруг применимости понятия «прогресс» к социальным изменениям в значительной степени обусловлены тем, что само это понятие дей­ствительно несет в себе ценностный смысл, оценочное утвержде­ние.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Теории социальных изменений | Теория модернизации
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 363; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.