Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

I. Методы социологии




Лекция 12. Методы социологического исследования. Практикум

Основные проблемы модернизации современной России (обзор научных публикаций).


Раздел 3. Методы социологического исследования

 

План

Часть I. Лекция «Методы социологии».

1.1. Классификация методов социологии.

1.2. Социологическое исследование и его виды.

1.3. Программа социологического исследования.

1.4. Этапы исследования.

1.5. Методы социологического исследования.

1.6. Обзор новейших социологических исследований.

Часть II. Практикум[43].

Рекомендуемая литература:

1) Астоянц, М. С. Дети-сироты: анализ жизненных практик в условиях интернатного учреждения. Опыт включенного наблюдения [Текст] / М.С. Астоянц. // Социс. – 2006. – № 3.

2) Барсамов, В. А. Контент-анализ газетных материалов (события в Беслане) [Текст] / В.А. Барсамов. // Социс. – 2006. – № 2.

3) Мягков, А. Ю. Экспериментальные стратегии диагностики и измерения искренности респондентов [Текст] / А.Ю. Мягков. //Социс. – 2003. – № 2.

4) Плискевич, Н. М. Российское общество в новых социологических исследованиях [Текст] / Н.М. Плискевич. // ОНиС. – 2000. – № 2.

5) Радугин, А. А. Социология [Текст] / А.А. Радугин, К. А. Радугин. – М.: Центр, 1998. – 157 с.

6) Рысь, И. Ю. Социология: Социологические схемы с комментариями. [Текст] / И.Ю. Рысь, В. Е. Степанов. – М., 1999. – 244с.

7) Социология. Основы общей теории [Текст]: Уч. пос. / Г. В. Осипов. – М: Аспект-Пресс, 1998 – С. 353-450 (раздел 4).

8) Тотелина, В. С. Сколько пьет Россия? Объем, динамика и дифференциация потребления алкоголя [Текст] / В.С. Тотелина. // Социс, 2006, №2.

9) Ядов, В. А. Социологическое исследование: Методология. Программа. Методы [Текст]. – Изд. 2-е. / В.А. Ядов. – М., Наука, 1987 – 246 с.

 

1.1. Классификация методов социологии: частнонаучные и общенаучные.

Частнонаучные методы: статистические; психологические; прогностические; эмпирические; педагогические.

Частнонаучные методы это приемы,которые выступа­ют следствием усвоения инновационной теорией научных до­стижений технических, естественных и гуманитарных наук.

Общенаучные методы: наблюдение; описание; анализ; синтез; сравнение; факторный анализ; системный анализ.

Общенаучные методы - это приемы, которые не охваты­вают всего научного познания, а применяются лишь на от­дельных его этапах, в отличие от всеобщих методов.

 

1.2. Социологическое исследование и его виды

 

Социологическое исследование — это система логичес­ки последовательных методологических, методических и организационно-технических процедур, подчиненных еди­ной цели: получить точные объективные данные об изучаемом социальном явлении.

Исследование начинается с его подготовки: обдумыва­ния целей, программы, плана, определения средств, сроков, способов обработки и т. д. – это первый этап.

Второй этап — сбор «первичной» социологической информа­ции. Это собранные в различной форме необобщенные сведения — записи исследователя, выписки из документов, отдельные ответы опрашиваемых и т. д.

Третий этап — подготовка собранной в ходе социологиче­ского исследования (анкетного опроса, интервью, контент-анализа и т. д.) информации к обработке, составле­ние программы обработки, обработка.

И, наконец, заключительный этап — анализ обработан­ной информации, подготовка научного отчета по итогам исследования, формулирование выводов и рекомендаций для заказчика, субъекта управления.

Вид социологического исследования предопределяется характером поставленных целей и задач, глубиной анализа социального процесса и т. д. Различают три основных вида социологического исследования: разведывательное (пилотаж­ное), описательное и аналитическое.

Разведывательное (или пилотажное, зондажное) иссле­дование — самый простой вид социологического анализа, позволяющий решать ограниченные задачи. По сути, идет «обкатка» инструментария, т. е. методических документов: анкеты, бланка интервью, опросного листа, карточек на­блюдений, карточек изучения документов и др. Програм­ма такого исследования упрощена, как и инструментарий. Обследуемые совокупности невелики: от 20 до 100 человек.

Описательноеисследование — более сложный вид социологического анализа. С его помощью получают эмпи­рическую информацию, дающую относительно целостное представление об изучаемом социальном явлении. Оно обычно проводится в том случае, когда объект анализа — относительно большая совокупность, отличающаяся разно­образными характеристиками, например, трудовой коллек­тив крупного предприятия, где работают представители разных профессий, мужчины и женщины разного возрас­та, отличающиеся по стажу работы, квалификации, и т. д.

Самый серьезный вид социологического анализа — аналитическое исследование. Оно не только описывает элементы изучаемого явления или процесса, но и позво­ляет выяснить причины, лежащие в его основе. Поиск причинно-следственных связей — главное назначение та­кого исследования. Если в описательном исследовании ус­танавливается связь между характеристиками изучаемого явления, то в аналитическом выясняется, носит ли эта связь причинный характер и что является основной при­чиной, определяющей то или иное социальное явление. В аналитическом исследовании изучается совокупность многих факторов, обусловливающих то или иное явление. Обычно их классифицируют как основные и не основные, постоянные и временные, контролируемые и неконтро­лируемые и т. д.

 

1.3. Программа социологического исследования

 

Программа социологического исследования представляет собой изложение общей концепции, методологических подходов в соответствии с целью предпринимаемого исследования, гипотез, правил процедуры и логически последовательных действий для проверки высказанных предположений.

1.3.1.Программа включает 2 раздела: методологический и методический.

1. Суть «методологического» раздела:

· формулировка и обоснова­ние социальной проблемы;

· определение объекта и пред­мета исследования;

· определение задач исследо­вания и формулировка гипотез.

2. Суть «методического» раздела:

· определение изучаемой совокупности;

· характеристика методов сбора первичной информации;

· последовательность применения инструментария;

· программа обработки собранных данных.

1.3.2. Элементы программы.

а) Объект исследования (по В.А. Адову) – то, на что направлен процесс познания:

· социальный процесс;

· сфера социальной жизни;

· трудовой коллектив;

· определенные общественные отношения и пр.

б) Предмет исследования – идеи, свойства, характеристики, присущие данному объекту (пример: объект – коллектив, предмет – состояние нравственного сознания чле­нов коллектива)

в) Направления анализа, выделяемые в зависимости от цели исследования:

· теоретическое: основное внимание теоретическим и методологическим воп­росам (изучение научной литературы и др.);

· прикладное: постановка конкретных целей, применение типовых решений поставленных задач.

г) Задачи (ступени к цели исследования):

· главные (основные) – центральный вопрос исследования;

· дополнительные (не основные).

д.) Гипотеза – научное предположение, выдвинутое для объяснения явлений, процессов и др. В ходе исследования гипотеза подтверждается или опровергается.

е) Логический анализ понятий – важная часть программы исследования. В этом разделе разрабатываются методологические процедуры. Суть процедур – логическое упорядочение основных категорий-понятий (основных и не основных).

 

1.4. Характеристика основных этапов социологического исследования.

Составим рабочую таблицу по данному вопросу (таблица 5)

Таблица 5




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 4334; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.02 сек.