Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Теория ожиданий

Процессуальные теории мотивации

Процессуальные теории рассматри­вают мотивацию в ином плане. В них анализируется то, как человек распределяет уси­лия для достижения различных целей и как выбирает конкретный вид поведения. Процессуальные теории считают, что поведение людей определяется не только потребностями. Поведение личности является также функцией его восприятия и ожиданий, связанных с данной ситуацией, и возможных последствий выбранного им типа поведения.

Наиболее известными теориями мотивации данной группы являются [2]:

- теория ожиданий В. Врума;

- теория справедливости Адамса;

- тео­рия Портера-Лоулера;

- теория постановки целей Э. Локка;

- теория мотивации Аткинсона.

 

 

 

Теория В. Врума базируется на том, что активная потребность не единственное не­обходимое условие мотивации человека к достижению определенной цели. Человек должен также надеяться на то, что выбранный им тип поведения действительно приведет к удовлетворению или приобретению желаемого. Модель мотивации по Вруму приведена на рисунке 4.

Ожидания можно рассматривать как оценку данной личностью вероятности определенного события. Большинство людей ожидают, например, что окончание института позволит им получить лучшую работу и что, если работать с полной отдачей, можно продвинуться по службе. При анализе мотивации к труду теория ожидания под­черкивает важность следующих факторов: затраты труда - результаты; результаты -вознаграждение и валентность (удовлетворенность вознаграждением).

               
 
Ожидание того, что усилия дадут желаемые результаты   З-Р
 
Ожидание того, что результаты повлекут за собой вознаграждение   Р-В
 
Ожидаемая ценность вознагражде-ния     Валентность
 
    Мотивация

 

 


х х =

           
     

 


 

Рисунок 4 – Модель мотивации по Вруму

 

Ожидания результатов (3-Р) - это соотношение между затраченными усилиями и полученными результатами. Так, например, менеджер может ожидать, что он получит высокую оценку своей деятельности, если затратит дополнительные усилия и напишет в срок квартальный отчет. Если люди чув­ствуют, что прямой связи между затрачиваемыми усилиями и достигаемыми резуль­татами нет, то, согласно теории ожидания, мотивация будет ослабевать. Взаимосвязь может отсутствовать из-за неправильной самооценки работника, из-за его плохой подготовки или неправильного обучения или же из-за того, что работнику не дали достаточно прав для выполнения поставленной задачи.

Ожидания в отношении результатов - вознаграждений (Р-В) есть ожидания опре­деленного вознаграждения или поощрения в ответ на достигнутый уровень результа­тов. Продолжая приведенный выше пример, менеджер может ожидать, что в результате предпринятых им усилий он будет оценен руководством, получит продвижение по службе и связанные с этим льготы и привилегии.

Третий фактор, определяющий мотивацию в теории ожидания - это валентность, или ценность вознаграждения. Валентность - это предполагаемая степень относитель­ного удовлетворения или неудовлетворения, возникающая вследствие получения оп­ределенного вознаграждения. Поскольку у различных людей потребности в отноше­нии вознаграждения различаются, то конкретное вознаграждение, предлагаемое в от­вет на достигнутые результаты, может и не иметь для них никакой ценности. Так за выполненную работу менеджер может получить прибавку к жалованью, в то время как он рассчитывал на продвижение по службе, или более ин­тересную и сложную работу, или же на большую степень уважения и признания зас­луг. Если валентность низка, т.е. ценность получаемого вознаграждения для человека не слишком велика, то теория ожиданий предсказывает, что мотивация трудовой дея­тельности в этом случае будет ослабевать.

Если значение любого из этих трех критически важных для определения мотива­ции факторов будет мало, то мотивация будет слабой, а результаты труда низкими. Соотношение этих факторов можно выразить следующей формулой:

 

Мотивация = (3-Р) х (Р-В) х валентность (1)

 

Эксперимен­тальные исследования обычно свидетельствуют в пользу теории ожиданий. Критики этой теории призывают к проведению таких экспериментальных исследований, кото­рые сумели бы учесть конкретные особенности как отдельных людей, так и организа­ций. Другие специалисты считают, что необходимо уточнить и доработать техниче­ские, концептуальные и методологические основы теории ожиданий Врума [2].

Таким образом, менеджерам, которые стремятся усилить мотивацию рабочей силы, теория ожи­даний предоставляет для этого различные возможности. Поскольку разные люди об­ладают различными потребностями, то конкретное вознаграждение они оценивают по-разному. Следовательно, руководство организации должно сопоставить предла­гаемое вознаграждение с потребностями сотрудников и привести их в соответствие.

Для эффективной мотивации менеджер должен установить точное соотношение между достигнутыми результатами и вознаграждением. В связи с этим необходимо давать вознаграждение только за эффективную работу. Менеджеры должны сформи­ровать высокий, но реалистичный уровень результатов, ожидаемых от подчиненных, и внушить им, что они могут их добиться, если приложат усилия.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Соотношение содержательных теорий мотивации | Теория справедливости Адамса
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 515; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.