Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема 3. Особенности функционирования субъектов малого предпринимательства

 

Мировой опыт показывает, что мерки средних и крупных организаций не применимы к субъектам малого предпринимательства. Поэтому необходимо определить те особенности функционирова­ния малых предприятий, которые оказывают существенное влия­ние на всю деятельность субъектов малого предпринимательства.

Среди множества факторов, характерных для организаций малого бизнеса, необходимо выделить следующие:

· Скромные финансовые возможности по привлечению высоко­квалифицированных специалистов по бухгалтерскому учету и другим областям (в частности, юриспруденции, маркетин­гу, менеджменту).

· Потребность во всесторонних знаниях законодательства для осуществления своей деятельности.

· Небольшая численность работающих.

· Слабая защищенность перед произволом налоговых и иных контролирующих государственных органов.

· Представление руководства организации о бухгалтерском учете как средстве для исчисления налоговых обязательств.

· Недостаточное знание руководством задач бухгалтерского учета.

Рассмотрим каждый из этих факторов более подробно.

Скромные финансовые возможности по привлечению высококвалифицированных специалистов по бухгалтерскому учету

Грамотная постановка учета, четкое определение и распределе­ние функций бухгалтерского персонала в значительной мере опре­деляют правильность ведения бухгалтерского учета и расчета на­логовых обязательств. При организации предприятия его руково­дитель зачастую глубоко убежден, что пока у фирмы небольшие обороты, можно нанять недорогого бухгалтера, а вот потом... А вот потом одно из двух:

· либо приходит опытный бухгалтер и представляет руководи­телю целый список налоговых нарушений, многие из которых исправить сложно, а порой и невозможно (оптимистичный вариант);

· либо указанный список составляет налоговый инспектор (пессимистичный вариант).

Здесь важно знать и понимать, что первичная постановка уче­та - такое же необходимое условие при организации предприятия, как составление его учредительных документов. В течение 90 дней со дня государственной регистрации организация должна утвер­дить учетную политику. А с 2002 г. до подачи первой налоговой декларации по НДС, налогу на прибыль, единому налогу необхо­димо представить учетную политику для целей налогообложения.

Для грамотного формирования вышеуказанных документов тре­буются хорошие знания нормативных актов по бухгалтерскому учету и положений налогового законодательства. Очевидно, что низкоквалифицированному специалисту или начинающему бух­галтеру справиться с поставленной задачей чрезвычайно сложно. Ведь именно в этих документах закрепляются базовые правила ве­дения бухгалтерского учета и расчета налоговых обязательств. Ошибки, допущенные при формировании учетной политики, за­частую исправить не представляется возможным. В результате хо­зяйствующий субъект сам себе отсекает пути эффективной органи­зации бухгалтерского учета и налогообложения.

Потребность во всесторонних знаниях законодательства для осуществления своей деятельности.

Для организации даже небольшого предприятия необходимы всесторонние знания существующей законодательной базы: граж­данского права, налогового законодательства и др. Отсутствие со­ответствующих знаний часто используется противоположной сто­роной в своих интересах.

Однако наиболее опасно в этой ситуации пользоваться советами людей, считающих себя специалистами во всех областях. К этим советам необходимо относиться с наиболь­шей осторожностью, так как порой они приводят к совершению непоправимых ошибок.

Что касается главного бухгалтера организации, то его долж­ность по определению требует не только экономических, но и об­ширных юридических знаний. В любой организации есть сотруд­ники, следовательно, бухгалтер должен знать трудовое законода­тельство. Взаимоотношения между организацией и внешними контрагентами регулируются гражданским законодательством. При наличии внешнеэкономической деятельности важно соблю­дать валютное и таможенное законодательство. Ну и, разумеется, обязанностью бухгалтера является исчисление налогов, т. е. необ­ходимо знание налогового законодательства. Нехватка правового образования и отсутствие знаний об организации документооборо­та являются сейчас одними из наиболее актуальных проблем.

Небольшая численность работающих.

Физически всю деятельность малого предприятия иногда может обслуживать всего один человек. Однако отсутствие специальных знаний в отдельных областях, необходимых для осуществления бизнеса, заставляет набирать дополнительный персонал. Так как объемы деятельности не позволяют занять все рабочее время со­трудника выполнением исключительно его специальных обязанно­стей, его просят выполнять также другие работы, в том числе те, которые требуют знаний из других отраслей, специалистов по ко­торым у организации еще нет. Таким образом, малые предприятия в большей степени нуждаются в универсальных работниках. Кроме того, практически в каждом субъекте малого предпринимательства есть сотрудник, который единолично выполняет свои обязанности. Если по каким-то причинам он не выходит не работу (уволился, заболел и др.), в организации возникает авральная ситуация. По­этому возможность взаимозаменяемости сотрудников на малых предприятиях ценится очень высоко. В этой ситуации целесообраз­но рассмотреть вопрос о передаче отдельных функций специализи­рованным организациям (индивидуальным предпринимателям).

Слабая защищенность перед произволом налоговых и иных контролирующих государственных органов

Отсутствие возможности содержать квалифицированных спе­циалистов и несовершенство существующей судебной системы приводят к тому, что проверяющие органы безнаказанно могут чи­нить произвол, вынуждая незаконно переплачивать налоги, давать взятки и совершать иные действия, унижающие персонал и ущем­ляющие финансовые интересы субъектов малого предпринима­тельства.

Представление руководства организации о бухгалтерском учете как средстве для исчисления налоговых обязательств

С начала своего зарождения и до конца XIX в. бухгалтерский учет велся исключительно для управленческих целей и только в небольшом числе случаев — для выкачивания денег из акционе­ров. Таким образом, около 400 лет из 500 бухгалтерский учет раз­вивался исключительно в русле предоставления информации о финансово-хозяйственной деятельности организации. Многие руководители и учредители даже не догадываются, что бухгалтер­ский учет ведется для них, а не для налогового инспектора.

Недостаточное знание руководством задач бухгалтерского учета

В системе управления организацией бухгалтерский учет выпол­няет функцию обратной связи, т. е. предоставляет информацию ру­ководителю о том, чем он управляет и к каким результатам это приводит. Двумя наиболее значимыми задачами бухгалтерского учета являются обеспечение сохранности имущества и определение результатов деятельности. Незнание этих задач руководящим пер­соналом приводит к достаточно комичным ситуациям: в одном ка­бинете сидит бухгалтер, полностью поглощенный ведением бухгал­терского учета для целей налогообложения, в другом — руководи­тель в раздумьях о том, как организовать учет движения товаров на складе. Очевидно, что в подобной ситуации руководитель изобре­тает велосипед — в бухгалтерском учете все уже давно придумано.

Названные факторы обусловливают наличие некоторых особен­ностей ведения бухгалтерского учета у субъектов малого предпри­нимательства, которые не свойственны средним и крупным орга­низациям.

Незначительное либо полное отсутствие разделения труда в бухгалтерской службе. Бухгалтерский учет ведется зачастую одним бухгалтером, который отвечает за все участки работы. Если бух­галтерия состоит из двух-трех сотрудников, то каждый из них от­вечает за ведение бухгалтерского учета сразу на нескольких участ­ках. Главный бухгалтер, как правило, должен знать бухгалтерский учет всего спектра операций, совершаемых в организации. При этом ему необходимо в равной степени хорошо знать весь бухгал­терский процесс: от грамотного отражения операций в первичных учетных документах до составления баланса и других форм отчет­ности организации. Здесь кроется одна из основных проблем бух­галтерского аппарата малых предприятий: с одной стороны, грамотный бухгалтер, владеющий бухгалтерским учетом на всех участ­ках, дорого стоит и не любит возиться с бумажками (первичными документами); с другой — недорогой бухгалтер готов возиться с первичными документами, но оказывается не способен правильно составить отчетность и рассчитать налоги. Одним из возможных выходов из такого положения является привлечение сторонних высококвалифицированных специалистов для составления бух­галтерской и налоговой отчетности. Первоначально специалист привлекается для первичной постановки бухгалтерского учета и составления отчетности. Если ему установить свободный график работы, то стоимость услуг окажется вполне приемлемой. Данная схема обладает следующими преимуществами:

А) для руководителя организации:

· стоимость услуг привлеченного специалиста получается невысокой ввиду свободного графика его работы и неполной занятости, так как весь рутинный комплекс работ выполняется сотрудником организации;

· качество организации и ведения бухгалтерского учета ока­зывается на гораздо более высоком уровне;

· появляется возможность грамотно оптимизировать налого­обложение, используя опыт и профессиональные знания привлеченного специалиста;

· появляется возможность постоянно получать высококвали­фицированные консультации по вопросам бухгалтерского учета;

· появляется возможность поднять профессиональный уро­вень своего бухгалтера за счет помощи специалиста, что по­зволит в дальнейшем если и не отказаться, то по меньшей мере снизить стоимость его услуг по причине меньшего количества обращений к нему;

Б) для бухгалтера организации:

· отсутствует конкуренция со стороны более профессиональ­ного сотрудника на предмет «подсиживания»;

· появляется возможность непрерывно повышать свои про­фессиональные знания за счет консультаций у привлечен­ного специалиста;

· появляется возможность увеличения заработной платы в связи с ростом профессиональных знаний и увеличения за­нятости за счет снижения ее у привлеченного специалиста;

· отсутствует ответственность за правильность составления бухгалтерской отчетности и достоверность расчета налого­вых обязательств организации.

2. Выполнение бухгалтерским персоналом смежных функций, ко­торые в крупных и средних организациях выполняются отдельными подразделениями. Чаще всего на малых предприятиях на бухгалте­ра возлагается обязанность по ведению кадрового учета организа­ции. Не менее часто бухгалтеру приходится отвечать на юридиче­ские вопросы.

3. Очень сильное влияние налогового законодательства на орга­низацию бухгалтерского учета. Отсутствие финансовых возможно­стей для организации одновременно налогового, управленческого, финансового учета заставляет малые предприятия отдать предпоч­тение одному из них. В силу незыблемой веры руководства в то, что бухгалтерский учет ведется ради исчисления налогов, этому направ­лению и отдается предпочтение. Однако любому руководителю не­обходимо помнить, что организация создается не ради уплаты на­логов, а ради получения прибыли. Следовательно, бухгалтерский учет должен быть организован так, чтобы он максимально способ­ствовал этому. Бухгалтерский учет на протяжении более 500 лет своего развития создавался ради достижения этой цели.

 


РАЗДЕЛ II. ОРГАНИЗАЦИЯ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЁТА НА ПРЕДПРИЯТИЯХ МАЛОГО БИЗНЕСА.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Тема 2. Нормативно-правовое регулирование деятельности субъектов малого предпринимательства | Тема 1. Принципы организации бухгалтерского учета на малом предприятии
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 970; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.018 сек.