Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема 5. Возникновение и развитие пенсионной системы в России




Фонд инвестирования жилищного строительства

Субъекты федерации и местные органы самоуправления создают региональные внебюджетные (экономические) фонды.

На основе Указа Президента РФ «О разработке и внедрении внебюджетных форм инвестирования жилищного строительства» от 24.12.94 г. формируются внебюджетные фонды развития жилищной сферы. Правительство РФ утвердило примерный порядок создания и использования региональных (местных) внебюджетных фондов развития жилищного строительства.

Основными задачами региональных (местных) внебюджетных фондов развития жилищного строительства являются: создание условий для привлечения внебюджетных источников финансирования жилищной сферы; эффективное использование средств на формирование рынка жилья; содействие развитию производственной базы домостроения.

Средства фондов формируются за счет добровольных взносов юридических лиц, граждан, целевых кредитов под гарантию органов местного самоуправления, дивидендов от операций с ценными бумагами, приобретенными на временно свободные средства фонда, платы за инжиниринговые, информационные и другие услуги, оказываемые службой фонда. Из фондов финансируются строительство жилья и объекты социальной инфрастуктуры, строительство и ремонт ЖКХ, социальная поддержка малоимущим группам населения для оплаты строительства и содержания жилья.

1. Становление пенсионной системы

 

Начало социального страхования в России датируется 1912 годом. После принятия IV Государственной Думой закона от 23 июня 1912 г. проводилось страхование рабочих на случай болезни. Создавались больничные кассы. Аккумулированные в них средства расходовались на выдачу пособий, лекарств, материальной помощи.

В 20-е годы ХХ в. постепенно распространяется пенсионное обеспечение по старости. Им были, кстати, охвачены преподаватели высших учебных заведений, рабочие текстильной промышленности, затем ведущих отраслей тяжёлой промышленности. В 1932 году пенсионное обеспечение по старости было предоставлено всем рабочим. В 1964 году был принят Закон «О пенсиях и пособиях членам колхозов», который предусматривал с 1965 года для колхозников выход на пенсию для мужчин с 65 лет, для женщин – с 60 лет. В 1968 году колхозники получили право на пенсию по старости с того же возраста, что и рабочие и служащие: с 60 лет – мужчины, с 55 лет – женщины.

Удовлетворительным было пенсионное обеспечение военнослужащих, инженерно-технических работников, преподавателей вузов. Рабочие и колхозники имели весьма скромную пенсию. Но при низких ценах на продовольственные товары и коммунальные услуги элементарные потребности пенсия позволяла удовлетворять.

Постсоциалистический курс, увеличение безработицы стимулировали широкое распространение досрочного выхода на пенсию как способа смягчения проблем на рынке труда. Отсюда необычно высокие даже по сравнению с наиболее развитыми странами темпы роста числа пенсионеров, приходящихся на одного работающего. В Болгарии в 1990 году на 100 занятых приходилось 58 пенсионеров, в 1996 году – 76; в Венгрии – соответственно 45 и 75; в Польше – 43 и 58; в Словакии – 51 и 62; в Хорватии – 38 и 83; в Чехии – 55 и 63 пенсионера. В России в 1991 году на 100 занятых приходилось 46 пенсионеров, а в 2002 году – 59. (Источник: Гайдар Е. Т. Долгое время. Россия в мире: очерки экономической истории. – 2-е изд. – М.: Дело, 2005, с.530).

Право социального обеспечения как отрасль законодательства сформировалась в 1990-х г. г. ХХ в. Закон «О государственных пенсиях в РСФСР» от 20 ноября 1990 г. № 340-1 разрабатывался как страховой с обособленной от государственного бюджета финансовой основой – Пенсионным фондом Российской Федерации (ПФРФ). Суть положенных в его основу страховых идей состоит в том, что каждый гражданин, работающий по найму, подлежит обязательному пенсионному страхованию; все условия и нормы уплаты страховых взносов, условия и нормы пенсионного обеспечения определяются только законом; реальный уровень пенсий находится в неразрывной связи со страховым стажем и размером заработка; средства обязательного пенсионного страхования не могут расходоваться на иные цели, кроме пенсионного обеспечения застрахованных и их семей.

 

 

2. Правовые основы пенсионной системы

 

После принятия Закона «О государственных пенсиях в РСФСР» либерализация цен и другие известные решения привели к резкому снижению доходов многих миллионов россиян. Удорожание жизнеобеспечения, повышение прожиточного минимума, ослабление социальной защиты обусловили дальнейшее развитие права социального обеспечения. Пенсионная реформа, продолжавшаяся более десяти лет, завершилась принятием ряда нормативных актов, являющихся базой для правовой регламентации пенсионных правоотношений. В их числе:

· Федеральный закон от 15 декабря 2001 г. № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации»;

· Федеральный закон от 15 декабря 2001 г. № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации»;

· Федеральный закон от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»;

· Федеральный закон от 24 июля 2002 г. № 111-ФЗ «Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в Российской Федерации».

Последний из перечисленных законов особенно важен для практики. Капитализация накопительной части трудовой пенсии, например, в форме инвестиций в надёжные ценные бумаги обещает реальное приращение этой части пенсии. В действие приводится мудрый принцип: «Спасение утопающих – дело рук самих утопающих». Некоторые из наших юных читателей вероятно заметят: «Мрачновато сказано». Да, но по существу. Пенсионерам не просто быть оптимистами.

Пенсионный фонд Российской Федерации (ПФРФ) касается материальных интересов 38 млн. пенсионеров. Он наиболее крупный по величине мобилизуемых ресурсов из всех социальных фондов. На долю ПФРФ приходится ≈ 80,6% суммы средств, поступающих во все социальные внебюджетные фонды.

 

 

3. Формирование доходов ПФ РФ

 

В соответствии с действующим законодательством доходы ПФРФ формируются за счёт:

· части единого социального налога, соответствующей размеру бывшего страхового взноса в Пенсионный фонд;

· ассигнований из Федерального бюджета РФ на выплату государственных пенсий и пособий военнослужащим и приравненным к ним по пенсионному обеспечению граждан, их семей;

· средств, возмещаемых ПФРФ Государственным фондом занятости населения РФ в связи с назначением досрочных пенсий безработным;

· средств, взыскиваемых с работодателей и граждан в результате предъявления регрессивных требований;

· добровольных взносов (в том числе валютных ценностей) физических и юридических лиц, а также доходов от капитализации средств Пенсионного фонда и других поступлений.

Использование средств ПФРФ осуществляется на основе пенсионного законодательства, а также постановлений и указов Президента и Правительства Российской Федерации. Средства ПФРФ направляются на следующие цели:

· выплату государственных пенсий;

· выплату пособий по уходу за ребёнком в возрасте старше 1,5 лет;

· оказание органами социальной защиты населения материальной помощи престарелым и нетрудоспособным гражданам;

· финансовое и материально-техническое обеспечение текущей деятельности ПФРФ и его органов;

· другие мероприятия, связанные с деятельностью ПФРФ.

В условиях острого дефицита государственных средств обязательства правительства перед пенсионерами являются тяжёлым бременем для казны. Увеличение ставок социального налога усугубляет ситуацию в реальном секторе экономики. Поэтому требуется поиск оптимальной для условий России пенсионной системы.

Работа, связанная с глубокой пенсионной реформой, началась в 1995 году. В 1997 году основные контуры пенсионной реформы были выработаны и одобрены правительством. Однако из-за политических причин (отсутствие поддержки парламентского большинства) к практическому проведению реформ удалось приступить только в 2001 – 2002 г. г.

Принятые в эти годы решения заменили доставшуюся в наследство от Советского Союза и первого постсоветского десятилетия распределительную систему, в рамках которой пенсионные права были слабо связаны с трудовым вкладом и предшествующими отчислениями в пенсионный фонд. Новая пенсионная система включает в себя:

1. минимальную плоскую социальную пенсию, гарантируемую всем российским гражданам по достижении пенсионного возраста, финансируемую за счёт социального налога;

2. условно-накопительную компоненту – дополнительные выплаты, превышающие гарантируемую минимальную пенсию; в рамках данной компоненты пенсионные права чётко зависят от объёма предшествующих начислений;

3. собственно накопительную часть пенсионной системы, в которой в которой реально аккумулируются средства на индивидуальных счетах граждан; в 2002 г. на эти цели были направлены отчисления в размере 2% выплачиваемой заработной платы; к 2006 г. этот размер планируется увеличить до 6%.

По прогнозам в рамках намеченной программы пенсионной реформы объём взносов в накопительную систему обязательного пенсионного страхования возрастёт с 0,39% ВВП в 2002 г. до 1,71% ВВП в 2030 году и 2, 03% ВВП в 2050 году.

Граждане имеют право самостоятельно выбрать – хранить ли им пенсионные накопления в Государственном пенсионном фонде или в одном из лицензированных негосударственных пенсионных фондов.

Статистические данные и прогнозы показывают, что до 2007 года обеспечен рост числа работников, приходящихся на одного пенсионера. Благоприятный прогноз. Но следует спешить. В 2008 году начнётся ускоряющий рост нагрузки на работающих, связанный со вступлением в пенсионный возраст относительно многочисленных возрастных групп волны высокой рождаемости. Поэтому ключевое значение для выработки и реализации пенсионной реформы в России играет фактор времени. Если не реализовать оперативно радикальную стратегию пенсионной реформы, направленную на расширение доли накопительной части пенсии, форсированное развитие добровольного пенсионного страхования, Россия столкнётся с теми же проблемами, что и зарубежные передовые страны – отсутствием финансовых ресурсов для глубокой реформы.

Заработная плата работающих ныне облагается подоходным налогом по единой ставке – 13%. Такую шкалу налогообложения называют плоской. Были отвергнуты рекомендации по использованию прогрессивной шкалы налогообложения. Даже если богатый платит, как все, 13%, в абсолютной сумме он платит больше бедных. Прогрессия в абсолютной сумме и достаточна; другой подход подрывал бы стимулы к росту квалификации и заработной платы. Плоская шкала способствует укреплению финансовой дисциплины, прозрачности налогооблагаемой базы. Всё это так. Но почему един социальный налог и почему его платит работодатель практически в полном объёме?

Подоходный налог теряется для налогоплательщика, превращается в трансферт для другого. Вклады в пенсионный фонд персонифицируются, по крайней мере, в части, поступающей на индивидуальный накопительный счёт. Они превращаются в индивидуальные инвестиции, а сберегатель, и только он, претендует на чистый доход к моменту выхода на пенсию.

Вывод: теоретически и практически за счёт социального налога на работодателя обосновано формирование базисной и страховой части пенсии. Накопительная часть должна формироваться за счёт налогов с индивидов, построенных по прогрессивной шкале. Чем выше доходы граждан, тем выше качество их жизни, тем вероятнее долгожительство.

Назовём период с момента выхода на пенсию и до смерти периодом дожития. Он у каждого пенсионера свой. В этой связи равная ежемесячная пенсия, гарантированная государством, сопровождается неравным обязательством государства перед пенсионером за весь период дожития. Прогрессивный налог (обязательные отчисления) на создание накопительного индивидуального пенсионного счёта получает обоснование.

Ранее авторы оспорили целесообразность существования подоходного налога с граждан, помимо него уплачивающих НДС и акцизы. Теперь пора сделать более конкретное предложение: подоходный налог с граждан постепенно следует трансформировать в социальный налог. Обязательства по социальному налогу следует чётко разделить между работодателями и работающими. Реализация названных предложений позволит снизить социальный налог, уплачиваемый работодателями с вытекающими отсюда положительными следствиями для экономики.

Ставки социального налога, уплачиваемого работодателями, в любом случае следует пересматривать. Вряд ли оправдано введение единого социального налога – источника доходов для трёх внебюджетных фондов: пенсионного, социального страхования и обязательного медицинского страхования. Средства пенсионного фонда особые в том смысле, что они резервируются, увеличивают инвестиционный потенциал страны. Налогоплательщики вправе знать, как велик пенсионный фонд, в том числе накопительная часть в его составе, в какие проекты вложена накопительная часть пенсий.

Дефицит средств для целей пенсионного обеспечения не следует драматизировать. Драмой может стать демографическая ситуация. Средняя ожидаемая продолжительность жизни мужчин в России в 2001 г. составила 59 лет против 61,5 года в 1979 – 1980 г. г. Большинство мужчин к моменту выхода на пенсию (если мужчины до пенсии доживают) имеют ≈ 40 лет трудового стажа. В течение всего этого срока на заработную плату работающего начисляется социальный налог и формируется пенсионный фонд. Но пенсии начисляются только тем, кто имеет положительный срок дожития.

 

4. Демографическая ситуация

 

Угрозу национальной безопасности России представляет сокращение численности населения по причине низкой рождаемости (см. табл. 5.1.).

 

 

Таблица 5.1.

Численность населения России в 2050 году, млн. чел.

Авторы прогноза Минимальное значение Максимальное значение Среднее значение
С. Ермаков, О. Захарова (ИСПИ РАН), 1999 71,4 89,6 80,2
ООН, 2000 96,1 113,1 104,3
А. Андреев на основе сценариев Госкомстата России, 2001 79,4 120,6 101,2
А. Антонов, В. Медков, 2001 84,6 108,0 94,4
В. Архангельский, 2001 76,5 103,9 90,6

 

Угрозу таит снижение рождаемости. Следствием становится изменение возрастной структуры населения, относительное увеличение пожилой части общества. По расчётам Е. Т. Гайдара, соотношение людей пенсионного возраста и работающих в России в 2050 г. может составить 74,2% против 34,6% в 2000 г. и против 31,5% в США в 2000 г. авторы пособия делают в этой связи такой вывод. Активная демографическая политика жизненно важна для России и не имеет никакой разумной альтернативы. Мы много внимания уделяем равным условиям налогообложения граждан с низкими доходами и долларовых миллиардеров, забывая, что сохранение бедности – это не родившиеся дети и несостоявшиеся будущие работники.

Стране нужна накопительная пенсионная система, главными вкладчиками которой должны стать граждане с высокими и средними доходами. Высвободившиеся средства фирм-работодателей следует направить на защиту материнства и детства.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 703; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.