КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Футуризм
Футуризм – новаторское течение в литературе, отрицающее поэтические традиции, экспериментирующее со словом, формой и синтаксисом.
Игорь Северянин (наст. Игорь Лотарёв) (1887 – 1941)
Сборники Игоря Северянина:
«Громокипящий кубок» (1913) «Златолира» (1914) «Ананасы в шампанском» (1915) «Victoria Regia» (1915) «Поэзоантракт» (1915) «Тост безответный» (1916)
В 1914 году в Петербурге Игорь Северянин возглавил группу поэтов-эгофутуристов. «Эго» в переводе с латинского – «я». В центре творчества поэта-эгофутуриста – его «я», его личность. Сущностью своего творчества Игорь Северянин считал собственную фантазию. К своему «эго» («я») поэт относится как к носителю «вселенской души». Идеал Игоря Северянина – стремление к природной гармонии, к естественной красоте. В своих произведениях Игорь Северянин использует иронию, которая является защитной реакцией на скучную действительность, глупость, пошлость и бездушие. «Лирический ироник» - так сам поэт определил свой стиль в поэзии. В своих воспоминаниях Северянин писал: «Лозунгами моего эгофутуризма были: 1. Душа – единственная сила. 2. Самоутверждение личности. 3. Поиски нового без отвергания старого. 4. Осмысленные неологизмы. 5. Смелые образы, эпитеты, ассонансы и диссонансы. 6. Борьба со «стереотипами» и «заставками». 7. Разнообразие метров».
Новаторство Игоря Северянина проявилось в области формы и ритма (неологизмы – «всюду майно», «лес драприт стволы», «снежеет нежно»). Большую роль в поэтическом языке Северянина играет цвет («янтарно-алый», «лазурно-крылатый», «померанцевые лучи»). «Увертюра» («Ананасы в шампанском») «Эпилог» («Я, гений Игорь Северянин»)
«Интродукция»
ЛЕКЦИЯ № 5. РАННИЕ РАССКАЗЫ М. ГОРЬКОГО. РАССКАЗ «ЧЕЛКАШ»
В ранних реалистических рассказах («Челкаш», «Коновалов», «Бывшие люди», «Два босяка» и др.) Горький обращается к противоречиям народной души. Он изображает горькую правду жизни – жалкое существование босяков, безработных, деклассированных элементов. Писатель показал страшный результат нравственного разрушения человека. Хотя в каждом из своих героев Горький видит и человеческие переживания, и проявление добра, мудрости, и тяготение к красоте вольной и могучей земли. Но главное в ранних рассказах Горького – это трагическое расточение души, по природе своей способной на светлые чувства и сильные порывы. Романтические рассказы («Макар Чудра», «Старуха Изергиль», «Песня о Соколе», «Немой», «Песня о буревестнике») явились поиском автора. Он был найден им в памяти поколений, в легендах и сказаниях разных народов. В романтических образах также воплотились противоречия человеческой души и мечта о красоте. Романтический герой задуман как разрушитель сонного прозябания большинства, как яркая личность, следующая свои путём. Романтический герой Горького устремлён в небо, он жаждет нравственного преображения, для него характерны возвышенные человеческие устремления; это гордые и сильные личности (Лойко Зобар и Рада, Данко, Сокол, Буревестник). В романтических рассказах отражено трагическое столкновение между мечтой, влечением к прекрасному и страхом перед жизнью, тупым равнодушием к красоте.
Рассказ «Челкаш» (1895)
Рассказ относится к так называемым «босяцким» рассказам дооктябрьского творчества писателя. Рассказ можно разделить на 3 части: § встреча героев; § словесная дуэль; § столкновение. Начинается рассказ с описания пристани большого портового города: грохот машин, металлический скрежет, тяжёлые пароходы-гиганты. «Всё дышит модными звуками гимна Меркурию» (Меркурий – бог торговли, обогащения, прибыли, а также он – проводник в царстве мёртвых). Мёртвый, железный капитализм – вот те условия, в которые помещает своего героя М. Горький.
Главных героев в рассказе двое – Гришка Челкаш и Гаврила. Челкаш – «старый травленый волк, заядлый пьяница» и «ловкий, смелый вор». Он живёт тем, что обворовывает суда, а затем продаёт свою добычу. Такие занятия и образ жизни вполне устраивают этого героя. Они удовлетворяют его потребность в чувстве свободы, риска, единения с природой, в ощущении собственной силы. Для описания Челкаша автор постоянно использует слово «хищный» («хищное лицо», «хищный нос», «хищная худоба»), он сравнивает его со степным ястребом, выжидающим свою добычу. С одной стороны, это вызывает у читателя чувство отторжения от героя, с другой – подчёркивает его понимание свободы. Основные черты характера Челкаша – хищничество и свободолюбие. Гаврила – молодой, широкоплечий, коренастый, русый, загорелый крестьянский парень с большими голубыми глазами. Челкаш и Гаврила – герои-антиподы. В первый момент симпатии читателя находятся на стороне Гаврилы. В речи Челкаша – острые, грубые, неприятные слова, Гаврила же, напротив, говорит мягко и вежливо. Из разговоров героев мы узнаём, что Челкаш – человек свободный, вольный, у него нет никаких привязанностей. Писатель явно симпатизирует своему герою. Понятие свободы у Гаврилы – совсем другое, да он и не способен быть свободным. Челкаш и Гаврила – два человека, живущие по-разному и для разного. А значит, столкновение между ними неизбежно. Они оба бедны, голодны. Но Челкашу не нужны деньги как таковые, он их пропьёт. Ему дорог а воля и море, созерцанием которого никогда не пресыщалась его кипучая, нервная натура. «Тёмная широта, бескрайняя, свободная и мощная» рождала «мощные мечты». А Гаврила оказывается охоч до денег и готов «душу загубить», ограбив своего работодателя. «Кабы этакие деньги да на хозяйство потратить, корову купить, домик поставить, женой обзавестись!» «Жаден ты», - говорит ему Челкаш. В подаче Горького Гаврила – низок, подобострастен, жалок, хотя внутри его идёт борьба: «Беда от них» (денег). Когда появляются деньги, Гаврила сначала униженно бросается Челкашу в ноги, а затем неожиданно хватает камень и бросает им в Челкаша. Челкаш удивлён и растерян. Он одновременно чувствует к Гавриле и жалость, и ненависть. И теперь понятно, что Челкаш «выше» Гаврилы, но жизнь, которую он ведёт, не даёт ему развиваться.
Но, по сути, оба героя страшны: и тот, кто бросает камень, и тот, кто издевается над крестьянским инстинктом, колотит по спине и кричит: «Убью!» Объективный же смысл рассказа в ином: страшен мир, в котором люди, подчинившись его волчьим законам, начинают цинично выживать один другого, вплоть до покушения на убийство. Рассказ «Челкаш» можно считать переходом к горьковскому «романтическому реализму», который станет творческим методом писателя.
ЛЕКЦИЯ № 6. ПЬЕСА М. ГОРЬКОГО «НА ДНЕ»
Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 460; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |