Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Лекция № 8. Понятие производной. В соответствии с Конституцией Украины коммунальная собственность является собственностью соответствующего территориального общества

3.

2.

1.

1.

В соответствии с Конституцией Украины коммунальная собственность является собственностью соответствующего территориального общества. Само территориальное общество рассматривается как сообщество граждан Украины – жителей города, села и поселка или добровольного объединения жителей нескольких сел, которые образуют отдельное поселение, наделенное правом самостоятельно решать вопрос местного значения в рамках Конституции и законов Украины. Следовательно, субъектом права коммунальной собственности по Конституции является территориальное общество, а от ее имени – хозяйничающий орган местного самоуправления, которое избирается жителями города, села, поселка или объединения сел.

Коммунальная собственность является самостоятельной и равноправной формой собственности наряду с такими видами собственности как государственная, частная и др. По своей экономической природе коммунальная собственность является коллективной формой собственности, потому что отражает отношения коллективного владения жителями городов, сел, поселков и объединений сел средствами, объектами и имуществом этой собственности, а также отношение упомянутых категорий населения к данным средствам, объектам и имуществу как к собственным. Территориальное общество, имея статус территориального коллектива граждан Украины, является коллективным владельцем средств, объектов и имущества коммунальной собственности.

Экономическая сущность коммунальной собственности в Украине такая же, как и муниципальной в зарубежных странах. Название коммунальная собственность является синонимом понятия муниципальная собственность. Термин коммунальная собственность происходит от понятия коммуна (в переводе из французского commune значит общество, а из латинского – communis – общий)

Финансы предприятий коммунальной формы собственности являются составной частью местных финансов, но им присущие определены специфические признаки, которые выплывают из особенностей форм собственности и ведения хозяйства. Да, имущество предприятий коммунальной формы собственности находится в собственности местных органов самоуправления, потому для финансирования этих предприятий, кроме собственных источников, привлекаются средства местных бюджетов, а также средства, полученные в порядке перераспределения между этими предприятиями. Важно отметить, что предприятия и заведения социально-культурной сферы коммунальной формы собственности функционируют как в сфере материального производства, так и в непроизводственной сфере, потому организационно их можно разделить на три группы: те, которые полностью находятся на бюджетном финансировании; предприятия, которые частично финансируются за счет местных бюджетов и предприятия, которые функционируют на принципе самой окупаемости.

Заведения культуры, образования, здравоохранения, туризма и спорта, как правило, финансируются за счет средств местных бюджетов; предприятия жилищного и коммунального хозяйства, транспортные предприятия в значительной степени финансируются за счет средств местных бюджетов; ремонтные, ремонтно-строительные предприятия, проектные организации и другие функционируют на принципах самоокупаемости. Таким образом, на уровне местного хозяйства создан сектор экономики со спецификой формирования доходов, расходов, получения прибыли и его распределения. То есть предприятия коммунальной формы собственности, будучи составной частью местного хозяйства, имеют специфику организации финансовых отношений.

Проблемы становления, организации и развития местных финансов широко освещены в экономической литературе. Что же касается вопроса организации финансов на предприятиях коммунальной формы собственности, то ученые и экономисты-практики рассматривают его, главным образом, при освещении других проблем местных финансов. В настоящее время отсутствуют специальные труды, посвященные комплексному исследованию проблем финансов предприятий коммунальной формы собственности, которые бы, в частности, характеризовали особенности проявления сущности финансов в этом секторе ведения хозяйства в условиях перехода к рыночным отношениям, что в известной степени влияет на эффективность их использования местными органами самоуправления.

На наш взгляд, финансы предприятий коммунальной формы собственности являются составляющей местных финансов и в то же время они являют собой самостоятельную экономическую категорией, которая отражает экономические отношения, связанные с распределением и перераспределением стоимости валового внутреннего продукта путем формирования и использования централизованных и децентрализующих фондов денежных средств на местном уровне с целью наиболее полного удовлетворения жилищно-коммунальных потребностей населения.

Предприятия коммунального хозяйства имеют свыше 20 направлений деятельности, которые охватывают практически все основные сферы жизнедеятельности человека и за своим функциональным назначением разделяются на:

· жилищное хозяйство (жилые и нежилищные дома и отделены здания);

· санитарно-технические (водопроводы, канализация, предприятия из санитарной очистки мусора);

· транспортные (автобусные парки, трамвайные и троллейбусные депо, метрополитен и фуникулер);

· коммунальной энергетики (электрические, газовые и тепловые сети);

· коммунального обслуживания (гостиницы и тому подобное);

· городские пути.

Жилищно-коммунальное хозяйство как отрасль местного хозяйства было менее всего подготовлено к рыночным условиям ведения хозяйства. Это связано с тем, что в условиях административно командных методов управления плата за жилье только частично покрывала расходы на его содержание.

За счет государственного бюджета и средств предприятий почти полностью осуществлялось новое жилищное строительство и значительная часть расходов на капитальный ремонт жилищного фонда, потому о самой окупаемости жилищно-эксплуатационных организаций и хозрасчете в этот период не могло быть и языка.

Значительные средства из местных бюджетов выделялись также коммунальным предприятиям.

 

Правовые формы организации коммунальных предприятий:

Унитарное коммунальное предприятие - это предприятие, не наделенное правом собственности на закрепленное за ним имущество. Имущество такого предприятия является неделимым и не может быть распределено на частицы, паи. Не могут иметь частицы, паев в таком предприятии и его работники. Имущество унитарного коммунального предприятия используется на основе права хозяйственного ведания или на основе права оперативного управления.

Коммунальным акционерным обществом является общество, которое имеет уставный фонд, разделенный на определенное количество акций ровной нарицательной стоимости. Акционерное общество несет ответственность за обязательствами лишь имуществом общества. Акционеры отвечают за обязательствами общества лишь в пределах надлежащих им акций. Орган местного самоуправления может владеть 100 процентами акций акционерного общества или лишь их частью. Коммунальным акционерным обществом считается общество, в котором свыше 50 процентов акций принадлежит органу местного самоуправления. Органы местного самоуправления могут быть участниками как открытых, так и закрытых акционерных обществ.

Коммунальным обществом с ограниченной ответственностью является общество, которое имеет уставный фонд, распределенный на части согласно количества участников, размер которых определяется уставными документами. Участники общества несут ответственность за его обязательствами в пределах их взносов в уставный фонд. В случаях, определенных уставными документами, участники ООО, которые не полностью вложили свои взносы, отвечают за обязательствами общества в пределах внесенной суммы. Органы местного самоуправления могут владеть уставным фондом общества с ограниченной ответственностью полностью или частично. Коммунальным считается общество с ограниченной ответственностью, если орган местного самоуправления владеет более чем 50 процентами его уставного фонда.

 

 

Особенности функционирования финансов коммунальных предприятий в Украине:

— Финансы предприятий коммунальной собственности функционируют на основе законодательства, которое регламентирует деятельность всех хозяйственных структур в экономике Украины.

— Большинство учреждений и заведений, которые находятся в коммунальной собственности, являются самостоятельными юридическими лицами и финансируются за счет местных бюджетов на основе смет. Но часть коммунальных заведений не имеют самостоятельных банковских счетов, а лишь субсчета, например школы, детские садики и др. Еще часть коммунальных учреждений и заведений имеют смешанную систему финансирования - как сметную, так и хозрасчетную.

— Прибыль предприятий коммунальной собственности распределяется в порядке, определенном соответствующими местными советами согласно уставам этих предприятий. Уставы утверждаются соответствующими местными советами, которым принадлежат указанные предприятия.

— Прибыль предприятий коммунальной собственности подлежит налогообложению. 100 % налогу на прибыль коммунальных предприятий засчитывается в бюджет местной ради того уровня, которому принадлежат эти предприятия.

— Местные советы могут предоставлять льготы или полностью освобождать от налогообложения предприятия коммунальной формы собственности в той части, в которой эти налоги зачисляются к соответствующим местным бюджетам.

— Коммунальные предприятия в Украине имеют самостоятельные финансовые балансы, их счета не объединяются с бюджетными счетами органов местного самоуправления.

— Финансы коммунальных предприятий учитываются в составе финансов государственного сектора экономики.

Коммунальные платежи - платежи, которые стягиваются местными органами власти как плата за предоставленные услуги физическим и юридическим лицам. В Украине система коммунальных платежей огосударствлена. Исполнительные органы сельских, поселковых и городских советов получили право на установление в порядке и пределах, определенных законодательством, тарифов из оплаты бытовых, коммунальных, транспортных и других услуг, которые предоставляются предприятиями и организациями коммунальной собственности соответствующего территориального общества.

Планирование расходов местных бюджетов на финансирование предприятий коммунальной формы собственности имеет свои особенности, потому что начинается с определения доходов этих предприятий.
Как правило, доходы предприятий коммунальной формы собственности значительно меньше, чем расходы, потому после тщательной проверки расчетов предприятий местные финансовые органы планируют государственную дотацию в размере, необходимому для збалансування их
доходов и расходов. При этом отдельно планируется дотация с учетом не только функционального назначения предприятий, но и направления предоставления дотации. Да, жилищно-эксплуатационным конторам предоставляется: бюджетная дотация на покрытие убытков от эксплуатации, от превышения оплаченного НДС над полученным и на покрытие разницы в тарифах на тепло, которое подается ведомственными котельными; дотация на капитальный ремонт. Транспортным предприятиям бюджетная дотация планируется на покрытие эксплуатационных расходов, на капитальный ремонт подвижного состава, на приобретение нового подвижного состава и на капитально обновительные работы. То есть дотации из местных бюджетов коммунальным предприятиям планируются в зависимости от их функционального назначения. Кроме того, в дотации коммунальным предприятиям может закладываться прибыль, размер которой зависит от состояния местного бюджета, из которого планируется получить
прибыль.

Финансовое планирование в коммунальных предприятиях начинается с определения денежных поступлений, при этом их состав и структура зависят от функционального назначения предприятия.

Например, в жилищном хозяйстве сначала определяются доходы по всем источникам поступлений: квартирная плата, арендная плата за нежилищные помещения, возмещения расходов на содержание внутридомовых сетей. Общая сумма квартирной платы рассчитывается исходя из размеров среднегодовой жилой площади, за которую проводится оплата, и средней ставки платы за 1 кв. м. При этом размер среднегодовой оплаченной площади определяется по формуле:

где: П — размер жилой площади на начало планового года;

В — размер жилой площади, которая вводится в действие в плановом году;

Н — размер жилой площади, которая выбывает из эксплуатации в плановом году;

М — количество месяцев функционирования жилой площади в плановом году (это количество вычисляется из 1 числа месяца, следующего за месяцем введения жилой площади в эксплуатацию; аналогично делают и относительно выбывающей жилой площади);

12 — количество месяцев в году.

Средняя квартирная плата за 1 кв. м жилой площади определяется, выходя из отчетных данных за предыдущий год, путем деления суммы полученной квартирной платы на среднегодовой размер жилой площади.

На размер индивидуальной квартирной платы влияют такие факторы: улучшение в новых домах условий благоустройства квартир, решения правительства Украины и местных органов власти относительно изменения тарифов за пользование жилой площадью, обеспечение домов лифтами, местонахождение и поверхностность дома.

При планировании доходов предприятий жилищного хозяйства следует обратить внимание на то что, значительная часть обитателей домов имеет право на получение разнообразных льгот, которые финансируются, как правило, из местного бюджета.

Арендная плата за нежилищные помещения вычисляется за тарифами, дифференцированными в зависимости от типа строения, целей использования и ее местонахождения.

Доходы от нежилищных помещений состоят из арендной платы за установленными тарифами, оплаты отопления, коммунальных услуг за установленными ставками и тарифами, а также уплаты общих для всех владельцев домов расходов на управление, эксплуатацию и текущий ремонт жилищного фонда пропорционально занятой площади.

Важно отметить, что структура доходов жилищного хозяйства имеет значительные колебания, которые связаны со структурой жилой и арендной площади и ее местонахождением. Например, в 2000 году жилищные организации Ватутинского района м. Киева получили 53% доходов от квартирной платы, в Дарницком районе м. Киева этот источник доходов составлял 59,5%, или на 6,5 пункту больше; арендная плата за нежилищные помещения в Ватутинском районе составляла 7,0%, а в Дарницком — 19,3%, или на 12,3 пункту больше; средства, полученные на возмещение расходов на содержание внутридомовых сетей в Ватутинском районе равнялись 5,4%, а в Дарницком — 5,8%, или на 0,4% пункту меньше; другие доходы в Ватутинском районе составляли 30,0%, а в Дарницком — 15,4%, или на 14,6% пункту меньше.

Несколько по-другому планируются доходы транспортных предприятий коммунальной формы собственности. В основу планирования положены объемы перевозок пассажиров, при этом они разделяются на перевозку пассажиров, которые платят за свой проезд, и пассажиров, которые пользуются льготами. Кроме того, планируются доходы от других видов деятельности. Доходы от платных перевозок определяются путем умножения количества пассажиров, которое планируется перевезти, на цену одной перевозки (тариф). Перевозка пассажиров, которым предоставляется льгота, осуществляется за счет бюджетных дотаций, сумма которой определяется путем умножения количества бесплатных перевозок пассажиров на действующий тариф.

Доходы от других видов деятельности планируются, исходя из достигнутого в предыдущий период уровня с учетом изменений, которые состоятся в плановом периоде. К другим видам доходов принадлежат доходы, полученные от сдачи в аренду собственных помещений, поступления от размещения рекламы на остановках и подвижном составе. Следует отметить, что на всех видах транспорта сложилась приблизительно одинаковая структура доходов. Да, в м. Киеве в 2000 году в доходах «Киивмиск-
автотранса» поступления от перевозки пассажиров составляли 95,0%, а другие поступления — 5,0%, аналогичная ситуация в «Метрополитене» и «Киивелектротранси».

Расходы предприятий жилищного хозяйства состоят из
таких основных статей: заработная плата, которая составляла в м. Киеве в
2000 году, — 21,0%; начисление на заработную плату — 8,2%; плата за техническое обслуживание жилых домов — 14,0%; ремонт
жилищного фонда — 7,7%; вывоз мусора — 11,1%; материальные
расходы — 4,4%; электроэнергия на освещение лестничных клеток, работу лифтов и на собственные потребности — 10,5%; амортизационные отчисления на полное возобновление отделенных нежилищных домов — 3,4%; содержание домового хозяйства, технического инвентаря, дренаж и механизирована уборка — 16,9%; другие расходы составляют — 2,8%. Следует отметить, что структура расходов на жилищное хозяйство в разных регионах страны не одинаковая, даже более того, в разных районах одного и того же города она также не одинаковая — на нее влияют такие факторы, как местонахождение района, его территория, наличие мест общегородского пользования, поверхностность домов, компактность их размещения, техническая оснащенность домов и тому подобное.

Несколько другой состав расходов имеют транспортные предприятия. Кроме одинаковых статей расходов с предприятиями жилищного хозяйства, таких как заработная плата, начисление на заработную плату и другие, имеют место специфические статьи расходов, присущие только транспортным предприятиям определенной специализации. Например, автотранспортные предприятия в составе расходов имеют расходы на приобретение горюче-смазочных материалов, которые составляют 31,0%; в предприятиях «Киевский метрополитен» в составе расходов является такой статьей, как расходы на приобретение электроэнергии. Следует отметить, что структура расходов в транспортных предприятиях разного назначения не одинакова.

Состав расходов, которые включаются в себестоимость производства и реализации работ и услуг определяются в соответствии с «Инструкцией из планирования, учета и калькуляции себестоимости работ (услуг) на предприятиях и в организациях жилищно-коммунального хозяйства», утвержденной приказом Держжитлокомунгоспу Украины № 24 от 31 марта 1997 года.

Расходы на выполнение работ и услуг в стоимостном выражении
формируют себестоимость. Этот показатель является одним из самых главных экономических показателей хозяйственной деятельности предприятий жилищно-коммунального хозяйства.

Планирование себестоимости может осуществляться нормативным методом, когда размер расходов за каждой ее составляющей определяется на основании установленных законодательством Украины (соответствующими законодательными актами), а также принятых на предприятии норм использования сырья материалов, топлива и тому подобное, норм и расценок из оплаты труда, нормативов расходов на управление и обслуживание производства и норм на другие элементы расходов на производство.

Лишь за отдельными элементами расходов, за которыми невозможно их объективное нормирование, планирование осуществляется на основании фактических расходов за предыдущие годы, смет этих расходов или других факторов. Наличие всего комплекса указанных норм и нормативов на предприятии является объективным условием его функционирования.

Расходы, которые включаются в себестоимость работ и услуг, на предприятиях коммунального хозяйства группируются по таким элементам:

- материальные расходы;

- расходы на оплату труда;

- отчисление на социальные мероприятия;

- амортизация основных фондов и невещественных активов;

- другие расходы.

К элементу «Материальные расходы» принадлежат такие расходы:

1) связанные с подготовкой и освоением новых видов работ и услуг;

2) на разработку и использование естественного сырья;

3) не капитального характера, связанные с усовершенствованием технологий и организацию производства;

4) на обслуживания производственного процесса, которые содержат в себе расходы на материалы, топливо, электроэнергию;

5) на перевозку материалов;

6) на материалы для проведения текущего ремонта, технического осмотра и технического обслуживания основных фондов, обеспечения работников специальной одеждой, обувью, обмундированием.

В связи с тем, что материальные расходы на производство в предприятиях жилищно-коммунального хозяйства составляют незначительную частицу, то их планирование осуществляется методом прямого вычисления.

К элементу «Затраты на оплату труда» принадлежат расходы на выплату основной и дополнительной заработной платы, вычисленные с учетом принятой предприятием системы оплаты труда, включая любые виды денежных и материальных доплат.

Расходы на оплату труда планируются в соответствии со штатным расписанием, норм трудовых расходов на проведение каждого вида работ и нормативов обслуживания, тарифных ставок, сдельных расценок, должностных окладов, надбавок и доплат, которые предусмотрены действующим законодательством и обусловлены коллективным договором, а также к расходам на оплату труда внештатных работников.

Сумма основной заработной платы рабочих за погодинною оплатой труда рассчитывается исходя из планового объема выполнения работ и предоставления услуг, установленной трудоемкости (норм выработки) и сдельных оценок и средней часовой (дневной) тарифной ставки.

Сумма основной заработной платы рабочих при погодинної оплате труда определяется исходя из их планового количества и средней тарифной ставки или должностного оклада.

К элементу «Отчисления на социальную защиту» принадлежат отчисление на разные виды государственного обязательного социального страхования и в Пенсионный фонд Украины.

Планирование этой группы расходов осуществляется также методом прямого вычисления. Для этого сумма заработной платы множится на соответствующий норматив, установленный государством относительно каждого фонда, делится на сто и добавляется.

К элементу «Амортизация основных фондов и невещественных активов» принадлежат расходы на полное возобновление основных фондов в виде амортизационных отчислений от балансовой стоимости основных производственных фондов за установленными нормами и порядком, затраты, связанные со сносом невещественных активов в сумме амортизационных отчислений, определяются ежемесячно за нормами, рассчитанными исходя из их первобытной стоимости и срока полезного использования, но не больше 10 лет непрерывного использования или срока деятельности предприятия. Невещественные активы — это стоимость промышленной и интеллектуальной собственности.

К элементу «Другие расходы» принадлежат расходы на перевозку работников к месту работы, набор рабочей силы, страхования имущества предприятия, изготовления и приобретения бланков ценных бумаг, оплату процентов за кредитами, оплату услуг коммерческих банков и другие незначительные расходы.

Прибыль жилищно-коммунальных предприятий обычно определяется при составлении расчетов к проектам местных бюджетов как разница между суммой валовых доходов, которые содержат в себе сумму полученной дотации из местного бюджета, и расходами. При планировании прибыли применяют метод прямого вычисления.

Балансовая прибыль, полученная предприятиями жилищно-коммунального хозяйства, распределяется подчиняясь общим правилам распределения прибыли, которая действует в стране. В первую очередь часть его в форме налога направляется на формирование финансовых ресурсов государства, после чего предприятия должны оплатить штрафы за нарушение требований субъектов ведения хозяйства, часть прибыли может быть изъята местными органами самоуправления для перераспределения между другими предприятиями коммунальной формы собственности.

Чистая прибыль предприятий жилищно-коммунального хозяйства, как правило, направляется на развитие производства, удовлетворения социальных потребностей и материальных запасов готовой продукции и незавершенного производства. В отличие от промышленных предприятий, где собственные оборотные средства составляют значительную частицу в составе производственных запасов, в жилищно-коммунальных предприятиях частица оборотных средств незначительна. В составе нормируемых оборотных средств отсутствуют статьи «Сырье, материалы и покупные полуфабрикаты», «Готовая продукция», «Незавершенное производство». Одна из характерных статей оборотных средств жилищно-коммунальных предприятий — «Расчеты с абонентами», или «Задолженность абонентов», которая формируется за счет средств, которые поступают за предоставленные услуги и реализованную продукцию. Плановая необходимость в собственных оборотных средствах определяется исходя из установленных нормативов, выраженных в днях. Норматив относительно малоценного инвентаря, инструмента, спецодежде устанавливается исходя из количества работающих и средней нормы запаса в денежном выражении на одного работающего.

 

В условиях функционирования рыночных отношений значительно растет необходимость объективного оценки финансового состояния предприятий коммунальной формы собственности. Это связано с тем, что местные органы самоуправления должны принять правильное решение относительно конкретного производства. Они должны выяснить целесообразность выделения средств из местного бюджета конкретному предприятию для последующего его функционирования, имущественное состояние предприятия, его платежеспособность, финансовую устойчивость и степень ликвидности. Чтобы комплексно оценить финансовое состояние предприятия, необходимо исследовать динамику наиболее общих показателей, которые как можно полнее характеризуют финансовое состояние предприятия. Позитивную сторону финансовой деятельности предприятия могут характеризовать такие показатели: стойкая платежеспособность, эффективное использование капитала, своевременное проведение расчетов, наличие стабильных финансовых ресурсов. Неудовлетворительное финансовое состояние предприятия характеризуют — неэффективное размещение средств, нехватка собственных оборотных средств, наличие стойкой задолженности за платежами, негативные тенденции в производстве.

Среди всей совокупности показателей финансового состояния предприятия особенное внимание уделяется таким показателям, как ликвидность и платежеспособность предприятия. Ликвидность предприятия означает его способность быстро продать активы и получены деньги использовать для оплаты своих обязательств. Ликвидность предприятия определяется целой системой показателей (коэффициент абсолютной ликвидности, промежуточный коэффициент покрытия, общий коэффициент покрытия, коэффициент вращения материальных запасов и другие), среди них важнейшим является соотношение величины его высоколиквидных активов (денежные средства, рыночные ценные бумаги, дебиторская задолженность) и краткосрочной задолженности. Платежеспособность предприятия определяется на основании отчетного баланса. Для этого необходимо сравнить наличие платежных средств со срочными обязательствами, предусмотренными платежным календарем. Для более совершенной характеристики платежеспособности предприятия используют целую систему показателей, а именно: отношение долгосрочной задолженности к капиталу предприятия, отношения поступлений средств к долгосрочной задолженности, отношению суммы прибыли к уплате налогов и постоянных расходов к постоянным расходам, отношение чистой прибыли ко всей сумме активов и другие.

 

1. Задачи, приводящие к понятию производной.

2. Определение производной, ее геометрический и механический смысл.

3. Связь между дифференцируемостью и непрерывностью функций.

1 вопрос


 

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Сурет. Есеп беру терезесі | Реальные газы
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 399; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.068 сек.