КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Вопрос №19. Теория и практика антимонопольного регулирования
Вопрос №18. Возникновение и основные модели несовершенной конкуренции. Конкуренция – свойственная товарному пр-ву (обособленные товаропроизводители, связанные рынком), основанному на ч.с, борьба между частными производителями за наиболее выгодные условия пр-ва и сбыта товаров, за получение максимальной прибыли. Количество и удельный вес производителей на рынке позволяет классифицировать виды конкуренции. До сер.19в в национальных экономиках развитых стран господствовала совершенная (свободная) конкуренция. Совершенная конкуренция - наличие на отраслевом рынке большого числа производителей и большого числа покупателей однородной, почти идентичной продукции. Во 2 половине 19в в результате объединение мелких фирм для увеличения пр-ва, для выживания и в результате централизации (крупная компания поглощает мелкую) произ-ва и капитала возникают крупные промышленные объединения предприятий - монополии. В этот период на смену совершенной конкуренции приходит несовершенная. Несовершенная конкуренция- такое состояние рынка, когда предприятие может влиять на рыночную цену. Она возникает в условиях монополизации пр-ва и сбыта продукции. Модели несовершенной конкуренции: 1. Полная (чистая) монополия - имеется единственный производитель данного товара и нет товаров-заменителей. Возможен неограниченный контроль монополиста над ценами и вступление в пр-во новых производителей крайне затруднено. Их очень мало. 2. Олигополия (3-5 п/п) - на рынке действует ограниченное число производителей 1 продукции или есть товары-заменители. Возможен тайный сговор несколько производителей (запрещен законом) для раздела рынка сбыта и контроля над ценами. Доминирующая форма олигополии – 60-80% доли рынка, поведение близко к полной монополии, эта фирма придерживается лидерства в установлении цены
3. Монополистическая конкуренция- на рынке 1 товара действуют мелкие и средние предприятия, ведущие между собой острую конкурентную борьбу. Пример: пищевая, легкая промышленность. Роль монополий в экономике неоднозначна, т.к они имеют не только полож, но и отриц проявления. Отрицательные стороны: 1. Монополия сдерживает рост пр-ва 2. Взвинчивает цены на производимые товары, ведет к углублению неравенства населения 3. Способна оказывать влияние на правительство и этим политически опасна (внедрение «своих людей» в органы исполнительной власти, финансирование предвыборных компаний). Положительные стороны: 1. Способствует улучшению качества товаров и услуг засчет больших вложений капитала (может нанимать высококвал раб силу) 2. способствует увеличению НТП и создает возможности для реализации крупных технических проектов (есть научный потенциал, деньги, внедряет новое оборуд, финансирует работу НИИ-разрабатывает новые виды конкурентосп-й продукции) 3. Уменьшает издержки пр-ва засчет эффекта масштаба пр-ва (уменьш издержек на единственную продукции с увеличением объема В этой прод). Рост монополий во всех странах и их существенное влияние на экономику вызвали негативную реакцию во всех слоях об-ва. Правительства были вынуждены усиливать давление на деят-ть монополий законодательными мерами. Антимонопольная теория и практика позволяет решать след проблемы: 1. Определить, является ли данная фирма монополией 2. какая доля прибыли явл монопольной, а какая нормальной 3. Изъять монопольную прибыль (через налоги). Антимонопольное законодательство 1890- закон Шермана Запрещал любой тайный сговор отд фирм для ограничения торговли. Привлекалось к ответственности любое лицо, пытавшееся монополизировать торговлю. 1914- Закон Клейтона. Объявлял недопустимой ценовую дискриминацию среди покупателей (цены не оправданы издержками).
В 1914- образована Федеральная торговая комиссия для борьбы с нечестными методами конкуренции и антиконкурентными слияниями компаний. 1950-закон Селлера-Кефовера. Запретил скупку капитала конкурирующих фирм и слияние таких фирм. В России формирование антимонопольного зак-ва началось в 90 г (98% собственности у го-ва). В н.в действует Закон РФ от 22 марта 1991 «Закон о конкуренции и ограничении монополистической деят-ти на товарных рынках». Законом определены формы недобросовестной конкуренции, установлено, что предприятие не м.б признано монополистом, если его доля в пр-ве и реализации данного товара меньше 35%.
Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 576; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |