Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Билет 2. Античная философия




Общая характеристика:

1)Досократики. Эти философы жили до Сократа. Это в основном была натурфилософия. Их интересовало что является первовеществом (неразложимыми) элементами, из которых состоит мир, и вот они:

1) Первая школа – милетская 3 философа:

а) Фалес.

б) Анаксимандр.

в) Анаксимен.

Основная идея – что лежит за этим эмпирическим многообразием, и есть ли некое единое начало/

1)Фалес говорил что все произошло из воды.

2)Анаксимандр ввел понятие беспредельного (апейрон по гречески). Что это значит: если берем некую стихию, например воду, то видим что она ограничена от других стихий. Вода это не огонь, не земля и пр. И он ввел то, что их объединяло, некое недифференцированное, отчего и произошли все стихии

3)Анаксимен – воздух. Гераклит. Он не из милетской школы. Он говорил что первоначало огонь. Огонь – это одновременно и материальный эквивалент, того что он называл Логосом (Логос – некий мировой ум, переводится по разному – слово, разум, мера), существует мировой разум который осмысляет, оживляет все мировое. При этом Гераклит рассматривал мир не статически, а в динамике «в одну реку нельзя войти дважды». Это значит, что река (мир) меняется, но движение это не хаотическое, а подчинено определенной закономерности - тут он высказывает первые диалектические идеи: «война – отец всех вещей» (по Гречески война – мужского рода).

Война – некое напряжение, борьба противоположностей, и эта борьба и создает некое мировое движение, и мировую гармонию.

3) Демокрит Это знаменитая атомистическая теория. Атом – не делимый.

Они предположили что мир состоит из неделимых далее частиц – атомов. При этом атомы демокрит отождествлял с бытием, а вот пустоту, в которой эти атомы движутся с небытием. Это важно – атомы и пустота. Бытие и небытие.

Атомы различны по форме и вот двигаясь, цепляясь друг с другом образуют вещи.

Пожалуй надо упомянуть еще одного, более позднего атомиста: Эпикур. Он вводит понятие - Клинамен. Это ключевое отличие от Демокрита. Клинамен - самопроизвольное отклонение атома от заданной траектории. А значит возможность всяких неожиданных комбинаций, а значит и изменения мира и пр.

4) Сократ. Он переориентирует философию с изучения природы, на изучение человека. Вернее даже философия для него – это учение о правильной жизни. Это некое искусство жить. Есть гончарное, мореходное искусство, а есть искусство жить.

Но Сократ говорит – всякое искусство требует умение и истинное знание. Чтоб изменить жизнь на то, что я считаю правильном, надо это правильное выделить 6осмыслить. Поэтому сначала надо поставить вопрос – что такое вообще правильное, истинное знание. Т.е. над отделить знание от мнения.

Знание/докса(мнение). И важное противопоставление знания мнению. И Сократ пытался выяснить что такое подлинное знание. Тут важен метод Сократа, он включает несколько позиций:

Во первых – Сократ диалектик (тогда это понималось как искусство беседы.)

Во-вторых – ирония. Сократ притворно налагает на себя личину невежества (я знаю что ничего не знаю), т.е. притворяется менее знающим, чем есть на самом деле. И самое главное – майевтика: т.е. повивальное искусство (по гречески). Он пытается в диалоге задавать много вопросов и заставляет человека самого сформулировать определение. Он помогает истине выйти на свет из человека, мол истина уже заложена в человеке. И он пытается, что бы человек сам осознал что это, а не просто написать самому определение.

5) Платон. Это ученик Сократа. От него дошли почти все сочинения (40 диалогов).

Основные произведения Платона – диалог «Государство». Диалог «Федон», посвященный душе. Диалог «Тимей».

Платон – родоначальник объективного идеализма. Ключевое понятие в его философии – эйдос (идея).

Эйдос – порождающая модель, для чувственных вещей. Т.е. у нас есть масса столов. Есть такие, есть другие, из дерева, пластика, но все они являются столами, а не стульями, и в какой то мере они являются столами, они причастны к своему эйдосу, к своей порождающей структуре, модели. Это предел чувственных проявлений вещи. Есть какая то вариация столов, но есть некая стольность что и есть идея. Идея – бестелесна, неизменна, а стол ломается и пр. Идея не подвижна, неизменна, не изменяется от времени и пр.

А раз есть 2 такие структуры: эйдос и вещь. Их сравнивая, понятно что именно идея первоначальна. И мир этих эйдосов и является подлинным миром. Платон отождествляет эйдос с бытием, это подлинное бытие. А мир чувственных вещей – это мир становления.

Но есть и еще один этаж. Есть ейдос, есть вещь. Но что делает вещь отличной от идеи, почему они не идентичны, они же чем то отличаются! И он вводит понятие материя (хора) – он так называет это. Материя и есть то, что отличает стол(вещь), от эйдоса. Т.е. вещь причастна одновременно и бытию (эйдосу), но одновременно и не бытию (материи). Вещь определяется причастностью одновременно и к миру эйдосов, и к миру материи, поэтому наш чувственный мир и мир становления, имеет такой мерцающий характер.

В книге государство приводит пример «пещера». Мы узники, привязаны, тут сыро, стремно, но мы привыкли, и там в далёке – жизнь. Люди ходят туда сюда и пр. Узники видят тени от них, и узники считали что тени – и есть мир в котором они живут. Но если мы приглядимся – увидим настоящие бытие, но осторожно, свет может ослепить. И вот мы живем в этих тенях, и подлиниый философ может взглянуть и увидеть этот мир эйдосов, подлинный мир, сбросить эти цепи.

А как же мы узнаем про эти идеи? Какова теория познания Платона, идею то нельзя потрогать, пощупать, тут чувства нам отказывают. Тут Платон выдвигает теорию, мол подлинное познание – это припоминание. Тут он говорит что человек состоит из души; эйдоса) и тела (материи), тело смертно, и когда тело умирает душа уходит в мир эйдосов и там обитает. Но она там не навсегда остается, а потом обратно возвращается в чувственный мир, но идя туда проходит через реку «лету» - реку забвения, и забывает все то, что знала о подлинном мире, и ребенок рождается и вроде ничего не знает, но знание заложено в нем внутри. Задача – вспомнить, пробудить это знание с помощью этих его вопросов.

Социальное учение Платона о государстве. Платон выделяет разные типы душ:

1) Есть души, в которых преобладает разумное сознание,

2) Есть в которых аффективное составляющая,

3) Есть в которых преобладает вожделеющая составляющая,

И по ним люди делятся:

1) У кого преобладает разумное – становятся философами, и по Платону именно они должна править в идеальном государстве, ибо они вышли из пещеры и знают истинное знание.

2) Аффективное – их главное добродетель – мужество, этот класс страж (воинов), они должны защищать философов.

3) У кого вожделеющая, кто слишком привязан к этому миру – это всякие ремесленники. Рабов Платон даже не упоминает.

Иерархия – есть 2 высших класса, и есть низший, но вчитываясь в его диалоги, там он предъявляет серьёзные требования:

1) Все должно быть общее, иначе будут раздоры.

2) Все должно быть поровну, включая жен и детей. Никакой любви не предполагается. Выбирают пару, ты и ты, у вас будет хорошее потомство. Потом ребенка отбирают и воспитывают в общем детском саду, где никто не знает где чей ребенок. Все общее.

3) А у ремесленников все наоборот, у них и семьи и дети.

 

Главная фишка Платона в том, чтобы было хорошо, верное дело не в счастье одного отдельного класса. Отдельные части Платона не интересуют. Все части существуют для благо целого. Они все существуют ради целого – безопасности и процветания целого государства.

 

 

6) Аристотель. Он ученик Платона. Но Аристотель критиковал его за дуализм. Он противопоставляет мир идей миру вещей.

Аристотель наоборот исходит из единичной, конкретной вещи. Единичное бытие – конкретный стул, стол – то из чего надо исходить. И всякая единичная вещь (бытие) имеет 4 причины своего существования:

1) материальная причина. Стол – его материальная причина – дерово. Но из дерево можно еще кучу всего сделать, значит есть еще нечто, что из дерево делает именно стол - это вторая причина.

2) формальная причина. Вещь – взаимодействие материи и формы. При этом материя – это потенциальное. Из дерева кучу всего можно сделать. А форма – актуальность, из дерева актуализируется именно стол.

3) действующая причина. Кто сделал стол? Человек. И он именно и есть движущая причина, он соединяет материю и форму.

4) целевая причина. Вещь существует не просто так, а для чего-то. Для чего нужен стол? Писать на нем и пр. Чтоб что-то с ним делать.

Сложность: но дерево тоже из чего то состоит. Для него тоже должна быть материя и форма:

Был еще один досократик – он говорил - есть 2 женских элемента (огонь, земля), и 2 мужских (вода и воздух), и все вещи – это сумма элементом, например в этой вещи 2 огня, 3 земли и пр. И вот для дерева – это вода + земля, а форма будет их соотношение.

Но вода, земля и пр. есть нечто, они тоже имеют свою материю. И тут Аристотель вводит важное понятие – первоматерия. Первоматерия = ничто. Если это первоматерия, его ни с чем нельзя отожествлять, оно первично, что значит оно и есть небытие, это ничто, но это не вообще ничто, это чистая возможность появления чего бы то не было (чистая потенциальность).

Вывод. Нижний этаж - материя(чистая потенциальность), средний этаж - вещи, верхний этаж чистая актуальность, читая форма, форма форм, Нус (Бог,ум).

Сравнительная характеристика. У Платона – эйдос отдельно от вещей, а у Аристотеля она существует в самой вещи. Единственно отдельно существует – Нус, чистый ум который живет отдельно и оживляет все.

Политические представления Аристотеля:

Он разработал учение от типах правления. Он выделяет 3 принципа правления, и у каждого из этих принципов есть 2 формы: хорошая и плоха.

Согласно первому принципу (а они отвечают на вопрос скока человек должно править),

1) Править должен 1 чел. Его хорошая форма: монархия, монарх заботится не ток о себе, а о всех гражданах, о целом. А плохая: тирания, ибо тиран заботится только о себе, о сохранении своей власти.

2) Правят не многие. Хорошая форма: аристократия они о всех заботятся, а не только о себе. Плохая форма – олигархия, они только о себе заботятся.

3) Правит большинство. Плохая форма – демократия. А хорошая – политейя по сути это та же демократия, но тут не только в своих интересах, а и о интересах еще меньшинства.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 1024; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.028 сек.