Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Закон отрицания отрицания

При изучении закона взаимного перехода количе­ственных и качественных изменений необходимо уяс­нить себе его специфику, которая заключается в том, что он характеризует внутренний «механизм» движе­ния и развития вещей, показывает, с чего начинаются их изменения и чем они рано или поздно заканчива­ются. Другими словами, данный закон раскрывает характер процесса развития, пути и формы перехода от старого к новому. Содержание и сущность закона взаимного перехода количественных и качественных изменений раскрывается через анализ взаимосвязи его основных категорий: «качество», «количество», «мера».

Каждый предмет, каждая вещь представляет собой органическое единство различных элементов, их взаи­мосвязей и взаимодействий, на основе которых возни­кают ее свойства, черты, особенности. Это органическое единство элементов, взаимосвязей, взаимодействий, черт, особенностей вещи, которое делает вещь именно такой, какова она есть и одновременно отличной от всех других вещей, называется определенностью или качеством вещи.

Все элементы, свойства, стороны вещи обладают, в свою очередь, своей определенностью, своим качест­вом. Как соотносится качество вещи с качествами со­ставляющих ее элементов, сторон, свойств? В связи с этим Ф. Энгельс в «Диалектике природы» отмечал, что «существуют не качества, а только вещи, облада­ющие качествами, и притом бесконечно многими ка­чествами». Качество вещи представляет собой интегральную характеристику качеств составляющих ее элементов.

Наряду с качеством предметы и явления действи­тельности обладают и количественной характеристи­кой, проще говоря, количеством. Что же следует пони­мать под содержанием данной категории?

Вещь, благодаря своему качеству, т. е. органиче­скому единству составляющих ее элементов, связей, взаимодействий и т. д., существует как целое, состоя­щее из отдельных частей, как целое, противостоящее другим целым, как одна вещь, противостоящая многим вещам. Часть и целое, одно и многое суть первые оп­ределения количества. Количество —это граница ка­чества данной вещи, за пределами которой существу­ют другие качества, имеющие свои границы.

Иногда под границей понимают пространственно-временное разделение каких-то вещей. Действитель­но, от пространства и времени мы отвлечься не можем, так как они—всеобщие формы бытия материи. Кро­ме пространственно-временных характеристик в поня­тие границы в философии включаются признаки каче­ственной взаимосвязи и качественной отделенности вещей друг от друга. Граница не только разделяет, но и соединяет.

Как граница качества данной вещи количество не­отделимо от качества. Действительно, определенное качество данной вещи представляет собой синтез, ин­теграцию качеств составляющих ее элементов, их свя­зей и т. д., которые имеют свои собственные границы, поэтому граница качества данной вещи, в свою оче­редь, представляет собой синтез, интеграцию отдель­ных границ этих же элементов, связей, взаимодейст­вий. Отделить границу качества от самого качества невозможно, поэтому количество всегда есть количест­во определенного качества, а качество есть качество определенного количества.

Органическое единство качества и количества, пре­дел, в рамках которого предметы и явления остаются самими собой, не изменяя своего качества, называет­ся мерой. В этом органическом единстве качества и ко­личества ведущее место принадлежит качеству как стороне более устойчивой, сохраняющейся в вещах и явлениях действительности. Мера —это такое соот­ношение качества и количества, при котором количе­ственные изменения не приводят к качественным. При­ведем пример, который в свое время приводил еще Ге­гель. Для жидкого состояния воды при нормальном давлении ее мерой является температура от 0 до +100°С. Количественное изменение температуры в этих пределах не приводит к изменению ее качест­венного состояния. Но стоит выйти за эти рамки в ту или иную сторону, как вода меняет свое качественное состояние, в одном случае она переходит в твердое состояние (лед), в другом случае в жидкое (пар). Нарушение меры означает качественное изменение предметов и явлений.

Границы качеств тех элементов, которые состав­ляют вещь, подвижны, релятивны, так как эти элемен­ты постоянно взаимодействуют друг с другом. Коли­чественные изменения, происходящие в вещи до опре­деленного предела, не нарушают органического един­ства ее элементов, связей, свойств, т. е. не нарушают ее качественной определенности, но рано или поздно величина их возрастает до такой степени, что это ор­ганическое единство нарушается, и вещь переходит в новое качественное состояние. Новое качественное состояние вещи предполагает и новые количественные градации, новую меру, нарушение которой, в свою очередь, приводит к другому качественному состоя­нию. Количественные изменения вещи переходят в из­менения ее качества, а качественные изменения пере­ходят в количественные изменения. В этом заключа­ется сущность закона взаимного перехода качествен­ных и количественных изменений.

Процесс развития осуществляется в двух основных формах: в виде количественных и в виде качествен­ных изменений вещи. Он представляет собой единство непрерывности (количественные изменения) и прерыв­ности (качественные изменения). Перерыв непрерыв­ности знаменует собой скачок, т. е. переход от старо­го качества к новому. Новое качество, в свою очередь, создает условия для дальнейших количественных из­менений, для нового определенного этапа постепенно­го изменения и развития, который в конечном итоге вновь прерывается, происходит очередной скачок, по­является новое качество.

Говоря о скачке как всеобщей форме перехода от одного качества к другому, необходимо помнить, что по своему характеру скачки бывают разные. Специфи­ка скачка определяется особенностями развивающего­ся предмета или явления, а также условиями его существования и развития. Именно эти два фактора, пре­жде всего, определяют природу скачка.

Из всего многообразия скачков, которые имеют место в природе и в обществе, можно выделить два ос­новных вида скачков: 1) скачки, в ходе которых срав­нительно быстро и резко происходит превращение од­ного качества в другое; 2) скачки, которые представ­ляют собой форму постепенного качественного перехода, когда предметы и явления изменяются не сразу и не целиком, а отдельными своими сторонами, путем постоянного накопления качественных и количе­ственных изменений. В связи со второй формой скач­ков Ф. Энгельс в «Анти-Дюринге» писал: «При всей постепенности, переход от одной формы движения к другой всегда остается скачком, решающим поворо­том».

Примером первого вида скачков могут служить пе­реходы, качественные превращения элементарных частиц, химических элементов, освобождение атомной энергии в виде атомных взрывов и т. д. Примером второго вида скачков является трансформация древ­нерусского языка в современные русский, украинский и белорусский языки.

История свидетельствует о том, что и в обществен­ном развитии имеют место те виды скачков, которые мы с вами выделили. Социальные революции, как мы знаем, в корне преобразуют отжившие общественные порядки, сравнительно быстро и резко меняют систе­му общественных отношений (первый вид скачка). Бурная эпоха революционного развития сменяется фа­зой эволюционного развития, в которой переход от одного качественного состояния к другому оказывает­ся формой постепенного перехода (второй вид скач­ка). Накопление количественных изменений в период эволюции приводит общество к новому качественному состоянию, переход к которому опять совершается в виде скачка, в виде социальной революции.

Какую бы область действительности мы ни рассмат­ривали, будь то природные, социальные явления или явления мышления,—всюду развитие осуществляется путем взаимного перехода качественных и количест­венных изменений. Но каковы источники, причины развития?

 

 

На этот вопрос отвечает закон единства и борьбы противоположностей. При изучении данного закона следует обратить особое внимание на то, что В. И. Ленин называет его сутью, ядром диалектики.

Каждая вещь, каждое явление представляют со­бой внутренне противоречивое образование—единст­во взаимно предполагающих (одно не может сущест­вовать без другого) и взаимно отрицающих сторон, свойств, тенденций. Например, положительно и отри­цательно заряженное электричество, северный и юж­ный полюс у магнита, процессы притяжения и оттал­кивания в природе, ассимиляция и диссимиляция в живых организмах и т. д. Единство взаимоисклю­чающих и взаимопредполагающих друг друга сторон, свойств и тенденций в вещах и явлениях называется противоположностью. Взаимопредполагающие и вза­имоотрицающие друг друга стороны, свойства, тенден­ции, образующие противоположность, называются противоположными или просто противоположностя­ми. Взаимное исключение, взаимное отрицание пред­полагающих друг друга сторон, свойств, тенденций называется противоречием.

Взаимодействие, столкно­вение противоположностей, в процессе которого про­исходит их взаимное отрицание, называется развити­ем противоречия или борьбой противоположностей. Эта борьба выступает источником, причиной движе­ния, изменения, развития вещей и явлений действи­тельности. «Развитие, — отмечал В. И. Ленин, — есть «борьба» противоположностей».

В литературе, посвященной проблемам закона единства и борьбы противоположностей, наряду с по­нятием «противоположность» употребляются катего­рии «тождество» и «различие». С помощью этих кате­горий, а также категории «противоположность» раскрываются ступени развития противоречия, изме­няющегося вместе с изменением вещей и явлений.

В процессе взаимодействия вещей друг с другом каждая вещь относится определенным образом к дру­гим вещам и к самой себе (за счет внутреннего взаи­модействия составляющих ее элементов, сторон, свойств и т. д.). Отношение вещи к самой себе называется тождеством. Отношение тождества выражает равенство, одинаковость, совпадение сторон, свойств, тенденций вещей и явлений. Оно также может выра­жать равенство, одинаковость нескольких вещей и яв­лений, составляющих целостное образование. Вслед­ствие взаимодействия данной вещи с другими вещами в ней постоянно возникают изменения, отли­чающие эту вещь от ее прежнего состояния, т. е. абсо­лютного тождества, абсолютного совпадения свойств и сторон данной вещи нет и быть не может. Тождест­во всегда содержит в себе различие. Различие —это такое отношение вещи к самой себе и к другим вещам, в котором выражается несходство, неодинаковость, несовпадение сторон, свойств и тенденций в вещах и явлениях или между вещами и явлениями. Различие в тождестве выступает изначально как несуществен­ное, как незначительное изменение в состоянии вещи, возникшее благодаря ее отношению к самой себе и другим вещам. Количественное накопление незначи­тельных изменений вещи приводит к качественному скачку—эти изменения начинают затрагивать сущ­ность вещи, а несущественное различие превращается в существенное различие или в противоположность. Противоположность, как отмечалось выше, характе­ризуется тем, что взаимно отрицающие и взаимно предполагающие друг друга свойства, стороны и тен­денции вещи относительно обособлены, но еще взаимосвязаны. Развитие противоположности приводит к взаимному отрицанию ее свойств, сторон и тенден­ций, т. е. к противоречию.

Если теперь бросить ретроспективный взгляд на то отношение вещи, которое мы называли тождеством, то оказывается, что противоречие содержалось в нем в скрытом виде как единство тождества и различия, единство совпадающих и несовпадающих сторон, свойств, тенденций. Само это единство возможно толь­ко в процессе взаимодействия (действия и противо­действия одновременно) вещи с другими вещами, а также взаимодействия ее внутренних элементов, сто­рон, свойств. Скрытое в тождестве противоречие обо­стряется на ступени различия и получает еще большее напряжение на ступени противоположности, развитие которой (борьба противоположностей) приводит про­тиворечие к его «чистой» форме, к самоотрицанию ве­щи—она та же самая и одновременно уже иная. На­ступает фаза разрешения противоречия—вещь унич­тожается, а на ее базе возникает качественно новая вещь (или качественно новое состояние вещи).

Рассматривая взаимодействие противоположностей, необходимо выделить такой аспект этого взаимодей­ствия, как относительный характер единства и абсо­лютный характер борьбы противоположностей. Отно­сительный характер единства противоположностей со­стоит в том, что оно имеет место, пока существует данный предмет, данное явление, данное качественное состояние. Единство противоположностей временно, преходяще, поскольку преходящи сами предметы и яв­ления.

Единство противоположностей означает также их взаимное проникновение, а при некоторых условиях и превращение друг в друга. Положительное становит­ся отрицательным, ведущее—неведущим и наоборот. Диалектика, подчеркивал В. И. Ленин, есть учение о том, как могут быть и как бывают тождественными противоположности, превращаясь друг в друга. Одна­ко эти процессы также являются временными, прехо­дящими. Что касается борьбы противоположностей, то она носит абсолютный характер, который проявля­ется в том, что борьба протекает всегда, при всех условиях, при всяких качественных состояниях предме­тов и явлений.

Таковы особенности взаимодействия противопо­ложностей, иначе говоря, диалектического противоре­чия, такова сущность закона единства и борьбы про­тивоположностей.

Единство и борьба противоположностей носят все­общий характер. Всеобщность проявляется в многооб­разии противоречий, свойственных природным, соци­альным и духовным явлениям и процессам. Из этого многообразия можно выделить следующие виды про­тиворечий: внутренние и внешние, основные и неоснов­ные, главные и неглавные, антагонистические и неан­тагонистические.

Противоречия, выражающие взаимоотношения между противоположностями внутри предметов и яв­лений, называются внутренними. Противоречия, кото­рые существуют между предметами и явлениями, на­зываются внешними. Различие между внутренними и внешними противоречиями относительно. Одно и то же противоречие в одной системе может выступать как внутреннее, а в другой—как внешнее. Подчерки­вая ведущую, определяющую роль внутренних проти­воречий в развитии вещей и явлений, вместе с тем нельзя недооценивать и значение внешних противоре­чий. Они могут оказывать и оказывают значительное влияние на течение тех или иных процессов.

Противоречие, выражающее сущность вещи, опре­деляющее ее состояние и закономерности изменения от момента возникновения вплоть до уничтожения, называется основным противоречием данной вещи. Те противоречия, которые не выражают сущность вещи, называются неосновными. Основные противоречия всегда являются внутренними противоречиями вещи, неосновные противоречия могут быть как внутренни­ми, так и внешними.

Развитие любой вещи всегда проходит несколько этапов. Противоречие, характеризующее сущность ве­щи на конкретном этапе ее развития, называется глав­ным противоречием данного этапа, все остальные — неглавными. Главное противоречие определенного этапа развития вещи является конкретной формой проявления основного противоречия. Различие меж­ду главными и неглавными противоречиями относительное: главное противоречие данного этапа раз­вития может оказаться неглавным на другом этапе и наоборот.

Классификация противоречий на антагонистиче­ские и неантагонистические характерна при анализе развития общества. Антагонистическими называются те противоречия, которые существуют между класса­ми, социальными группами и слоями, интересы кото­рых в корне противоположны и несовместимы. Неан­тагонистическим и называются противоречия, которые существуют между классами, социальными группами и слоями, коренные интересы которых совпадают. Ан­тагонистические противоречия развиваются до кон­фликта и разрешаются, как свидетельствует история, в острой, непримиримой борьбе, которая может вести к гибели одной из противоборствующих сторон. Неан­тагонистические противоречия также могут разви­ваться до конфликта, но разрешение его достигается соглашением сторон.

При рассмотрении вопроса о законе единства и борьбы противоположностей следует обратиться к анализу современного состояния общества, выявить классы, слои, группы населения, взаимодействующие друг с другом, противостоящие друг другу, каковы их интересы, чего они добиваются. Большой материал по данной теме можно обнаружить в нашей современной прессе.

 

 

Закон единства и борьбы противоположностей ор­ганически связан с законом отрицания отрицания. Специфика закона отрицания отрицания заключается в том, что он определяет направление, форму и способы, а также историческую преемственность в развитии природы, общества и человеческого мышления.

В процессе взаимодействия вещей друг с другом происходит их изменение: на смену одного качествен­ного состояния вещи приходит другое ее качественное состояние, на смену одной качественно определенной, вещи приходит другая качественно определенная вещь. Развитие, таким образом, представляет собой беско­нечный процесс возникновения и уничтожения вещей, процесс перехода из одного качественного состояния в другое.

Как соотносятся между собой различные качест­венные состояния вещи, различные ступени ее развития? Как последующая ступень относится к преды­дущей?

Мы знаем, что материя несотворима и неуничтожима. Отсюда следует, что любое материальное об­разование не может возникнуть из ничего, но и не мо­жет превратиться в абсолютное ничто, совершенно ис­чезнуть. Новое качество возникает всегда на основе старого, путем преобразования тех элементов, из ко­торых состояло это старое качество. Старое качествен­ное состояние прекращает свое существование, оно вытесняется, устраняется, отрицается новым качест­венным состоянием. Отрицание это такое отноше­ние между двумя ступенями развития вещи, которое, ведет к уничтожению ее старого качественного состоя­ния и возникновению нового качества этой вещи. Диа­лектическое отрицание, таким образом, содержит в се­бе два взаимосвязанных аспекта: негативный, направ­ленный на уничтожение старого качественного состояния вещи, и позитивный, направленный на удер­жание, сохранение отдельных элементов, сторон, свойств и т. д. вещи, служащих базой для нового ее качественного состояния. Метафизика, как правило, абсолютизирует либо один, либо другой аспект. В пер­вом случае отрицается преемственность в развитии. Отрицание понимается как простое уничтожение ве­щи. Во втором случае абсолютизируется положитель­ный момент, что, в свою очередь, ведет к преувели­чению роли устойчивости, отрицанию развития.

Наличие негативного (деструктивного) и позитив­ного (конструктивного) аспектов диалектического от­рицания обусловливает то, что оно выступает одно­временно как момент связи в развитии (сохранение отдельных моментов старого в новом) и как момент самоотрицания вещи, т. е. как следствие тех процес­сов, которые присущи самому объекту, результат раз­вития его внутренних противоречий.

В процессе развития происходит не только отри­цание предмета, но и отрицание самого отрицания, уничтожение самого процесса уничтожения, что ведет к утверждению нового качества. Отрицание отрицания есть утверждение нового качественного состояния вещи.

Отрицание и отрицание отрицания не следует рас­сматривать как две самостоятельные ступени или стадии в развитии вещи. Это — две стороны одного и то­го же процесса, которые осуществляются одновремен­но. Именно поэтому процесс развития представляет собой единство прерывного и непрерывного, качест­венное изменение вещи совершается скачкообразно. Все это создает определенную преемственность меж­ду новым и старым (новые формы содержат в себе в «снятом», т. е. преобразованном виде, старые) и общую направленность процесса развития, которая характеризуется тем, что в этом процессе на опреде­ленной ступени происходит якобы возврат к старому, как бы повторение пройденного. Однако это лишь ка­жущееся повторение, так как синтез положительных элементов «старого» происходит на более высокой, качественно новой ступени. Поэтому получается, что развитие идет не по кругу и не по восходящей прямой, а по расширяющейся спирали, каждый виток которой как бы повторяет в своих основных чертах предыдущую ступень развития.

При анализе того или иного объекта необходимо помнить, что отрицание всегда конкретно и, поэтому, всегда следует выяснять, какие из элементов, сторон, свойств, взаимодействий вещи играют в процессеее развития негативную, деструктивную роль, какие иг­рают позитивную роль, как конкретно происходит от­рицание отрицания, какие стадии в своем развитии проходит вещь, какие из ее элементов уничтожаются, какие сохраняются и т. д. Диалектика—это общее учение об универсальной связи и развитии, общий ме­тод научного познания, поэтому ее положения нуж­даются в конкретной интерпретации при изучении то­го или иного объекта.

 

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Закон единства и борьбы противо­положностей и | 
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 1208; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.025 сек.