Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Любящих своих детей

ЗАПОВЕДИ ДЛЯ

О, взрослый человек!

Ответственность большая

Каким же быть ему?

А может - лучшим другом.

Ложится на тебя,

 

ПРЕДИСЛОВИЕ

 

Нет на свете одинаковых детей, даже среди близнецов, как нет и оди­наковых отпечатков пальцев. Природа постаралась наделить каждого собственной неповторимостью, индивидуальностью. Поэтому, одни -тихони, другие - забияки, третьи - задиры, четвертые - шалуны и непо­седы. И все они делают этот мир гармоничным и полным. Все они такие разные, но в то же время одинаковы тем, что им всем нужны ласка, любовь, забота и понимание нас - взрослых.

У разных детей не может быть одинаковых действий, желаний. Неко­торые из поступков нас радуют, забавляют, умиляют. От других мы огорчаемся, недоумеваем, переживаем. Многие поступки детей для нас остаются неразгаданными, непонятыми, бессмысленными. А хотим ли мы их понять? Что мы для этого делаем?

Для того, что бы сблизиться с партнером по бизнесу, с коллегой по работе, с соседом по лестничной площадке, мы стремимся максимально понять его интересы, постичь язык его общения, настроиться на его волну восприятия, чтобы разговаривать с ним на одном языке. Так почему же мы не делаем всё это по отношению к собственному ребенку?!

Некоторые не делают в силу своей занятости, другие в силу нежела­ния, а кто-то не может вспомнить свои чувства, эмоции, переживания, которые испытывал в детстве.

Современная наука не придумала ничего нового и необычного. Она советует нам, взрослым чаще вставать на позицию ребенка. Пытаться его глазами увидеть окружающий мир.

В этой книге мы попытались помочь вам встать на позицию ребён­ка, вспомнить и почувствовать себя опять маленьким, чтобы стать еще ближе своему малышу.

 

РОДИТЕЛЕЙ,

 

1. Будьте способны понять, при­нять, посочувствовать, оказать под­держку. Никто не хочет в ответ на свою правду получить критическое замечание или злую шутку в свой адрес. Правду о себе люди несут только тем, кто способен ее принять, кто может предложить решение проблем или (что не менее ценно) искреннее сочувствие. Дети всегда ждут именно этого от своих родителей, но часто получают противоположную реакцию, которая ведет к потере взаимопо­нимания и доверия между близкими людьми. Если у Вас не получается принять своего ребенка таким, какой он есть, поддержать его в тяжелой ситуации, то он, скорее всего, перестанет быть с вами искренним, потому что он нуждается не в критике, а в понимании и сочувствии. К сожале­нию, современное общество как будто специально создано, чтобы ребе­нок потерпел поражение. Каждый раз старайтесь обнаружить в чем ис­тинная проблема Вашего ребенка, и, не разрушая его собственного реше­ния, попытайтесь помочь ему решить эту проблему самостоятельно.

2. Учитесь правильно выражать свои эмоции. А значит - не падайте в обморок при каждом удобном (чтобы избежать неудобства) случае, по­старайтесь не устраивать сцен и скандалов по поводу неудачных действий ваших детей, не прибегайте к физической силе, показывая тем самым свое бессилие. Родителям, не умеющим управлять своими чувствами, дети часто не говорят правду, чтобы не присутствовать при их бурных реак­циях. Если же взрослые люди способны прийти в ярость от неприятного известия, то дети не просто не сообщат вам о нем, но сделают все, чтобы скрыть от вас правду. Грубому, резкому человеку не говорят правды, боясь нарваться на его грубость или резкость. И меньше всего хочется выслу­шивать резкие слова и замечания от близких людей.

В результате родители узнают правду самыми последними, и, как пра­вило только тогда, когда они уже ничего не смогут исправить.

3. Не предъявляйте к ребенку завышенных требований, не демонстри­руйте ему однозначно несбыточных ожиданий. Ребенок скрывает плохие отметки, потому что мама ждет от него только хороших! Та же ситуация может повторяться по отношению к его друзьям, интересам, намерени­ям. Не желая разочаровывать родителей, ребенок будет предоставлять им только ту информацию, которую они от него ждут. В результате, родители, получая искаженную информацию о своем ребенке, теряют связь с его истиной жизнью, начинают жить в иллюзиях и своих фантазиях о нем. Совершенно естественно для родителей ждать успехов от своего ребен­ка, но нужно научиться справляться и с его неудачами.

4. Не торопитесь искать виноватых. При возникновении неприятной ситуации возникает сильное желание кого-нибудь в этом обвинить. Чаще всего это выражается фразой: «Сам виноват. Я тебя предупреждала». Удовольствие от собственной прозорливости и правоты отдаляет от вас вашего ребенка. Вместо ожидаемого сочувствия, понимания и помощи ребенок получает очередное обвинение в свой адрес, а часто еще и уни­жения. «Обвинитель» всегда найдет виноватого или обвинит всех вокруг и приложит все усилия к тому, чтобы всякий раз подавить человека морально. Если ребенок видит, что родители в любой ситуации склонны обвинять и унижать других людей, то он может скрывать от них правду, боясь попасть под их суд заодно со всеми. Кроме того, попытки найти виноватого никогда не приведут к действительному решению проблемы, но отнимут у вас и силы и время.

5. Не афишируйте свою беспомощность. Если ребенок видит, что его родители «выбрасывают белый флаг» перед любыми поворотами судьбы, страдают от бесконечной вереницы проблем, и будучи бессильны их решить, не забывают постоянно демонстрировать свою ранимость и беспомощность, то ему будет очень трудно сообщить им какую-либо неприятную новость. Чаще всего дети не хотят видеть своих родителей несчастными, не хотят быть причиной их страданий. Если, говоря с родителями о своих пробле­мах, ребенок чувствует себя палачом, то, скорее всего, он перестанет го­ворить им правду. Если мать, разговаривая с сыном, постоянно хватается за валидол и «угрожает» сердечным приступом, то в следующий раз сын постарается оградить ее от таких переживаний. В результате родители узнают правду слишком поздно. Необходимо постоянно учиться самосто­ятельно решать свои проблемы, не приходя в ужас от их количества, и тогда, даже в случае неудачи, никто не станет «подсовывать» вам ложное сочув­ствие вместо правды. А ваш ребенок сможет в сложной жизненной ситу­ации обратиться к вам за советом, а не будет искать утешения в сомнитель­ных компаниях или, еще хуже, в алкоголе или наркотиках.

6. Не торопитесь наказывать своих детей. Правда для ребенка теряет всякий смысл, если по умолчанию можно избежать наказания. Слушайте то, что дети рассказывают Вам о своей жизни. Позвольте им помогать вам. Если вы не сделаете этого, им придется подавлять в себе переполняющее их чувства долга.

7. Не будьте унылыми пессимистами. С печальными или тревожными новостями обычно не ходят к пессимистам, потому что это может усугубить их и без того мрачный взгляд на мир. Кроме того, пессимизм спо­собен быть весьма заразительным и тогда пустяковая проблема будет казаться совершенно неразрешимой. Поймите, жизнь Вашего ребенка не удастся, если он не сумеет по настоящему поверить в себя. В противном случае он будет только обузой для всех, включая себя самого. Если же вы уверенны (или хотя бы стараетесь быть как можно увереннее) в том, что, при определенных условиях, все может закончиться хорошо, что из любого положения можно найти выход, то это и вашему ребенку придаст сил справиться с его проблемой.

8. Учитесь радоваться своим и чужим победам и учите этому своего ребенка. Согласитесь, делиться своей радостью намного сложнее, чем несчастьем или неудачей. Возможно, это происходит потому, что «несча­стный вид» и «жалобы на судьбу» - кротчайший путь к сочувствию ок­ружающих. Но тогда вы утрачиваете возможность делить свою радость с другими, и, соответственно, с Вами никто своей радостью делиться не станет. Более того, многие люди злятся и испытывают досаду, когда слы­шат, что у кого-то все в порядке: «Радость другого - моя неудача...» В таком случае, от Вас начнут скрывать не только плохие известия, но и хорошие. Вы останетесь без хорошей правды.

9. Старайтесь говорить правду своим детям. Они очень чутко распоз­нают ложь. Если ребенок часто уличает родителей во лжи; то с какой стати он станет говорить им правду? Если в семье ложь является нормой, то нечего ждать, что ребенок будет правдив и искренен. Он скажет правду тому, кто честен с ним, тому, кто умеет сообщить правду и справиться с ней. Обманщикам не говорят правды, чтобы не дать им возможности воспользоваться чужой искренностью.

Не бойтесь узнать правду, и тогда вы ее узнаете. Старайтесь вести себя так, чтобы люди не боялись говорить вам правду, и тогда вам ее скажут. Будьте правдивы, и тогда вас не будут так часто обманывать.

 

 

Ты все это знаешь...

Теперь главное - понять.

Прочитай еще раз.

 

Советы врача-педиатра

 

Ребенок рождается с огромным потенциалом развития. Наиболее ин­тенсивно оно происходит в раннем возрасте. В этот период для станов­ления человека важен не только год, но даже месяц, неделя, день. Самое печальное, что потери в развитии в это время невосполнимы. Они не ком­пенсируются в полной мере в последующие периоды жизни человека. А это значит, что потенциальные возможности к развитию, заложенные природой, остаются нереализованными. Этот возраст - наилучшее время для «запуска» человеческих способностей, когда формирование личнос­ти происходит наиболее быстро. Л.Н. Толстой писал: «от пятилетнего ребенка до меня один шаг, а от новорожденного до пятилетнего страш­ное расстояние».

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Предлагаемый курс «мини лек­ций» может быть полезен как роди­телям, так и дош­кольным педаго­гам | Условия для развития и занятия с ребёнком
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 279; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.