Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Как помочь застенчивому ребенку.

ЧТО ЖЕ ПРЕДСТАВЛЯЮТ СОБОЙ ЗАСТЕНЧИВЫЕ ДЕТИ?

Застенчивый ребенок

ПРИНЦИПЫ ОБЩЕНИЯ С ЗАМКНУТЫМИ ДЕТЬМИ

 

1. Расширяйте крут общения вашего ребенка, приводите его в но­вые места и знакомьте с новыми людьми.

2. Подчеркивайте преимущества и полезность общения, рассказы­вайте ребенку, что нового и интересного вы узнали, а также, какое удовольствие получили, общаясь с тем или иным человеком.

3. Стремитесь сами стать для ребенка примером эффективно об­щающегося человека.

4. Если вы заметите, что, несмотря на ваши усилия, ребенок ста­новится все более замкнутым и отстраненным, обратитесь за консуль­тацией к психологу, который профессионально поможет вам решить эту проблему.

Застенчивость гораздо более распростра­ненная черта, чем могли бы подумать многие. Просто эту черту стараются обычно не пока­зывать. У детей определенный возрастной период связан с развитием застенчивости. Эта застенчивость недолговременна, она не явля­ется устойчивой чертой характера и со време­нем исчезает. Но мы поговорим о той застен­чивости, которая уже не является свойством возраста, а которая сформировалась у ребен­ка под влиянием различных факторов. Важно отличить застенчивого ребенка от ребенка, который просто любит уединение и вполне самодостаточен, его не тяготит одиночество, он не будет скучать, если остался один дома, а займется чем-нибудь интересным, ничуть не страдая.

Страдают от застенчивости в основном эмоционально чувствитель­ные, впечатлительные ребята, у которых повышенное чувство долга и они принимают все близко к сердцу.

 

 

Они очень робкие, остро ощущают свои недостатки, особенно мни­мые, кажущиеся, а свои положительные качества наоборот не замеча­ют и не ценят, например, боятся, что будут выглядеть смешно в глазах других, скажут что-нибудь глупое, некрасиво одеты и т.д. Они очень чувствительны к любой критике. Из-за навязчивых опасений у них те­ряется естественность поведения, появляется скованность, меняется ин­тонация голоса, мимика.

Среди других ребят застенчивые дети часто избегают контакта, по­тому что считают себя хуже других. Они часто колеблются в приня­тии решения, не проявляют инициативы, не могут защитить себя. Из-за этого их часто не замечают вообще, поэтому застенчивость часто сопровождается нереализованными возможностями, проявлением не­удовлетворенности вследствие «выключенности» из общественной жизни.

 

 

Прежде всего, родителям следует обратить внимание на свое соб­ственное поведение. Не надо лишний раз демонстрировать свое соб­ственное беспокойство и мнительность, ребенок довольно быстро учится перенимать такое поведение, которое в дальнейшем может стать навязчивым.

Не стоит навязывать ребенку то, что он не в состоянии выполнить, часто именно невыполнимые требования к ребенку заставляют его по­стоянно бояться того, что он не справится с ситуацией и заработает на­казание. Это ведет к тому, что ребенок постоянно чувствует неуверен­ность в своих силах и сам перестает оценивать себя адекватно. Рхли Вы будете каждый раз говорить ему, что он лентяй, потому что не убирает свои вещи или игрушки, не делает то о чем просят, то в скором време­ни он действительно будет считать себя ленивым, т. к. не оправдывает ваши ожидания и не получает ни малейшей поддержки со стороны.

Не надо постоянно читать мораль о том, что должен делать «по­рядочный человек» или «хороший мальчик», или «послушная девочка» и стыдить по любому поводу. Не нужна и излишняя принципиальность и непримиримость в оценках и суждениях. Излишнее давление только усилит неуверенность в себе.

Постарайтесь чаще подавать пример уверенного, контактного по­ведения. Не замыкайтесь в себе, сами стремитесь к контактам с окру­жающими. Не создавайте проблем там, где без этого можно обойтись, не драматизируйте ситуацию, если у ребенка есть какие-то затруднения, например, в общении со сверстниками. Это еще не конец света.

Часто подростковые проблемы тянутся еще из дошкольного детства. Здесь ребенок может не суметь справиться сам с этой проблемой. Здесь также важен пример уверенного незастенчивого поведения. Дети усва­ивают лучше, если сами видят, как надо поступать. Если Вы сами не можете послужить примером, то предложите ребенку самому выбрать для этих целей какого-нибудь человека. Это может быть как член семьи (брат, дядя, бабушка), так и сверстник, на которого ваш ребенок мог бы равняться.

Предложите ему игру - сыграть роль уверенного в себе мальчика Колю, заводилы во дворе. Многим застенчивым детям нравится играть роль актера.

Пусть сначала он опишет Вам, почему этот мальчик ему нравится, помогите найти общие черты у своего малыша и выбранного героя, подчеркивая уверенность и умение общаться. Лучше взять конкрет­ную ситуацию. Вот ребята играют во дворе... Как Коля подходит к ним, что он говорит, чтобы его приняли в игру, что ему отвечают? Л как бы ты поступил, что сказал бы? Обратите внимание ребенка на то, как Коля выглядит; какой у него голос - громкий или тихий? плечи рас­правлены или вжаты? Какое выражение лица - напряженное или он открыто улыбается? Пусть ребенок попробует показать все характер­ные черты. Если возникнут трудности, попросите ребенка понаблю­дать за выбранным человеком.

А теперь пусть ваш ребенок попробует найти такое поведение, ко­торое помогло бы ему войти в контакт с другими. Можно и, даже луч­ше, написать это на бумаге, например, так:

1) улыбнуться

2) сказать «Привет»

3) спросить, можно ли поиграть вместе с ними и т.д.

Бывает полезно отрепетировать начало разговора, для того, чтобы ребенок чувствовал себя увереннее. Часто дети боятся показаться глу­пыми, не сообразить, что можно ответить, поэтому поощряйте своего ребенка, формируйте уверенность в собственных силах.

4. Мы даже не подозреваем, что наши дети, видя в родителях об­разец поведения, боятся поступить хуже, чем поступили бы вы и поэтому однажды решают для себя, что лучше не станут чего-то де­лать, чем будут переживать из-за действия или поступка, сделанно­го «не так». Такой принцип поведения может закрепиться. Не стес­няйтесь поделиться с малышом своими переживаниями и неудача­ми. Позвольте узнать ему, что вы тоже что-то не смогли сделать правильно или ваш поступок не нравился родителям и как вы всё исправили или чем всё закончилось. Пусть ребенок поймет самое главное правило, что все имеют право на ошибку, но не любую ошибку можно исправить. Подскажите маленькому герою как пра­вильно расставить приоритеты.

Помогите ребенку найти у себя больше положительных качеств, и увидите, как он удивится, узнав, что в нем так много хорошего!

Можно теперь договориться каждый день в течение недели отме­чать каким-нибудь значком шаги ребенка к контакту с другими. Пер­вая неделя - улыбки. Улыбнулся за неделю четверым - получай приз. Следующая неделя - улыбка и приветствие вместе. Поприветствовал четверых за неделю - получай другой приз.

Уверенность в себе тренируется постепенно. Скоро ваш ребенок перестанет бояться подходить к другим или проситься в игру.

Юмор и преувеличение могут рассеять беспокойство ребенка.

Уделите побольше времени своему ребенку и помогите ему обре­сти уверенность в себе, которая необходима в жизни!

ПРИНЦИПЫ ОБЩЕНИЯ С ЗАСТЕНЧИВЫМИ ДЕТЬМИ

 

1. Расширяйте круг знакомств вашего ребенка, чаще приглашайте к себе друзей, берите малыша в гости к знакомым людям, расширяйте маршруты прогулок, учите малыша спокойно относиться к новым местам.

2. Fie стоит постоянно беспокоиться за ребенка, стремиться полно­стью оберегать его от всевозможных опасностей, в основном приду­манных вами, не старайтесь сами сделать все за ребенка, предупредить любые затруднения, дайте ему определенную меру свободы и откры­тых действий.

3. Постоянно укрепляйте у ребенка уверенность в себе, в собствен­ных силах.

4. Привлекайте ребенка к выполнению различных поручений, свя­занных с общением, создавайте ситуации, в которых застенчивому ре­бенку пришлось бы вступать в контакт с «чужим» взрослым. Напри­мер: «Надо узнать, про что эта интерес­ная книга с замеча­тельными картинка­ми. Давайте спросим библиотекаря (про­давца) и попросим дать нам ее посмот­реть». Обычно в та­кой ситуации «вы­нужденного» обще­ния, например, на приеме у врача, в детской библиотеке, в гостях у соседки, ребенок сначала ско­ван настолько, что здоровается только шепотом, отводя глаза, и не от­рываясь от руки матери. Зато, уходя, прощается громко и отчетливо, иногда даже улыбается.

 

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Замкнутый ребенок | Различные методы, их достоинства и недостатки
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 1211; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.