Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Индексный метод анализа динамики денежных затрат на производство продукции и их факторов




Понятие издержек производства и обращения. Понятие себестоимости продукции (работ, услуг). Основные виды себестоимости.

Статистика издержек производства и обращения.

 

2.1.1. Понятие издержек производства и обращения. Понятие себестоимости продукции (работ, услуг). Основные виды себестоимости.

2.1.2. Индексный метод анализа динамики денежных затрат на производство продукции и их факторов.

2.1.3. Анализ динамики материальных затрат при статистическом изучении себестоимости продукции.

 

 

Затраты на производство и реализацию продукции отражают в денежной форме расходы предприятия, связанные с использовани­ем в процессе производства основных фондов, природных ресур­сов, сырья и материалов, топлива, энергии, труда, нематериальных активов, а также других затрат на производство и реализацию. Вы­раженные в денежной форме текущие затраты предприятия на производство и реализацию продукции образуют ее себестоимость.

В себестоимости учитываются затраты прямого труда, перене­сенные на вновь созданную продукцию (сырье, материалы, топли­во, электроэнергия, базис основных средств), издержки, связанные с использованием живого труда (оплата труда работников, отчис­ления на социальные нужды), прочие затраты. Себестоимость яв­ляется частью стоимости продукции и показывает, во что обходят­ся производство и реализация продукции для предприятия.

Себестоимость продукции (работ, услуг) является одним из обобщающих показателей деятельности предприятия, отражаю­щих эффективность использования ресурсов; внедрения новой техники и технологии; совершенствования организации труда, производства и управления, а также необходимой базой для ис­числений прибыли.

Предприятия, занимающиеся активной производственной деятельностью, определяют издержки производства, а предпри­ятия, осуществляющие сбытовую, снабженческую, торгово-посредническую деятельность — издержки обращения.

В Российской Федерации действует Постановление о со­ставе затрат по производству и реализации продукции (работ, услуг), включаемых в их себестоимость, и о порядке форми­рования финансовых результатов, учитываемых при налогооб­ложении прибыли.

где — стоимость части издержек (себестои­мости); — общая сумма издержек (себестои­мости)
Издержки производства
-это
стоимостная форма затрат овеществлен­ного и живого труда, обеспечивающих производство готового продукта (работ, услуг)
Издержки обращения
-это
это стоимостная форма затрат овеществлен­ного и живого труда, обеспечивающих обращение продуктов или услуг  
Для характеристики каждого элемента издержек (себестоимости) используют показатели структуры издержек (себестоимости).

Структура издержек (себестоимости)
-это


При исследовании структуры себестоимости продукции ши­роко используют метод группировок по статьям калькуляции. Такая группировка позволяет распределить все расходы организации по тому или иному конкретному назначению, выявить затраты на отдельных участках производства и тем самым определить вклад каждого участка в себестоимости продукции.

Понятие себестоимости продукции (работ, услуг)

 

Себестоимость продукции (работ, услуг)
- это
один из обобщающих показателей дея­тельности организации, отражающих эф­фективность использования ресурсов, внедрения новой техники и технологии, совершенствования организации произ­водства и управления, роста прибыли. Является денежным выражением издер­жек на производство и реализацию про­дукции

 

По степени учета затрат на практике различают два основных вида себестоимости: производственную и полную.

Виды себестоимости
Полная (коммерческая) себестоимость
Денежная форма затрат предприятия в виде израсходованных в процессе производства продукции средств производства и оплаты труда с учетом затрат по ее сбыту: Производственная себестоимость + Внепроизводственные расходы  
Производственная себестоимость
Денежная форма затрат предприятия в виде израсходованных в процессе производства продукции средств производства и оплаты труда

 


Постепени учета затратна практике различают два основных вида себестоимости:

производственная себестоимость – охватывает только затра­ты, связанные с процессом производства продукции;

полная себестоимость – это общая сумма затрат, связан­ных с производством продукции (производственная себестоимость), и расходов по ее реализации (коммерческие расходы — затраты на упаковку, хранение, погрузку, транспортировку и рекламу).

В зависимости от объекта затрат различают;

• себестоимость единицы продукции (работ, услуг);

• себестоимость всей продукции (работ, услуг).

Для характеристики себестоимости всей продукции вычис­ляют показатель затрат на 1 рубль продукции (обычно на рубль товарной продукции). Он важен, так как учитывает и несравни­мую (в основном новую) продукцию.

Виды себестоимости в зависимости от объекта
Себестоимость всей продукции (работ, услуг) (zq)  
Себестоимость единицы продукции (работ, услуг) (Z)  

 

 


Затраты, образующие себестоимость продукции, группируются по пяти основным экономическим элементам. Эта группировка позволяет судить об объеме расхода сырья, материала, топлива, энергии и других составляющих себестоимости и применяется для исчисления величины чистой продукции.

Экономические элементы затрат, включаемых в себестоимость
Затраты на оплату труда
Материальные затраты
Прочие затраты
Единый социальный налог
Амортизация основных средств

Группировка затрат по элементам, дает воз­можность судить об объеме расхода сырья, материалов, топлива, энергии и т.д., а также является основой для исчисления вели­чины чистой продукции.

Метод группировок используется и при исследовании струк­туры себестоимости продукции по статьям калькуляции.

Группировка по статьям калькуляции позволяет произвести распределение всех расходов предприятия по тому или иному конкретному назначению, дает возможность выявить затраты на отдельных участках производства и тем самым определить вклад каждого участка в себестоимость продукции.

Затраты на 1 рубль продукции (работ, услуг) определяется делением общей суммы затрат на производство продукции (ра­бот, услуг) на стоимость этой продукции в отпускных ценах предприятия:

где — средние затраты на 1 рубль, продукции;

— себестоимость единицы продукции каждого вида;

количество единиц продукции каждого вида;

р — оптовая цена единицы продукции каждого вида.

Этот показатель определяет затраты (в копейках) на 1 рубль произведенной продукции (работ, услуг). Это один из показате­лей экономической эффективности производственной деятельности предприятий, объединений, АО, фирм и других форм собственности.

В статистике используются следующие виды показателя затрат на 1 рубль товарной продукции;

1. Затраты на 1 рубль товарной продукции по утвержденному плану:

2. Фактические затраты на 1 рубль товарной продукции:

 

3. Фактические затраты на 1 рубль товарной продукции в плановых отпускных ценах (на фактически выпущенную продукцию, исходя из фак­тической себестоимости в ценах, принятых в плане):

 

4. Затраты на 1 рубль товарной продукции по плану в пересчете на фактический объем и состав продукции (на фактически выпущенную продукцию, исходя из плановой себестоимости и отпускных цен, принятых в плане):


 

Сопоставление этих показателей позволяет с помощью индексного метода проанализировать изменение фак­тических затрат на 1 рубль продукции по сравнению с планируе­мым, степень выполнения плана по снижению себестоимости.

Динамика затрат на 1 рубль товарной продукции с учетом всех факторов определяется по формуле (в отпускных ценах со­ответствующих периодов):

 

 

где D р — сумма удешевления (удорожания) продукции вследствие снижения (повышения) фактических цен на сырье, материалы, тарифов на электроэнергию и т.д. в текущем пе­риоде против базисных.

Динамика затрат на 1 рубль товарной продукции с учетом из­менения только себестоимости единицы продукции каждого вида и изменения объема и ассортимента продукции измеряется по формуле (в сопоставимых ценах, в качестве которых принимают отпускные цены предприятий предшествующего периода):

 

 

Динамика затрат на 1 рубль товарной продукции в сопоставимых ценах (отпускных ценах базисного периода) исчисляется по формуле:

 

 

Заметим что в статистических ежегодниках публикуются дан­ные по годам о затратах на производство продукции (работ, ус­луг) по основным отраслям экономики.

 

На общие затраты на производство продукции влияет ряд факторов, выступающих в роли сомножителей: изменение сред­ней себестоимости единицы продукции, изменение в структуре выпускаемой продукции, отпускных цен.

Сопоставляя показатели средних затрат на 1 рубль товарной продукции в разные периоды, исчисляют индекс затрат на 1 рубль товарной продукции переменного состава:

 

Данный индекс отражает изменение затрат на 1 рубль товар­ной продукции (себестоимости) под влиянием изменения себе­стоимости, структуры и цен.

Влияние на уровень затрат на 1 рубль товарной продукции изменения объема и состава всей продукции определяется фактор­ным индексом:

 

 

 

Влияние изменения себестоимости единицы продукции на ди­намику затрат на 1 рубль продукции характеризуется фактор­ным индексом:

 

Влияние изменения отпускной цены на исследуемый показа­тель определяется факторным индексом:

 

 

 

Влияние всех рассматриваемых факторов:

 

 

Разность между числителем и знаменателем в каждом из запи­санных выше индексов характеризует в абсолютном выражении снижение (-) или повышение (+) затрат на 1 рубль продукции за счет влияния соответствующих анализируемых факторов.

Для того чтобы оценить изменение общих затрат на производ­ство всей продукции за счет анализируемых факторов, нужно оп­ределить влияние каждого фактора на изменение затрат на 1 рубль товарной продукций и умножить на стоимость фактиче­ски произведенной товарной продукции в действовавших в от­четном периоде оптовых ценах.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 901; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.029 сек.