Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Возрастная периодизация (Д.Б. Эльконин)




Особенности сензитивных периодов в развитии

Сензитивными периодами называют периоды особой восприимчивости детей к тем или иным способам, видам деятельности; к способам эмоционального реагирования, поведения вообще и проч. – вплоть до того, что каждая черта характера наиболее интенсивно развивается на основе некоторого внутреннего импульса и в течение некоторого узкого промежутка времени. В соответствии с «космическим планом» развития, сензитивные периоды служат тому, чтобы ребенок имел принципиальную возможность приобрести внутренне необходимые ему знания, умения, способы поведения и т.д.

Человеку никогда более не удается так легко овладеть некоторым знанием, так радостно научиться чему-либо, как в соответствующий сензитивный период.

Сензитивные периоды длятся определенное время и проходят безвозвратно – независимо от того, удалось ли ребенку полностью воспользоваться их условиями для развития каких-либо своих способностей.

 

Этапы развития Возраст Ведущая деятельность Новообразования Кризис
  Младенческий возраст.   - - - - - - - - - - -   На данном этапе: период новорожденнос ти.   0 – 1 год.     - - - - - - - -------   0 – 1 месяц.   Эмоциональное общение со взрослыми (в основном с близкими).     - - - - - - - - - - - - -   Развитие условных рефлексов.     Первоначальное сознание психической общности со взрослыми, с матерью, предшествующее выделению собственного «Я». - - - - - - - - - - - - - -   Появление индивидуальной психической жизни ребенка. Кризис 1 года (возникает из-за противоречия в максимальной социальности ребенка и минимальными возможностями общения). - - - - - - - - - - - - - -   Кризис новорожденности (существование ребенка занимает как бы серединное положение между внутриутробным развитием и постнатальным; ребенок отделяется от матери физически, но не биологически).  
Ранний детский возраст. 1 – 3 года. Предметно-манипулятивная. Возникновение у ребенка сознания, выступающего для других в виде собственного «Я». Осознание себя как активного субъекта. Кризис 3 лет (кризис отношений, вслед за ним возникают новые ориентации в человеческих отношениях). Проявляется: негативизм, упрямство, строптивость, своеволие, протестное поведение, обесценивание требований взрослых, ревность, деспотизм.
Дошкольный возраст. 3–7 (6) лет. Игровая деятельность. В игре и других видах деятельности: иерархия мотивов, развитие воображения и других психических процессов, начальные элементы волевой регуляции, понимание норм и правил социальных взаимоотношений, психосексуальная идентификация, обретение более адекватной и устойчивой самооценки, развитие высших чувств и др. Кризис 7 лет (кризис мировоззрения, меняющий ориентацию в мире вещей). Возникают противоречия между возросшими интеллектуальными возможностями ребенка и «дошкольными» способами их решения; развитие внутренней позиции ребенка: он хочет выполнять социально значимую и социально оцениваемую деятельность.
Младший школьный возраст. 6-7 – 10-11 лет. Учебная деятельность. Интеллектуальная рефлексия, развитие волевой регуляции, внутренний план действия; совершенствование всех психических процессов.   Кризис 11 лет – подростковый (кризис отношений, вслед за ними возникают новые ориентации в человеческих отношениях).
Подростковый (отроческий, средний школьный) возраст. 10-11 – 14-15 лет. Общение со сверстниками, общественно полезная деятельность. Чувство взрослости – возникающее представление о себе уже не как о ребенке; перестройка мотивационной сферы, интеллектуальной сферы, сферы взаимоотношений со взрослыми и сверстниками.; формирование «Я» - идентичности. Кризис 15 лет (связан с новообразованиями, потребностью быть самостоятельным, осознать себя как «Я»; процесс формирования новообразований растянут во времени и может происходить неравномерно, поэтому в подростке существует и «взрослое», и «детское»).
Юношеский возраст. 14-15 – 18 лет. Учебно-профессиональная деятельность. Развитие теоретического мышления, философская рефлексия, поиск общих закономерностей и принципов, склонность преувеличивать силу своего интеллекта, уровень знаний и самостоятельность; увеличивается степень индивидуализации в интересах и способностях, формируется индивидуальный стиль умственной деятельности; становление устойчивого самосознания и стабильного образа «Я».   Кризис 18 лет (связан с новообразованиями, потребностью подчеркнуть собственную индивидуальность, непохожесть на других).
Молодость (ранняя взрослость). 18-20 – 30 лет (границы условны). Профессиональная деятельность, профессиональное самоопределение, стремление к карьере, создание семьи и стремление к продолжения рода. Становление самостоятельности и ответственности человека за свои поступки, способности принимать «смысложизненные» решения, закрепление мировоззренческих ориентаций, поиск смысла жизни, определение перспектив и целей жизни и т.д.   Могут быть кризисы, связанные с двояким характером молодости: обладая всей совокупностью прав вести взрослую жизнь, не всегда человек способен найти и реализовать в ней себя.
Взрослость (зрелость) – изучает акмеология. 30 – 55-65 лет (во-1, взрослость определяется физиологически; во-2, социально и юридически; в-3, собственное отношение к возрасту.   Центральная стадия жизненного пути, связанная с переживанием необходимости другим: воспитание детей, внуков; новые пути и средства самоактуализации; трудовая деятельность. Производительность (генеративность) и порождение (продолжение рода) – реализуется в заботе и воспитании молодого поколения, продуктивной трудовой деятельности, индивидуальном творчестве Могут быть кризисы, если ситуация развития во взрослости неблагоприятная, имеет место регрессия: чрезмерная сосредоточенность на самом себе, приводящая к косности и застою, личностному опустошению.
Старость:   пожилой возраст;   старческий возраст;   долгожительство От 60-65…   60 – 75   75 – 90   Старше 90 Трудовая деятельность; деятельность, связанная с интересами; творческая деятельность. Старость – явление больше социальное, чем физиологическое, психологическое развитие продолжается и в старости. Мудрость как форма независимого и в то же время активного взаимоотношения человека с жизнью: зрелость ума, тщательная обдуманность суждений, глубокое всеобъемлющее понимание. Могут быть кризисы, связанное с сужением социальных связей из-за прекращения обязательной профессиональной деятельности, с постепенным «вымыванием» возрастной когорты сверстников, с усталостью от интенсивных социальных связей; после 60 постепенно приходит осознание социального отчуждения стариков от последующих поколений; у людей преклонного возраста перестраивается мотивационная сфера: ведущими потребностями становятся потребности в безопасности и надежности.

 

 

Литература

1. Основы специальной психологии / Под ред. Л.В. Кузнецовой. – М., 2006.

2. Специальная психология: Учеб. пособие / Под ред. В.И. Лубовского.— 3-е изд., стереотип. — М.: Изд. центр "Академия", 2009.

3. Специальная педагогика / Под ред. Н.М.Назаровой. – М., 2005.

4. Усанова О.Н. Специальная психология. – СПб.: Питер, 2008.

5. Шаповал И.А. Специальная психология. – М.: Сфера, 2005.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 1123; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.