Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Состав и бухгалтерской (финансовой) отчетности и предъявляемые к ней требования




Состав бух. отчетности регламентируется ПБУ 4/99 “Бухгалтерская отчетность организации” и ФЗ “О бухгалтерском учете”. Организация должна составлять бух. отчетность за месяц, квартал и год нарастающим итогом с начала отчетного года.

Месячная и квартальная – это промежуточная отчетность. Бух. отчетность организации должна включать показатели деятельности всех филиалов, представительств и иных структурных подразделений. Содержание и форма “Бух. баланса” и “Отчета о прибылях и убытках” и пояснений к ним применяются последовательно от одного отчетного периода к другому. В бух. отчетности данные по числовым показателям приводятся минимум за 2 года: отчетный и предшествующий ему.

Данные в формах бух. отчетность проставляются в тыс. руб. без десятичных знаков. Разрешается предоставлять в млн.руб. без десятичных знаков. Существующие статьи бух. баланс должны подтверждаться данными инвентаризации имущества, расчетов и обязательств.

 

23.3. Бухгалтерский баланс: правила оценки статей баланса

При составлении бух. баланса должно выполнятся следующее:

1. Данные на начало года должны следовать данным баланса за предшествующий год;

2. Не допускается зачет между статьями активов и пассивов, прибылях и убытках, кроме случаев, когда такой зачет предусмотрен соответствующим ПБУ.

3.Отдельные показатели отражаются в нетто оценки, т.е. за минусом регулирующих величин. В частности основные средства и нематериальные активы в балансе показывается по остаточной стоимости, т.е. за минусом начисленной амортизации.

При составлении баланса создают правила оценки отдельных его статей. Общие подходы в определении оценки имущества и обязательств организации установлены ст.11 ФЗ «О бухгалтерском учете».

Незавершенные капитальные вложения и объекты финансового вложения (кроме займов) не оплаченные полностью отражаются в балансе для застройщика в сумме фактических затрат.

Финансовые вложения в акции других организаций в балансе показываются по рыночной стоимости, если она ниже стоимости принятия к учету (балансовой), такое правило действует в том случае, когда акции копируются на фондовом рынке, а информация о результатах копировки регулярно публикуется в существующих изданиях.

Материалы, полученные от списания основных средств, приходуются по рыночной стоимости на дату списания с баланса указанных объектов. Сырье, материалы, топливо, комплектующие изделия в балансе показываются по их фактической себестоимости, которая включается в фактические затраты на их приобретение и заготовление.

Готовая продукция отражается в балансе согласно варианту учетной политики:

1. По нормативной (плановой) производственной себестоимости;

2. По фактической себестоимости изготовления;

3. В сумме прямых затрат.

Если на материальные ресурсы в течение года снизились цены или они морально устарели, либо частично потерял свой первоначальные свойства, то в балансе на конец года они показываются по цене возможной реализации. Разница в цене - это прямой убыток, который учитывается в составе прочих финансовых результатов.

По фактической или нормативной полной себестоимости в балансе учитываются отгруженные товары (счет 45), сданные работы или оказанные услуги. Остатки незавершенного производства (сальдо счета 20) в балансе показывается в оценке в зависимости от характера производства. В единичном производстве незавершенное производство оценивают в сумме фактических затрат на дату его инвентаризации. В массовом и серийном производстве остатки незавершенного производства в балансе оценивают по одному из вариантов:

1. Фактическая и нормативная производственная себестоимость.

2. По прямым статьям затрат

3. По стоимости материальных затрат т.е. сырье, материалы полуфабрикаты.

Расходы будущих периодов (счет 97) отражаются в сумме фактических затрат связанных с осуществлением мероприятий в отчетном году, по подлежащим погашению в следующих отчетных периодах (арендная плата, расходы на подготовку кадров).

Денежные средства в кассе и на счетах в банках в иностранной валюте отражаются в отчете в рублях. Для пересчета используют курс ЦБ. Р.Ф. на последний день отчетного периода(52).

Дебиторская и кредиторская задолженность раскрываются в балансе в сумме согласованных сторонами. Если эти обязательства несогласованны, то каждый из участников показывает задолженности в сумме согласно данным текущего учета, который он признает правильным.

По ст. У.К Р.Ф. показывают сумму, зафиксированную собственником в учредительных документах, т.е. в Уставе организации (счет 80). По графе статей займы и кредиты (счета 66,67) задолжники организации показываются в сумме основного долга и начисленных процентах.

23.4. Формирование показателей отчета о прибылях и убытках

 

“Отчет о прибылях и убытках” характеризует финансовые результаты деятельности организации за отчетный период и дает возможность сопоставить их с результатами за предшествующий отчетный период.

Отчет включает 4 графы. В двух последних приводятся числовые показатели, графа 3 – за отчетный период, графа 4 – за предшествующий период. “Отчет о прибылях и убытках” содержит данные о доходах и расходах и финансовых результатах в сумме нарастающим итогом с начала года до отчетной даты. Отчет включает разделы: доходы и расходы по обычным видам деятельности, прочие доходы и расходы.

Отчетность содержит 18 показателей:

1) выручка нетто от продажи товаров за вычетом НДС, акцизов;

2) себестоимость проданных товаров, продукции, работ и услуг. Дт90Кт43, Дт90 Кт41, Дт90 Кт20 - для работ и услуг;

3) валовая прибыль (п1-п2);

4) коммерческие расходы - Дт90 Кт44;

5) управленческие расходыДт90 Кт26;

6) прибыль, убытки от продаж. Расчетно: разность показателей п.3-п.4-п.5 или п.1-п.4-п.5-п.2;

В разделе “Прочие доходы и расходы” показываются прочие доходы и расходы

7) проценты к получению – кредитный оборот субсчетов счета 91, на котором показаны проценты к получению - Дт76 Кт91;

8) проценты к уплате – дебетовый оборот субсчетов счета91, где отражены проценты к уплате;

9) доходы от участия в других организациях – дивиденды, которые может получить фирма - Кт91 Дт51;

10) прочие доходы – Дт91 Кт51 – выручка от продажи основных средств без НДС;

11) прочие расходы – дебетовый оборот счета 91, на котором отражен налог на имущество - Дт91Кт68, оценочные резервы – Дт91 Кт14,59,63, остаточная стоимость выбывших основных средств – Дт91 Кт01, фактическая себестоимость проданных материалов – Дт91 Кт10;

12) прибыль (убыток) до налогообложения (расчетная величина;

13) отложенные налоговые активы (ОНА) – разница между дебетовым и кредитовым оборотами – счет 09;

14) отложенные налоговые обязательства (ОНО) – разница между дебетовым и кредитовым оборотами - счет 77;

15) текущий налог на прибыль - дебетовый оборот по счету 99 с корреспонденцией счетов Кт68 Дт99, на которых отражены расчеты по налогам на прибыль и штрафным санкциям. Эту сумму корректируют на величину ОНА и ОНО;

16) Чистая прибыль (убыток) отчетного периодаДт84 Кт99 – убыток, Кт84 Дт99 – прибыль отчетного периода.

 

 

РАЗДЕЛ 6 УПРАВЛЕНЧЕСКИЙ УЧЕТ

Тема 24. Сущность управленческого учёта

24.1 Сущность, предмет и объекты управленческого учёта.

24.2 Сравнительная характеристика управленческого и финансового учёта.

24.3 Основные концепции управленческого учёта.

24.1.Сущность, предмет и объекты управленческого учёта.

Управленческий учет это установленная организацией систе­ма сбора, регистрации, обобщения и представления информации о хозяйственной деятельности организации и ее структурных подраз­делений для осуществления планирования, контроля и управления этой деятельностью.

Сбор информации о хозяйственной деятельности организации под­разумевает определение, классификацию, оценку и измерение хозяй­ственных операций и других экономически значимых событий с целью их последующего отражения в системе управленческого учета.

Под регистрацией понимают упорядоченное и последовательное отражение хозяйственных операций и других экономически значимых событий в первичных документах и учетных регистрах.

Обобщение информации означает ее анализ, подготовку и интер­претацию. В процессе анализа информации определяют состав ин­формации, представляемой пользователям, круг пользователей, вза­имосвязь между различными показателями деятельности организации, зависимость показателей от экономически значимых событий и си­туаций. Процесс подготовки и интерпретации информации предусмат­ривает представление логически связанной плановой, учетной и иной информации, включающей по необходимости аналитические и про­гнозные заключения.

Подготовленная информация представляется пользователям в виде отчетов табличного, графического и текстового формата.

Основная цель управленческого учета — представление руководи­телям и специалистам организации и структурных подразделений пла­новой, фактической и прогнозной информации о деятельности орга­низации и внешнем окружении для обеспечения возможности при­нятия обоснованных управленческих решений.

Основными пользователями информации управленческого учета являются высшее руководство организации, руководители структур­ных подразделений и специалисты.

Высшее руководство формирует стратегические цели управления организацией, оно получает:

• интегрированные управленческие отчеты о результатах производ­ственной, финансовой и инвестиционной деятельности организа­ции и ее.основных структурных подразделений за прошедший отчетный- период и на конкретный период времени;

• материалы анализа влияния внутренних и внешних факторов на результаты деятельности организации и ее основных структурных подразделений;

• плановые и прогнозные показатели на предстоящий период.

Руководители структурных подразделений формируют оперативную стратегию реализации долгосрочных целей развития организации. Они получают управленческие отчеты о деятельности подразделений на кон­кретный момент времени, результаты их аналитической обработки, пла­новую и прогнозную информацию о подразделений, а также: информа­цию о смежных подразделениях и контрагентах.

Специалисты получают информацию в пределах своей компетен­ции о деятельности организации и ее структурных подразделений, а также прогнозы внутренних и внешних факторов, оказывающих вли­яние на результаты хозяйственной деятельности.

Основные задачи управленческого учета:

• учет наличия и движения материальных, финансовых и трудовых ресурсов и представление информации по ним менеджерам;

• учет затрат и доходов и отклонений по ним от установленных норм, стандартов и смет по организации в целом, структурным подразделениям, центрам ответственности, группам изделий, тех­нологическим решениям и другим позициям;

исчисление различных показателей фактической себестоимости продукции (работ, услуг) и отклонений от нормативных и плано­вых показателей (полной производственной себестоимости, не­полной производственной себестоимости, полной себестоимости реализованной продукции, себестоимости реализованной продук­ции по зонам реализации и др.);

• определение финансовых результатов деятельности отдельных структурных подразделений по центрам ответственности, новым технологическим решениям, реализованным изделиям, выполнен­ным работам и услугам и другим позициям;

контроль и анализ финансово-хозяйственной деятельности орга­низации, ее структурных подразделений и других центров ответ­ственности;

планирование финансово-хозяйственной деятельности организа­ции в целом, ее структурных подразделений и других центров от­ветственности;

прогнозирование и оценка прогноза (представление заключения о воздействии ожидаемых в будущем событий на основе анализа прошлых событий и их количественная оценка для целей плани­рования);

• составление управленческой отчетности и ее представление уп­равленческому персоналу и специалистам для управления произ­водством и принятия решений на перспективу.

 

24.2.Сравнительная характеристика управленческого и финансового учёта.

Для сравнительной характеристики финансового и управленчес­кого учета необходимо выяснить сходство и различие этим подсис­тем бухгалтерского учета

СРАВНЕНИЕ ФИНАНСОВОГО И УПРАВЛЕНЧЕСКОГО УЧЕТА

Показатели сравнения Финансовый учет Управленческий учет
1.Цель учета Формирование достовер­ной информации для составления финансовой отчетности, осуществле­ния контроля и выявле­ния резервов Формирование информа­ции для администрации организации и ее струк­турных подразделений, необходимой для управ­ления ими
2.Пользователи инфор­мации В основном внешние пользователи Управленческий персо­нал организации и струк­турных подразделений и исполнители
3.Обязательность ведения Обязателен Необязателен, вводится по решению администра­ции
4.Объекты учета и отчетности По организации в целом По структурным подраз­делениям, центрам от­ветственности и другим позициям
5.Способы ведения учета Все элементы метода бухгалтерского учета Использование всех эле­ментов метода бухгал­терского учета необяза­тельно. Используются методы количественных оценок
6.Правила ведения учета Используются общепри­нятые принципы и пра­вила Устанавливаются органи­зацией
7.Используемые измерители Трудовые, натуральные и обязательно стоимост­ные Более широкое исполь­зование натуральных и трудовых показателей и специфических стоимо­стных показателей («будущий рубль» и др.)
8.Способы группировки расходов По установленным эле­ментам затрат, при необ­ходимости по статьям калькуляции По статьям калькуляции
9.Степень точности информации Достоверная, докумен­тально-обоснованная Допускаются приблизи­тельные и примерные оценки
10.Временной период За прошедший отчетный период За истекший, текущий и будущий периоды
11.Периодичность предо­ставления отчетности За месяц, квартал и год За более короткие периоды времени
12.Сроки представления отчетности Через несколько недельи месяцев Через несколько дней, на следующее утро, не­медленно
13.Ответственность за достоверность и свое­временность представле­ния учетных и отчетных данных Установлена Не предусматривается
14.Доступность отчетных данных Доступных для пользова­телей Являются коммерческой тайной
15.Регулирующий орган Минфин РФ Минэкономразвития (на уровне разработки рекомендаций)

 

24.3.Основные концепции управленческого учёта.

Центр ответственности — это часть организации, выделяемая в учете для контроля за ее деятельностью.

В каждом центре ответственности осуществляются расходы и про­изводится продукция (работы, услуги). Затраты каждого центра от­ветственности обязательно измеряются и контролируются менедже­ром центра или исполнителем. Однако произведенную продукцию, выполненную работу или оказанную услугу не всегда можно изме­рить в качестве дохода центра ответственности (например, практичес­ки невозможно выразить в качестве дохода услуги, оказываемые бух­галтерией). Не все центры ответственности, соизмеряющие расходы и доходы, могут принимать решения по использованию полученной прибыли.

По принципу возможности и целесообразности исчисления при­были и ее использования центры ответственности разделяются на три вида:

• центр затрат;

• центр прибыли;

• центр инвестиций.

В центрах затрат контролируются, как правило, только их рас­ходы. Их основной целью является минимизация затрат.

В центрах прибыли менеджер контролирует не только затраты, но и доходы. Сопоставляя доходы и расходы по центру, определяют при­быль. Основная цель центра прибыли - получение максимально вы­сокой прибыли.

Центры инвестиций контролируют не только затраты, доходы и прибыль, но и использование прибыли, в том числе инвестиции в собственные активы. Центрами инвестиций являются дочерние орга­низации и другие достаточно самостоятельные части головной орга­низации.

По принципу осуществления производственных функций можно выделить следующие центры ответственности: за снабжение, произ­водство, сбыт продукции, центр управления!

Центр ответственности за снабжение планирует, учитывает и контролирует закупки товарно-материальных ценностей, их хране­ние, затраты по закупке и хранению материальных ценностей, их от­пуск в производство.

Центр ответственности за производство планирует, учитыва­ет и контролирует затраты на производство продукции, объем и ас­сортимент выпускаемой продукции, ее качество, исчисляет ее себе­стоимость.

Центр ответственности за сбыт продукции (центр продаж) пла­нирует, учитывает и контролирует затраты по продаже продукции (ра­бот! услуг), объем и структуру проданной продукции, выручку ет про­дажи, рентабельность проданной продукции и ее отдельных видов. Центр продаж иногда называют центром доходов.

Центр управления (служба главного технолога, бухгалтерия, служ­ба управленческого учета и т.д.) планирует, учитывает и контролиру­ет затраты на их функционирование и определяет эффективность сво­ей деятельности.

Основой функционирования центров ответственности является сопоставление фактических затрат с расходами по смете. Смета яв­ляется, в сущности, финансовым планом для каждого центра ответ­ственности. При составлении смет во внимание принимают, как пра­вило, только затраты, контролируемые соответствующим центром.

Центр затрат - это любая единица деятельности организации, выделяемая в учете для осуществления контроля за затратами дан­ной единицы. Предполагается, что в этой единице можно организо­вать нормирование, планирование, учет использованных ресурсов, оценку их использования и определить ответственного за расходы.

Центрами прибыли могут быть цехи, производства, отделы сбы­та (маркетинга) и другие подразделения организации, руководители которых являются ответственными и обладают полномочиями как по затратам, так и по доходам. В качестве центра прибыли выступает так­же организация в целом.

Отчетным документом по затратам центра прибыли являются рас­смотренные ранее отчеты об исполнении сметы центров затрат выс­ших уровней (обычно начиная с цехового уровня).

Основным же отчетным документом центра прибыли является отчет по прибыли, содержание которого зависит от включаемых в отчет показателей прибыли - валовой, от продаж, от обычной де­ятельности, до налогообложения, чистой или маржинального дохода.

Если центр прибыли отчитывается по валовой прибыли, то в от­чете отражают стоимость произведенной продукции (работ, услуг), затраты на производство продукции данного центра, составляющие ее производственную себестоимости и исчисляемую величину вало­вой прибыли.

В том случае, когда центр прибыли отчитывается по прибыли от продаж, в отчете приводятся дополнительно данные о расходах на продажу продукции (работ, услуг) и соответствующей части общехо­зяйственных расходов (если они не включаются в производственную себестоимость), позволяющие исчислить полную себестоимость про­данной продукции (работ, услуг) и прибыль от продаж организации.

При составлении отчета по прибыли от обычной деятельности в отчет включают данные об операционных н внереализационных до­ходах и расходах и сумме налога на прибыль.

Центры инвестиций это структурные единицы самого высо­кого уровня крупных децентрализованных организаций: дочерние и зависимые общества головных организаций, филиалы и др. В за­падных странах к центрам инвестиции относят также отделения транснациональных корпораций.

Поскольку применительно к центрам инвестиций исходят из до­пущения, что они являются отдельными организациями, это центры составляют обычные формы бухгалтерской (финансовой) отчетнос­ти, в том числе отчет по прибыли.

Поэтому в настоящее время для оценки деятельности центров инвестиций в странах с рыночной экономикой используют четыре показателя:

• прибыль;

• рентабельность активов;

• остаточная прибыль;

• экономическая добавленная стоимость (ЭДС).

 

Тема 25. Организация управленческого учёта в зависимости от технологии и организации производства

25.1. Сущность понятий: затраты, издержки, расходы, себестоимость. Типология затрат.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 320; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.042 сек.